00_Soderzhanie_4.qxd 14.04.2014 12:01 Page 1
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1437)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор),
Евгений Руднев (выпускающий редактор), Нина Целищева (редактор выпуска),
Елена Шишмакова (выпускающий редактор), Ирина Горская (перевод)
Производство: Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник),
Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Татьяна Денисьева (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narodnoe.org
роое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹4’2014
Стр.1
00_Soderzhanie_4.qxd 14.04.2014 12:01 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
Н.И. Целищева
«Вся наша жизнь есть служение»
9
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.М. Кац
Основные понятия
в Законе об образовании:
что-то здесь не складывается…
А.Б. Вифлеемский
Законное наказание для
российского образования?
Федеральные государственные
стандарты и нормативы
А.В. Могилев
Торжество абсурда и засилие
некомпетентности
О концепции реформы высшего
педагогического образования
С.А. Нелюбов
Муниципальная власть и школа:
от создания необходимых
условий— кэффективному
результату
С.Ю. Миляева
Поможет ли новый стандарт
улучшить профессиональную
деятельность педагога?
36
Муниципальная политика в г. Новосибирске сделала своим приоритетом
социальную сферу, в частности — образование. Ресурсное обеспечение,
забота о школе, уникальные проекты профессиональной подготовки
кадров и резерва руководителя — всё это приводит к эффективному
результату деятельности муниципальной системы образования.
45
В реализации нового стандарта профессиональной деятельности учителя
необходима помощь педагогов, преодоление формализма и издержек
самого документа.
15
Общие положения федерального закона об образовании. Определения
основных понятий. Правовые нормы. Законодательные новации.
24
Правовое обеспечение и нормативы финансирования системы
образования. Реестр примерных образовательных программ.
Снижение доступности качественного образования.
29
Неверно поставленные цели и задачи в концепции реформы
педагогического образования.
2
Народное образование 4’2014
Стр.2
00_Soderzhanie_4.qxd 14.04.2014 12:01 Page 3
М.М. Поташник
Безысходность:
жаловаться некому?!
Н.Н. Перетягина
Почему наши дети не хотят
учиться?
СОДЕРЖАНИЕ
52
Образовательная деятельность. Нищета отрасли. Финансовое
обеспечение школ. Педагогическая нагрузка. Штрафы.
59
Автор анализирует, что приводит к отчуждению детей от школы: утрата
образования как ценности, превращение педагогической профессии
в сферу услуг, унижение учительства.
Г.А. Якупова
Сельская школа:
российско-китайский проект
Международное сотрудничество
67
Международное сотрудничество Республики Татарстан и Китая.
Сельская школа как ресурс развития села. Образовательные стратегии
сельских школ.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Н.М. Ладнушкина
Требования нового
закона об образовании
к государственному контролю
качества
А.А. Осипов
Роль августовских конференций
в повышении эффективности
государственной
образовательной политики
Е.Б. Куркин
Новый век и новая волна
требований к школе
В каком направлении реформировать
е¸, отвечая на вызовы времени?
А.В. Соложнин
Освоение стандарта
профессиональной
деятельности в школе
71
В новом Законе «Об образовании в РФ» появилось новое понятие —
государственная регламентация образовательной деятельности, —
отличное от прежнего — «государственный контроль». Какие нарушения
могут возникнуть в связи с этим в управленческой деятельности
руководителей школ.
76
В Новгородской области в августовских конференциях активно участвуют
представители власти, отчитываясь о создании необходимых
условий деятельности школ. Это оказывает влияние на образовательную
политику в регионе.
81
Прошедший век оставил нам в наследство глобальные проблемы:
загрязнение природной среды, тупики сверхпотребления, угрозы, идущие
от человеческого фактора… Только новая школа, опирающаяся на живое
восприятие и действие, сможет воспитать нравственного человека,
способного сохранить нашу планету от её истребления.
90
Квалификационные требования. Поэтапное освоение профстандарта.
Обучение и аттестация работников. Должностные инструкции.
Готовность к освоению профстандарта.
3
Народное образование 4’2014
Стр.3
00_Soderzhanie_4.qxd 14.04.2014 12:01 Page 4
СОДЕРЖАНИЕ
С.В. Белова
Очевидное — вероятное:
пора будить «спящего» учителя
Заметки на полях «Стандарта
профессиональной деятельности
педагога»
А.В. Зырянова
Создание комплексного имиджа
образовательной организации
Г.К. Лапушинская
Гранты для школы:
особенности и возможности
Л.Н. Вольвач
От индивидуальности
педагога— кличностным
достижениям ученика
Е.В. Губанова
Индивидуальный учебный
план: правовые основы
Т.В. Черникова
Карьера:
что предпочтительнее?
