00_Soderzhanie_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 1
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1434)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат психологических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»,
кандидат философских наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области,
кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, доктор педагогических наук, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор),
Светлана Вишникина (редактор), Дмитрий Григорьев (консультант),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор),
Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска),
Ирина Горская (перевод)
Редакция:
Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн),
Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка),
Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narodnoe.org; www.narobraz.ru
»Нароое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹1’2014
Стр.1
00_Soderzhanie_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
О.Н. Смолин
Федеральный закон
об образовании в РФ:
не «Ëåáåäü», но «Ðàê»
В.П. Беспалько
Наполним педагогикой
закон, друзья!
Просвещение или образование?
А.Б. Вифлеемский
Торжественная линейка —
это преступление?
С.Г. Косарецкий,
Т.А. Мерцалова,
А.А. Седельников
Общественное участие
в управлении качеством
образования
Л.Н. Данилова
Причины неэффективности
школьных реформ
Е.М. Авраамова
Как учителя Москвы
и Подмосковья оценивают
эффективность новой системы
оплаты труда
9
Реформа и контрреформа законодательства. Язык юридических
документов. Государственные социальные гарантии. Отмена льгот.
19
Оценка закона «Об образовании РФ» и педагогической науки.
Приоритет образования над просвещением. Обучение и воспитание
человека в соответствии с его природными задатками.
35
Законодательная регламентация торжественных мероприятий.
Организация публичного мероприятия.
41
Итоги практики активной реализации принципа государственнообщественного
характера управления образованием после окончания
региональных комплексных проектов модернизации образования
2006–2009 гг. Забвение достижений пятого направления РКПМО,
посвящённого расширению общественного участия в управлении
образованием и развитию публичной отчётности образовательных
организаций. Поспешность решений.
49
История образования и корни большинства современных
образовательных проблем, пути преодоления барьеров. Когда реформы
могут считаться успешными? Причины краха и неэффективности реформ
в образовании.
54
В каких случаях НСОТ и её составляющие принимаются
и не принимаются работниками образования — результаты исследований.
2
Народное образование 1’2014
Стр.2
00_Soderzhanie_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 3
СОДЕРЖАНИЕ
А.М. Кушнир,
Е.Ю. Илалтдинова
Идеология, практика и потенциал
продуктивного образования
в контексте наследия
А.С. Макаренко
Положение о Международном
конкурсе им. А.С. Макаренко
70
С 1-го по 5-е апреля 2014 года состоится XII Международный
конкурс им. А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения.
59
Развитие продуктивного образования и педагогика А.С. Макаренко.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
Административное
мракобесие в сумерках
просвещения
А.В. Соложнин
Новый закон об образовании:
что нового?
М.Н. Гоглова
Педагогические риски
в условиях введения ФГОС
77
Игнорирование науки и бездумная исполнительность. Теория
деятельности. Управление кадрами, кадровые ошибки.
84
Формы поддержки инклюзивных и «статусных» школ. Разработка
образовательной программы. Электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии. Формы получения образования и формы
обучения.
93
Сомнения в целесообразности процесса введения ФГОС и неудовлетворённость
организацией новшества. Риски инноваций. Вопрос формирования
профессиональных компетентностей педагогов. Обладает ли педагогика
возможностью влиять на развитие общества как целостного многообразия
социальных групп и деловых сообществ? Прогноз возможных
рисков при введении ФГОС в образовательные организации. Административные
команды школ, ориентированные на успешную инновационную
деятельность. Антирисковые программы. Угрозы введения ФГОС
основного общего образования.
О.Е. Лебедев
Управление образовательным
процессом: как оценивать
образовательные результаты
101
Образовательные результаты: непосредственные и отсроченные.
Прогнозные оценки. «Знаниевая гипотеза». Педагогическое
целеполагание. Желаемые и реальные результаты. «Сквозная цель»
ступеней школьного образования.
3
Народное образование 1’2014
Стр.3
00_Soderzhanie_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 4
СОДЕРЖАНИЕ
И.Н. Попова
Репутационный менеджмент
как фактор развития
современной школы
Е.Б. Куркин
Кадры решают вс¸!
110
Позитивная репутация образовательных организаций — неотъемлемое
условие, указывающее на их конкурентные преимущества на рынке
образовательных услуг. Технологии репутационного менеджмента.
