Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методологические проблемы современного гуманитарного познания (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПавлов А. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц325
ID246443
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются некоторые методологические проблемы, появившиеся в гуманитарной науке к концу XX века в связи с кризисом классической рациональности и происходящими в мире цивилизационными изменениями. Пособие включает элементы монографического исследования и написано на основе курса лекций по методологии гуманитарной науки и по истории и философии науки, которые автор читал в течение ряда лет в Тюменском государственном университете. Оно представляет собою существенную переработку вышедшего ранее пособия «Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы».
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриатов, магистратур и для аспирантов гуманитарных дисциплин.
ISBN978-5-9765-1645-8
УДК16(075.8)
ББК72я73
Павлов, А.В. Методологические проблемы современного гуманитарного познания : учеб. пособие / А.В. Павлов .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 325 с. — ISBN 978-5-9765-1645-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/246443 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . <...> Путь классической науки означает непрерывную дивергенцию познания и формирование узко специализированных ее отраслей. <...> 7 необходимые для того, чтобы в этой достаточно обширной области обозначить ту предметность и цель, о каких далее пойдет речь. <...> В условиях глобализации и изменения типов цивилизованности, т.е. того, что в современной западной философии нередко обозначается как «состояние постмодерна». <...> Заранее подчеркну, что их преодоление не означает отказа от теории как формы познания или от логики, оно значит изменение типа теоретического мышления и логики в условиях тотальной гуманитаризации всей науки, наметившейся после второй мировой войны, а особенно после экзистенциальной революции 1968 года. <...> Человеческое бытие, разум и основания рационального познания – ее прерогатива. <...> Как представляется, основная проблематика современной гуманитарной науки по преимуществу состоит в поиске новых методологических 11 позиций, позволяющих изучать современного человека в его индивидуальности, его культуру и общественную жизнь. <...> Сартр, открыто ставивший именно конкретного человеческого мыслящего индивида, Жана или Альбера на место субъекта/предмета осмысления. <...> Субъект современности Общественная жизнь - самоорганизующийся процесс, находящийся в прямой зависимости от субъективных качеств его элементов и от их способности повлиять на самоорганизацию. <...> В основе рационализма современности находится самоидентификация живого индивидуального разума по отношению к прошлому, будущему и другому, к тому, что уже сложилось издавна, чего еще нет и «как там у соседей». <...> В социуме усиливается хаос, переводящий постмодерн в межцивилизационное состояние. <...> В этой цикличности особенно важным является межцивилизационный разрыв, дисконтинуитет Мишеля Фуко, ставящий перед субъектами выбор: опираться ли на предшествующую эпоху или полностью разорвать <...>
Методологические_проблемы_современного_гуманитарного_познания.pdf
А.В. Павлов МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2018
Стр.1
УДК 16(075.8) ББК 72я73 П12 Выпущенная издательством “ФЛИНТА” книга А.В. Павлова “Логика и методология науки”, расширенный и переработанный вариант которой содержится в этой работе, получила Грамоту Дальневосточного регионального конкурса “Университетская книга – 2011” и Диплом 2-й степени Всероссийского конкурса “Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2012” (По версии журнала “Концепт”). Р е ц е н з е н т ы: Ю.В. Грицков, д-р филос. наук, проф. каф. философии Сибирского федерального университета; А.С. Чупров, д-р филос. наук, проф., зав. каф. истории, философии и культурологии Благовещенского государственного педагогического университета Павлов А.В. П12 Методологические проблемы современного гуманитарного познания [Электронный ресурс]: учеб. пособие.— 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 325 с. ISBN 978-5-9765-1645-8 В учебном пособии рассматриваются некоторые методологические проблемы,появившиеся в гуманитарной науке к концу XX века в связи с кризисом классическойрациональности и происходящими в мире цивилизационными изменениями.Пособие включает элементы монографического исследования и написано на основекурса лекций по методологии гуманитарной науки и по истории и философии науки,которые автор читал в течение ряда лет в Тюменском государственном университете.Оно представляет собою существенную переработку вышедшего ранее пособия «Логикаи методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы». Для студентов бакалавриатов, магистратур и для аспирантов гуманитарных дисциплин. УДК 16(075.8) ББК 72я73 ISBN 978-5-9765-1645-8 © Издательство “ФЛИНТА”, 2013
Стр.2
Оглавление Предисловие....................................................................................................................................... 6 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ.. 13 1.1. Современность ................................................................................................................... 13 1.1.1. Разум и современность............................................................................................... 13 1.1.2. Субъект современности ............................................................................................. 15 1.1.3. Современность и «Я-субъективность» ......................................................................... 17 1.2. Современность и гуманитарное познание........................................................................... 24 1.3. Общественная жизнь человека ............................................................................................. 29 1.3.1. Философия как методология науки .............................................................................. 30 1.3.2. Современность как сочетание порядка и хаоса ........................................................... 33 1.3.3. Общественная жизнь человека как воспроизводство хаоса и порядка ..................... 35 1.3.4. Рациональность как проблема современности ............................................................ 38 1.4.Эпоха и современность .......................................................................................................... 40 1.4.1. Понятие культурно-исторической эпохи и современности........................................ 40 1.4.2. Эпоха как завершенная и закрытая система ................................................................ 42 1.4.3. Цивилизация и межцивилизационная эпоха ................................................................ 43 1.4.3.1. Цивилизация............................................................................................................. 43 1.4.3.2. Межцивилизационная эпоха................................................................................... 46 1.4.5. Современность как незавершенный и открытый процесс творчества будущего ..... 52 1.5.Ойкуменальность и современность. ..................................................................................... 52 1.5.1. Интуиция в познании ..................................................................................................... 52 1.5.2. Ойкуменальность бытия и познания современности .................................................. 54 Выводы .......................................................................................................................................... 57 Литература..................................................................................................................................... 58 ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ ............................................... 59 2.1. Понятие социокультурной парадигмы ................................................................................ 60 2.2. Современное понимание общественной жизни.................................................................. 60 2.3. Субъект-объектная парадигма.............................................................................................. 62 2.3.1.Субъект ............................................................................................................................. 63 2.3.1.1. Виды субъекта эпохи Модерна .............................................................................. 64 2.3.1.2. Основные признаки субъекта ................................................................................. 65 2.3.2. Объект познания и практики ......................................................................................... 91 2.3.2.2. Основные признаки объекта ................................................................................... 92 2.3.2.3. Иррациональность как признак объективности ................................................... 93 2.3.2.4. Детерминизм как признак объективности ............................................................ 96 2.4. Современное состояние социокультурной парадигмы ...................................................... 98 Выводы ........................................................................................................................................ 101 Литература................................................................................................................................... 101 ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ............. 102 3.1. Понятие науки ...................................................................................................................... 103 3.2. Понятие научной парадигмы и научно-исследовательской программы........................ 104 3.3. Периодизация истории науки ............................................................................................. 105 3.4. Научное исследование......................................................................................................... 108 3