99
Утверждён профессиональный стандарт деятельности педагога.
Но соответствует ли его требованиям профессиональная подготовка
современного учителя?
107
Использование маркетинговых технологий в управленческой практике
образовательного учреждения.
111
Грантовые заявки. Критерии отбора проектных заявок. Грантовая
поддержка развития школ. Субсидии.
118
Профессионализм учителя. Педагогика индивидуальности.
Психологические барьеры. Индивидуальность учителя в педагогическом
коллективе.
125
Структура и содержание индивидуального учебного плана.
Документация. Порядок составления и утверждения учебного плана.
131
Типы карьер в современном образовании. Какие типы карьер предпочтительны
и какие рекомендации можно дать тем, кто выбирает тот или
иной тип карьеры? Какие профессиональные и личностные последствия
можно предсказать, если выбрать тип карьеры согласно предпочтениям?
Консультации
Е.Л. Болотова 136
Различие или соответствие понятий «Основные направления деятельности
ОУ» «Программа развития ОУ» и «План развития ОУ». Прохождение
аттестации на 1-ю категорию. Об участии учителей в методобъединениях.
Объединение на уроках физкультуры учащихся 10-го и 11-го классов.
Проведение «недели открытой школы». Проблема наполняемости классов.
С.Б. Хмельков 140
Стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Аттестация. Право
на стимулирующие выплаты. Длительный и дополнительный отпуск.
Трудовой договор. Отчётная документация.
Ю.В. Афоничева 143
Анализ основных изменений системы государственных закупок.
4
Народное образование 4’2014
Стр.4
00_Soderzhanie_4.qxd 14.04.2014 12:01 Page 5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
А.В. Хуторской
Образование, сообразное
человеку: технология
выращивания ценностей и целей
Я.С. Турбовской
«Книга, не предназначенная
для чтения…»
Какой учебник истории нужен школе
М.И. Кузнецова
Как читают российские
школьники?
С.И. Семенака
В родном доме тепло
и защищ¸нно…
Как сделать школьную
среду безопасной
Н.Б. Фомина
Оценка результатов обучения
по ч¸тким критериям,
а не «íà ãëàçîê»
153
Образование, сообразное человеку, — это проникновение в его
интеллектуальную, душевную, духовную сферы. Оно оценивается не
формальными показателями, а приращениями к личности ребёнка.
160
Многолетние дискуссии о качестве школьного учебника истории до сих
пор ни к чему не привели. Причина тому — методологическая
несостоятельность учебной книги для школьников.
169
Результаты региональных мониторингов. Исследование PIRLS.
Осознанное чтение младших школьников. Методика обучения чтению.
Гендерные различия.
175
Комфортные условия школьной жизни детей — основа их учебной
успешности. Все инновации, модернизации в образовании имеют смысл,
если ученики и их учителя живут и трудятся в гармоничной социальной
среде.
183
Руководителям школ необходимо сегодня постоянное информирование
о том, как идёт образовательный процесс, какова динамика улучшения
качества образования в школе. Этому поможет система оценки
результатов обучения ученика, класса, школы, полученной на основе
диагностики и аналитических отчётов.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Н.Е. Щуркова
Иллюзия воспитания
и иллюзорность воспитанности
В.П. Созонов
С кого нашим детям
«делать жизнь»?
У них нет любимого героя...
189
Воспитание станет эффективным, если отрешится от формализма, от
оценки воспитанности школьников только по внешним показателям, а не
по внутренней системе ценностей — основе жизненной позиции детей.
201
Учительство страны испытывает острую потребность в героях,
на образах которых воспитывалось бы подрастающее поколение.
Но пока таких героев в нашей литературе нет. А в жизни они есть,
но о них не говорят, общество их не знает.
5
Народное образование 4’2014
Стр.5
00_Soderzhanie_4.qxd 14.04.2014 12:01 Page 6
СОДЕРЖАНИЕ
И.Н. Попова
Подросток бер¸тся
за оружие… Почему?
В.В. Круглов,
Воспитание не должно
быть параллельным
С.В. Кривцова
«Лучшее, что взрослые могут
подарить детям —
тренированную совесть»
Какой психолог нужен
современной школе
О.А. Ласуков
Школьный театр —
дело нужное и благодарное
208
Причины возникновения подростковой агрессии, семейные, социальные
и культурные факторы риска, стимулирующие агрессивное поведение.
Школьная безопасность, профессиональная компетентность педагогов
и психологов в решении этой проблемы.
216
Воспитание подростков. Самоактуализация школьников переходного
возраста. Типы семей и родителей.