116
Кадровая ситуация в образовании. Причины серьёзных системных
изменений в структуре кадров. Мотивационные и антимотивационные
состояния современного учительства. Идеология «ожидания окончания
трудовой деятельности». Ситуация невнятности профессиональных
перспектив и собственного профессионального и карьерного роста для
молодых людей в сфере образования. Стратегия управления
мотивационными состояниями учителей.
О.А. Фиофанова
Инновационные площадки—
реальные институты развития
124
Экспертный анализ результатов деятельности городских инновационных
площадок в развитии инновационной инфраструктуры образования.
Способы внедрения инновационных продуктов в массовую практику
с учётом «коридора возможностей» в условиях обновлённого
законодательства в сфере образования.
Е.А. Ганаева
Как подготовить директоров
школ к инновационной
деятельности
130
Процесс формирования готовности директоров средней школы к инновационной
деятельности. Цель работы ИПК в рамках федеральной
модульной программы «Современный образовательный менеджмент» —
научить директоров разрабатывать стратегию, ориентированную на
внедрение инноваций в образовательном учреждении. Интерактивные
методы, обучение на базе стажёрских площадок, проведение контроля
обученности (эссе, тест, кейсы, защита проектов).
Г.К. Лапушинская
Система оплаты труда:
важные «мелочи» и риски
для руководителя школы
Т.Г. Новикова,
М.Н. Гоглова
Многофункциональные
образовательные
организации столицы
138
Переход ко второму этапу модернизации систем оплаты труда в школах.
Стимулирование руководителя и персонала. Школьные локальные акты.
Бухгалтерское сопровождение.
145
Идея создания многофункциональных образовательных организаций —
база для интеграции интеллектуальных, финансовых, материальнотехнических,
кадровых ресурсов в целях дальнейшего развития системы
образования, формирования реальных условий для повышения качества
образования, преемственности программ различного уровня, выбора
учащимися образовательного маршрута в соответствии с индивидуальными
запросами.
4
Народное образование 1’2014
Стр.4
00_Soderzhanie_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 5
Т.В. Машарова,
М.В. Кузьмина
Региональная программа
медиаобразования школьников:
цели стратегические
и тактические
Н.А. Болотов
Формирование
кадрового ресурса:
потенциал федеральной
стажировочной площадки
(Волгоградская область)
А.М. Кац
Комментарии к отдельным
нормам Федерального закона
«Об образовании в РФ»
СОДЕРЖАНИЕ
149
Медиакультура, медиабезопасность, медиаобразование. Функции центра
медиакомпетентности. Аудиовизуальные технологии. Интеграця
в медийном пространстве.
156
Модели повышения квалификации. Стажёрские практики на базе
инновационного опыта. Стажировочная площадка. Становление
и развитие тьюторских практик.
164
Анализ и оценка содержания статей основного правового акта
в образовании.
Консультации
С.Б. Хмельков 173
Оплата обучения на дому во время летних каникул. Замещение уроков.
Право на досрочную пенсию. Как составлять школьное расписание.
Продолжительность отпуска.
Е.Л. Болотова 176
Выплата компенсации за методическую литературу. Прохождение
аттестации и.о. директора школы. Принуждение педагогов к ремонтным
работам в школе. Педагогическое образование для директоров школ.
Обязательная работа, входящая в педнагрузку. Формы обучения ребёнка
в соответствии с новым законом об образовании. Лицензия на учебную
программу. Сдача в аренду помещений ОУ. О введении ставки
заместителя директора по правовым (юридическим) вопросам.
Бесплатная консультативная помощь родителям. О времени пребывания
в школе педработников.
Е.В. Кочергина
При¸м в образовательные
учреждения
181
Конституционные права на образование. Процедура приёма граждан.
Документы, необходимые при поступлении в ОУ. Кто имеет право на
первоочередное предоставление места в ОУ.
5
Народное образование 1’2014
Стр.5
00_Soderzhanie_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 6
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Ю.В. Науменко,
О.В. Науменко
Инклюзивное образование:
образ выпускника начальной
школы
А.В. Могилев
Электронные учебники:
ближайшая повестка дня
Б.В. Куприянов
Нормы и практика аттестации
в дополнительном
образовании детей
Е.В. Якушина
Учитель осваивает сетевые
технологии: это необходимо
для профессионального роста
185
Предлагаемый авторами подход к формулированию требований
по реализации ФГОС по отношению к детям с ограниченными
возможностями здоровья — альтернатива Концепции ФГОС для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, предложенной
сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.
