Н.Г. Баженова И.Г. Одоевцева ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КУРС ПО ВЫБОРУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050201-МАТЕМАТИКА Учебное пособие •ФЛИНТА• Н.Г. Баженова, И.Г. Одоевцева ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КУРС ПО ВЫБОРУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050201-МАТЕМАТИКА Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 51:37 ББК 74.262.21я73 Б16 Р е ц е н з е н т ы: канд. физ.-мат. наук, доц. каф. высш. математики Тихоокеан. гос. ун-та Н.В. Маркова; канд. физ.-мат. наук, д-р пед. наук, доц., Дальневост. гос. гуманитар. ун-т А.Е. Поличка; канд. физ.-мат. наук, доц. каф. высш. математики и методики обучения математике Дальневост. гос. социально-гуманитар. акад. <...> РОЛЬ И МЕСТО ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ. <...> ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ И ПРИЕМЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ. <...> Задачи пронизывают весь курс школьной математики, и их решение играет значимую роль не только в математическом образовании, но и в развитии ученика в целом, в формировании отдельных общеучебных умений. <...> Обучение решению текстовых задач в школе можно выделить в отдельную содержательную линию школьного курса математики, которая выполняет множество функций, в частности: вводно-мотивационную, сопровождающую изучение математических понятий; практико-ориентированную, предназначенную для отработки и закрепления теоретического материала; контрольнооценочную и др. <...> Генеральной целью решения задач в школьном курсе является формирование общего подхода и умений решать любые задачи. <...> 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Текстовые задачи представляют собой традиционный раздел элементарной математики. <...> В результате изучения курса студент должен знать определение текстовой задачи, виды задач, структуру текстовой задачи, различные методы и способы решения задач. <...> Роль и место задач в обучении математики. <...> Этапы решения задачи и приемы их выполнения 2 4. <...> Текстовые задачи в школьном курсе Индивидуальная работа 2. <...> РОЛЬ И МЕСТО ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ План лекции <...>
Теория_и_методика_решения_текстовых_задач_курс_по_выбору_для_студентов_специальности_0500201_-_Математика_(2).pdf
УДК 372.851(075.8)
ББК 74.262.21я73
Б16
Р е ц е н з е н т ы:
канд. физ.-мат. наук, доц. каф. высш. математики
Тихоокеан. гос. ун-та Н.В. Маркова;
канд. физ.-мат. наук, д-р пед. наук, доц.,
Дальневост. гос. гуманитар. ун-т А.Е. Поличка;
канд. физ.-мат. наук, доц. каф. высш. математики и методики обучения
математике Дальневост. гос. социально-гуманитар. акад. Н.В. Эйрих
Б16
Баженова Н.Г.
Теория и методика решения текстовых задач : курс по выбору
для студентов специальности 050201-Математика : учеб. пособие/ Н.Г.
Баженова, И.Г. Одоевцева. – 5-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2024.
– 89 с. – ISBN 978-5-9765-1411-9. – Текст : электронный.
Учебное пособие представляет комплекс теоретико-методического
материала по дисциплине «Теория и методика решения текстовых задач»,
включающий календарно-тематическое планирование курса, краткий курс
лекций, примеры решения типовых задач, подбор заданий для практических занятий
и индивидуальных работ, вопросы для самопроверки.
Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности 050201Математика,
и может быть интересным преподавателям теории и методики обучения
математики педагогических вузов и учителям математики общеобразовательных
школ.
УДК 372.851(075.8)
ББК 74.262.21я73
ISBN 978-5-9765-1411-9
© Баженова Н.Г., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................4
ТЕМА 1. ЗАДАЧА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ. РОЛЬ И МЕСТО ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ.........................................................................................................7
ТЕМА 2. ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ И ПРИЕМЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ................................20
ТЕМА 3. СПОСОБЫ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ .....................................28
ТЕМА 4. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В 5 – 6 КЛАССЕ........39
ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА СОСТАВЛЕНИЕ
УРАВНЕНИЙ И ИХ СИСТЕМ В 6 – 9 КЛАССАХ ..............................................................44
ТЕМА 6. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С НЕРАВЕНСТВАМИ ..........................................................52
ТЕМА 7. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОГРЕССИИ ..............................................................56
ТЕМА 8. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО
ЗНАЧЕНИЙ НЕКОТОРЫХ ВЫРАЖЕНИЙ......................................................................59
ТЕМА 9. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИИ...................................63
ТЕМА 10. ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ....................73
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАБОТЫ.........................................................................82
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ .............................................................................83
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ .....................................................................................84
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.........................87
3
Стр.3