220
Способов психологического диагностирования состояния школьников
сегодня немало. А к знанию глубин, тонкостей движений детской души
психологи так и не приблизились. Но сделать это можно.
229
Театральный фестиваль в школе. Репетиции и премьерный спектакль.
Шефская помощь.
Консультации
И.Н. Попова 233
Школьные конфликты, пути их профилактики и преодоления.
Е.Е. Метенова 239
Помощь родителей в подготовке ребёнка к школе.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
М.А. Сычёва
«Достойна есть…»
К 70-летию Великой Победы
Н. Никольская
В огороде — бузина…
О том, как журнал
«Народное образование»
поздравили с 210-летним юбилеем
245
Автор очерка повествует о судьбе педагога, жизнь которого —
пример гражданского достоинства.
248
Стр.6
06_Soderzhanie-contents_4.qxd 14.04.2014 12:02 Page 252
ÑÎNTENTS
N. Tselisheva
Our Life Means Service
9
EDUCATIONAL POLICY
A. Kats
General Conceptions In Law Of
Education: There Isn't Anything
Put Together…
A. Bethlehemskiy
Is It The Legal Punishment
For Russian Education?
Federal State Standards And Regulations
A. Mogilev
The Triumph Of Absurd And
Incompetence Domination
About Conception Of Higher
Pedagogical Education
S. Neliubov
Municipal Power And School:
From The Creation
Of Necessitate Conditions —
To The Effective Results
S. Miliaeva
If The New Standard Would
Help To Improve The
Professional Teacher's Activity?
M. Potashnick
Despair: Isn't Anybody
To Complain?!
52
Educational activity. Poverty of industry. Financing school providing.
Pedagogical load. Penalties.
15
General Conceptions In Federal Law Of Education. Determination Of
General Conceptions. Legal Regulations. Legal Innovations.
24
Legal support and the standards of education system financing. Register of
approximate educational programs. The reduced availability of quality education.
29
Wrong
setting goals and tasks within conception of pedagogical education
reforms.
36
Municipal policy in Novosibirsk made the social space, particularly — education
as its priority. Resource providing, care of school, unique projects of
professional training and reserve of Manager — all of these leads to the
effective result of the municipal education system.
45
The professional activity of teacher needs the teachers's help and overcoming
formalism and the costs and the document itself.
252
Народное образование 4’2014
Стр.252
06_Soderzhanie-contents_4.qxd 14.04.2014 12:02 Page 253
CONTENTS
N. Peretyagina
Why Don't Our Children
Want To Study?
59
The author analyses, what does the children's alienation from school lead to:
the loss of education as the value, reforming pedagogicprofession to services,
abasement of teaching.
G. Yakupova
Farm School:
Russian And Chinese Project
International Collaboration
67
International collaboration the Tatarstan Republicand China. Farm school as
the resource of farm development. Educational strategies of farm schools.
CONTROL OF EDUCATION
N. Ladnushkina
Requirements Of The New Law
Of Education To The State
Quality Control
A. Osipov
The Meaning Of August
Conference To Effective State
Education Policy
E. Kurkin
New Century And The New
Demands To School
In What Direction Should We Reform
It, Answering On The Call Time?
A. Solozhnin
Mastering The Standard Of
Professional Activity At School
S. Belova
Trivial And Probable: It's Time To
Wake The «Sleeping» Teacher
Margin Notes Of «Standard
Of Professional Activity»
A. Zyrianova
Creating The Complex Image
Of Educative Organization
253
71
There is a new conception in the new Law «of Education in RF» — the
state reglamentation of educational activity, that is different from previous —
«state controlling». What violence that may be appeared because of this
problem within managing activity of school deans.
76
In Novgorod region during August conferences, the authorities are taken an
active part, reported about the necessaries conditions for school activity in a
region.
81
Last century leaves a legacy the global problems: pollution of the natural
environment, stubs of over-consumption, threats of human factor… Only new
school depended on vivid perception and action can train the moral person,
who is able to care our planet from its destruction.
90
Qualification demands. Gradual mastering of professional standard. Education
and certification of staff. Duty regulations. Readiness to master professional
standard.
99
The professional standard of teaching activity has been affirmed. But is it
corresponded withits requirements the professional training of modern teacher?
107
Marketing technologies in manage practice of educational organization.
Народное образование 4’2014
Стр.253
06_Soderzhanie-contents_4.qxd 14.04.2014 12:02 Page 254
CONTENTS
G. Lapushinskaya
Grants For School:
Features And Possibilities
L. Volvach
From Individuality Of
A Teacher — To A Personal
Achievements Of A Pupils
E. Gubanova
Individual Curriculum:
Legal Foundations
T. Chernikova
Career: What Would Be
Preferred More?