193
Нормативная база перехода к электронным учебникам. Методическая
перестройка работы учителей, изменение принципов их подготовки.
199
Новый закон об образовании — ещё один шаг в оформлении дополнительного
образования как нормативного компонента общей системы воспитания
и обучения детей в РФ. Один из барьеров на пути нормализации-формализации
дополнительного образования — его многообразие,
полярность разных его составляющих.
203
Сетевые педагогические сообщества как инструмент методической
поддержки педагогов. Мотивация к сетевой деятельности. Продвижение
сайта.
Консультации 210
Ответы на вопросы о комплектации образовательных учреждений
средствами мультимедиаоборудования и возможности применения
его в учебном процессе.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Е.А. Ямбург
Педагогическая траектория
Гюнтера Грасса
К переизданию романа
«Траектория краба»
М.А. Мазниченко
Комплексная профилактика
социальных зависимостей
подростков
213
Педагогические задачи педагогической прозы. Биографии книжные
и реальные. Тоталитарное сознание, образ врага. Виртуальные игры.
221
Инновационные методики используемых в педагогической практике форм
профилактики социальных зависимостей. Инновационные методы
комплексной профилактики социальных зависимостей.
6
Народное образование 1’2014
Стр.6
00_Soderzhanie_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 7
СОДЕРЖАНИЕ
И.Ю. Шустова
Ситуативная педагогика,
или Дети живут настоящим
228
Деятельность педагога — это череда живых ситуаций взаимодействия
с детьми. Сможет ли педагог прожить эту ситуацию вместе с ребятами,
найти ключ к детскому настоящему или он останется сторонним
наблюдателем и экспертом, который даёт внешнюю оценку
происходящему...
В.В. Ковров,
Н.Т. Оганесян
Роль телефона доверия
в деле защиты детей
235
Психологическая безопасность, основывающаяся на культуре ненасилия, —
необходимое условие современного образования. Стратегическая
пропедевтика и тактические подходы к организации психологической
безопасности образовательного пространства. Режим быстрого
реагирования на проблемные жизненные ситуации. Исследование
проблемы, связанной с профилактикой психологического насилия
в школе. Создание инфраструктуры для оказания помощи детям.
А.А. Мурашов
Речь учителя и его
профессиональный имидж
241
Педагогический имидж учителя, его коммуникативное мастерство.
Речевая составляющая профессионального образа. Тонкости этикета.
Консультации
В.Н. Могилева 245
Советы учителям, родителям и подросткам по преодолению учебных,
эмоциональных и семейных проблем.
Стр.7
06_Soderzhanie-contents_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 251
ÑÎNTENTS
EDUCATIONAL POLICY
O.N. Smolin
Federal Education Law In The
Russian Federation: Isn't
«Swon», But «Cancer»
V.P. Bespalko
Let's Full Pedagogy With Law,
Dear Friends!
Enlightenment Or Education?
A.B. Bethlehemskiy
Solemn Line Is It A Crime?
S.G. Kosaretskiy,
T.A. Mertsalova,
A.A. Sedelnikov
Public Participation In Quality
Education Management
L.N. Danilova
The Reasons Of Inefficient
School Reforms
E.M. Avraamova
How The Teachers Of Moscow And
Moscow Region Appreciate The
Efficiency Of New Wage System
A.M. Kushnir,
E.U. Ilatdinova
Ideology, Practice And Productive
Education Capacity Within
Education Of A. Makarenko
Statute Of The A.S. Makarenko
International Competition
70
Within the period of April 1 to 5, 2014, there will be held the 12th
International Competition And Readings named after A.S. Makarenko.
251
9
The reform or is the counter-reform of law. Language of legal documents.
State and social guarantees. Cancelation of benefits.
19
Law assessment «About education in the Russian Federation» and pedagogical
science. The priority of education on enlightenment. Education and training
person in accordance withhis nature features.
35
Legislative regulations of grand actions. A meeting, rally, demonstration, procession,
a solemn line, graduation party. Organization of a publicevent.
41
Active realization the principle of state and publiceducational management
after regional complex projects of educational modernization 2006–2009,
seemed to be exhausted. Is that so?
49
Frequently educational reforms experienced failure, so the question about efficient
reforming as the activity to improve education, becomes principal.
54
In what cases New Payment System (NPS) and its components are proved
and aren't proved by teachers — results of investigations.
59
The developent of productive education and pedagogy of A. Makarenko.
Народное образование 1’2014
Стр.251
06_Soderzhanie-contents_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 252
CONTENTS
CONTROL OF EDUCATION
M.M. Potashnick
Administrative Managerial
Obscurantism In The Twilight
Of Enlightenment
A.V. Solozhnin
The Law Of Education:
What's New?
M.N. Goglova
Pedagogical Risks Within The
Federal State Educational
Standard Introduction
O.E. Lebedev
Educational process management:
how to evaluate educational results
I.N. Popova
Image Management As The Factor
Of Modern School Development
E.B. Kurkin
Cadres Decide Everything!
O.A. Fiofanova
Innovative Platforms — The
Real Institutes Of Development
E.A. Ganaeva
How To Prepare The School
Deans To Innovative Activity
77
Ignoring science and thoughtless diligence. Theory of activity. Staff management,
staff mistakes.
84
Forms of supporting inclusive and «status» schools. The development of educational
program. E-education and distant educational technology. Forms of
getting education and forms of education.
93
Federal state Educational standards of general education included in the life
of school, while they are the subject of discussion for the concerned community.
The reason of it — are the doubts about the appropriateness of Federal
State Educational Standard introduction, and sometimes — dissatisfaction
organization innovations.
101
Educational results: immediate and differed. Predicative values. «Knowledge
hypothesis». Pedagogical goal setting. Desirable and undesirable results.
The overall objective of the school education levels.
110
Positive image of educational institutions — is the integral condition to point
their competitive advantages on the educational services market. Image management
technology.
116
In the terms of pedagogy cadres the pedagogical staff isn't practically renovated.
This is the reason of serious systematicchanges in the structure of teaching stuff.
124
Expert analyzes of activity results for the municipal innovative platforms and
their development of innovative educational infrastructure. The ways of introduction
innovative products to the mass practice taking in account to the
«passage of possibilities» within renovated law in education.
130
The process of readiness formation for secondary school deans to innovative
activity. The aim of the Institute Improving qualification work within Federal
module program «The modern educational management» — to teachthe
deans make strategy of innovative implementation for educational institute.
Interactive methods, teaching on base of intern's platforms, teaching controlling
actions of training (essay, test, cases, protecting projects).
252
Народное образование 1’2014
Стр.252
06_Soderzhanie-contents_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 253
CONTENTS
G.K. Lapushinskaya
Labor Remuneration System:
The Important Small Things And
Risks For A School Leader
T.G. Novikova,
M.N. Goglova
Multifunctional Educational
Organizations Of A Capital
T.V. Masharova,
M.V. Kuzmina
Regional Program Of School
Media-Education: Targets —
Strategic And Tactical
N.A. Bolotov
Making Staff Resource: The
Federal Intern Platform
Potential (Volgograd Region)
A. Kats
New Legislative Terms:
The Puzzles Of Educational Law
138
The transition to the second stage of modernization for remuneration of labor
at school. Stimulation of leader and staff. School local acts. Accountant supporting.
145
The
idea of multifunctional educational organizations — is the basis for integration
of intellectual, financial, material and technical staff resources to develop
educational system, making the real conditions for improving educational
quality, continuity programs of different level, the choice of the educational
route by pupils in accordance withindividual demands.
149
Media-culture, media-security, media-education. Media-competence functions
of the Center. Audiovisual technology. Integration in media-space.
156
Models of professional development. Intern practices on the base of innovative
experience. Intern platform. Formation and evolution of tutor's practice.
164
Concept «educational relations». How do educational relations appear.
Participants of educational relations. Commissions to settle disputes.
The conflict of teaching interests.
S.B. Khmelkov
Consultations
173
Paid training at home during the summer holidays. Replacement of lessons.
The right for pre-term pension. How to make school schedule. Duration of leave.