111
Grants applications. Criteria of the project applications selection. Grant support
of school development. Grant-and-aids.
118
Professionalism of a teacher. Pedagogy of individuality. Psychological bars.
Individuality of a teacher in pedagogical team.
125
Structure and content of individual learning plan. Documentation. Procedure
of making and approval of learning plan.
131
Types of careers in modern education. What types of careers are preferred
and what recommendations may be given for those who choose any career?
What professional and personal consequences may be predicted if we choose
the career in accordance withpreferences?
Consultations
E. Bolotova 136
Difference and concordance of concepts «General trends of the educational
organization activity», «Developing program of educational organization»,
«Plan of the educational organization development». Passing the first grade
certification. About the teachers' participation in methodology units.
Integration of 10 and 11-students at the Physical Culture lessons. «Week of
opened school». The problem of class audience.
S. Khmelkov 140
The longevity for a preschedule appointment of labor pension. Certification.
The right for incentive payments. Long-term and additional vacation. Labor
contract. Reporting documentation.
Y. Afonicheva 143
Analysis Of General Changing For The State Purchase System.
TECHNOLOGIES AND PRACTICE OF TEACHING
A. Hutorskoy
The Education Which Are
Conformable To A Person:
Technology To Grow Values
And Targets
254
153
The education whichare conformable to a person, — it is the penetration to
his intellectual, heart, moral space. It is estimated withno formal indicators
but personal additions to a child.
Народное образование 4’2014
Стр.254
06_Soderzhanie-contents_4.qxd 14.04.2014 12:02 Page 255
Y. Turbovskoy
«The Book That Isn't Intended
To Be Read…»
What Textbook Do We Need At School?
M. Kuznetsova
How Do Russian
Schoolchildren Read?
S. Semenaka
There Is Warm And Security In
Our Native Home…
How To Make The School
Environment To Be Secure
N. Fomina
The Value Of Results For
Learning With Accurate
Criteria, But Not With «An Eye»
CONTENTS
160
Long term discussions about the school history text book quality have led to
nothing already. The reason — is methodology failure of text book for school
children.
169
Regional monitoring results. PIRLS investigation. Deliberate reading of primary
schoolchildren. Methodology to teachreading. Gender differences.
175
Comfortable living conditions of children — is the basis of their learning success.
All innovations, modernization in education have the sense, if the students
and their teachers live and work in harmonicsocial environment.
183
School leaders are necessary to inform constantly about educational process,
its dynamics of improving quality education at school. This will be realized
withthe system of evaluation educational results of a pupil, a class, a school,
that were got on the basis of diagnose and analyticreports.
THE SCHOOL AND UPBRINGING
N. Shurkova
Illusion Of Training And
Illusion Qualities Of
Intelligence
V. Sozonov
Through Whom Our Children
«Ought To Make Life»?
They Have No Lovely Character…
I. Popova
A Teenager Takes Arms...
Why Is It So?
V. Kruglov
Training Mustn't Be Parallel
189
The education becomes effective, if we negative from formalism, evaluation of
students training only withexternal indicators, but nor withinternal system of
values — the basis of living children's position.
201
The teachers of our country experiences the acute need in characters, which
are taught now. Yet we have no suchheroes in our literature. And we don't
speak of them, the society doesn't know of them.
208
The reasons to exist of teenager aggression, family, social and cultural factors
of risk, stimulated aggressive behavior. School security, professional competency
of teachers and psychologists to solve his problem.
216
Teenagers training. Self actualization of schoolchildren in awakwark. Types of
families and their parents.
255
Народное образование 4’2014
Стр.255
06_Soderzhanie-contents_4.qxd 14.04.2014 12:02 Page 256
CONTENTS
S. Krivtsova
«The Best Thing That Grown-Up
People May Give The Children—
Is The Training Conscience»
What Psychologist Do We Need In
A Modern School
O. Lasukov
School Theatre — Is The
Necessary And Precious
220
There are many ways of psychology diagnosis of schoolchildren today. And
we don't know the depth, delicacy of children's heart. But we may do it.
229
Theatre festival at school. Repetition and the prime performance.
The assistance.
Consultations
I. Popova 233
School conflicts. Ways to have prophylaxis and the ways to overcome them.
E. Metenova 239
Parent's assistance to prepare child to school.
LIFE IN A PROFESSION
M. Sycheva
«She Is Dignity….»
To the 70th anniversary
of Great Victory
N. Nikolskaya
There Is Elder-Berry In
Vegetable Garden…
245
The author tells about fortune of the teacher whose life is the example of civil
dignity.
248
It's about, how the magazine «Publiceducation» was congratulated with
210-anniversary.
Стр.256