E.L. Bolotova 176
Payment of compensation for methodicliterature. Certification of acting school
dean. The teachers' compulsion to repair work at school. Pedagogy education
for school deans. The compulsory work included in a teaching load. Forms of
teaching in accordance withthe new educational law. License for educational
program. The rent of educational institution. About the introduction of salary
for deputy school deans of law problems. Free advised assistance for parents.
About the time to work at school for teaching workers.
E.B. Kochergina
181
Educational facilities enrollments. Procedure of citizen's reception. The documents,
whichare necessary to enter educational facility. Who has the right to be
the first for the place in educational facility?
253
Народное образование 1’2014
Стр.253
06_Soderzhanie-contents_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 254
CONTENTS
TECHNOLOGIES AND PRACTICE OF TEACHING
Y.V. Naumenko,
O.V. Naumenko
Inclusive Education: The Image
Of Primary School Graduate
A.V. Mogiliev
E-Textbooks: The Nearest Agenda
B.V. Kupriyanov
Norms And Practice Of
Certification For Additional
Children Education
E.V. Yakushina
The Teacher Is Mastering Network
Technology: It Is Necessary For
Professional Growth
185
The authors' suggestion approachto the requirements to realize the Federal
State Education Standard.
193
Normative base to transferring e-textbooks. Methodical rebuilding of the
teacher's work, changing the principles of their training.
199
New educational law — is another step to understand additional education as
the normative component of general training and educational system in the
Russian Federation. One of the barriers for this normalization and formalization
of additional education — is its diversity, polarity of components.
203
Network teaching communities as the tool of methodicsupport for teachers.
Motivation of network activity. Website promotion.
Consultations 210
The answers on the questions about educational facilities integration with
multi-media-equipment and possibilities its application.
THE SCHOOL AND UPBRINGING
E.A. Yamburg
Pedagogic Path Of Gunter Grass.
For The Re-Edition Of The Novel
«Trajectory Of The Crab»
M.A. Maznichenko
Complex Prophylaxis Of Social
Dependences Of Teenagers
I.Y. Shustova
Situation Pedagogy Or
The Children Live Through
The Present
213
Pedagogical tasks of pedagogical prose. Portrait and real biographies.
Totalitarian consciousness, enemy image. Virtual games.
221
Innovative methods used in pedagogical practice of the prophylaxis forms of
social dependences. Innovative methods of complex social dependences.
228
The teacher's activity — this is the sequence of alive situations to interact
withchildren. There is the question, if the teacher could live this situation
withthe children, find the key to the children's Present or he would stay the
observer and expert, who give the appreciation to everything.
254
Народное образование 1’2014
Стр.254
06_Soderzhanie-contents_1.qxd 29.01.2014 18:00 Page 255
CONTENTS
V.V. Kovrov,
N.T. Oganesian
The Role Of Helpline For
Protecting Children
235
Positive changes, leading to economicgrowth, strengthening of the state and
international image of Russia, they make new values in publicawareness, that
are firstly connected witheducation. The development of educational system is
in accordance withthe main state strategictarget — providing its accessibility,
quality and effectiveness in the terms of psychologically safe and psychologically
comfort environment for pupils.
A.A. Murashov
The Teacher's Speech And His
Professional Image
241
The pedagogical image of a teacher, his communicative skill. Speechcomponent
of professional image. Etiquette refinement.
Consultations
V.N. Mogilieva 245
Advises for teachers, parents and teenagers to overcome learning, emotional
and family problems.
Журнал для педагогов учреждений дополнительного образования. Цель издания — с помощью поддержки
и распространения творческих практик способствовать развитию способностей воспитанников, формированию
у них нравственных, эстетических понятий, воспитанию всесторонне развитой личности.
Одна из самых сложных проблем — работа с одар¸нными детьми. Как выявить одар¸нность? Как создать
условия для е¸ развития? Мы будем вместе с вами искать ответы на эти вопросы. В журнале публикуются
творческие работы детей (литературное, техническое, прикладное и другое творчество). Педагоги делятся
своим опытом в«Мастер-классе», что обогащает копилку знаний иумений наших читателей. Мы надеемся, что
журнал станет другом и советчиком и для педагогов, и для воспитанников.
Главный редактор Ерегина Т.Н.
Подписка на журнал «Детское творчество» в каталоге «Роспечать».
Подписные индексы 71980 для индивидуальных подписчиков
71981 для организаций
Стр.255