Стр.3
3.5. Теория ................................................................................................................................... 109 3.6. Отличительные черты теорий в гуманитарной науке ...................................................... 111 3.7. Проблематика науки............................................................................................................ 112 3.8. Предмет научного познания ............................................................................................... 118 3.9. Научная методология .......................................................................................................... 124 3.10. Язык науки ......................................................................................................................... 128 3.10.1. Образность и метафоричность .................................................................................. 129 3.10.2.Провокационный характер ......................................................................................... 130 3.10.3. Конструктивная символичность................................................................................ 131 3.11. Типовая научная результативность ................................................................................. 132 3.12. Научный факт в гуманитарном познании ....................................................................... 136 3.13. Границы научного познания............................................................................................. 138 3.14. Особенность понимания картины мира........................................................................... 140 Выводы ........................................................................................................................................ 142 Литература................................................................................................................................... 143 ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ .... 145 4.1. Понятие о пространственно-временном континууме ...................................................... 145 4.2. Пространство и время в социальных и гуманитарных науках........................................ 151 4.3. Регионализация общественной жизни и глобализм ......................................................... 154 4.4. Научное измерение, оценка, закон и прогноз ................................................................... 160 4.5. Специфика гуманитарного прогнозирования ................................................................... 162 Выводы ........................................................................................................................................ 164 Литература................................................................................................................................... 164 ГЛАВА 5. КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ................................................................................................................. 166 5.1. Субъективность современной гуманитарной науки ........................................................ 166 5.2. Современная гуманитарная теория как проблема ............................................................ 172 5.2.1. Проблема познания индивидуальности...................................................................... 173 5.2.2. Экзистенциальный диалог ........................................................................................... 176 5.2.3. Проблема гуманитарной научности............................................................................ 179 5.2.3.1. Классицистская программа................................................................................... 183 5.2.3.2.Романтистская программа...................................................................................... 185 5.2.3.3.Модернистская программа .................................................................................... 185 5.2.3.4.Постмодернистская программа ............................................................................. 186 5.3. Ментальный портрет современного человека .................................................................. 188 Выводы ........................................................................................................................................ 194 Литература................................................................................................................................... 195 ГЛАВА 6. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ ........................................................................................................................................... 196 6.1. Признаки научности гуманитарного познания................................................................. 196 6.2. Проблема предметности и объективности в гуманитарном познании........................... 198 6.3. Специфика социальных и гуманитарных теорий, их оценочный и креативный характер ...................................................................................................................................................... 204 6.4. Особенность понимания картины мира............................................................................. 205 6.5. Проблема истины и достоверности в современном познании ........................................ 207 6.5.1. Проблема истины и достоверности............................................................................. 208 6.5.2. Общие характеристики истины в современном гуманитарном познании .............. 211 6.5.2.1. Истина и смысл ...................................................................................................... 211 6.5.2.2. Диалоговый характер истины в гуманитарном и социальном познании ......... 213 4
Стр.4
6.6. Верификация и фальсификация как способы подтверждения достоверности в гуманитарном познании ............................................................................................................. 214 Выводы ........................................................................................................................................ 215 Литература................................................................................................................................... 216 ГЛАВА 7. РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В XX ВЕКЕ..................... 217 7.1. Самобытие Ф. Ницше .......................................................................................................... 217 7.2 Феноменология Э. Гуссерля ................................................................................................ 221 7.3. Психоанализ и проблемы бессознательного ..................................................................... 232 7.4. Экзистенциализм ................................................................................................................. 236 7.4.1. Предпосылки и понятие экзистенциализма ............................................................... 236 7.4.2. Проблема сущности и существования........................................................................ 237 7.4.3. Виды экзистенциализма ............................................................................................... 238 7.4.4. Представление об экзистенции ................................................................................... 238 7.4.5. Экзистенциализм М. Хайдеггера ................................................................................ 239 7.4.6. Демократический экзистенциализм Ж.-П. Сартра .................................................... 256 7.5. Герменевтика........................................................................................................................ 269 7.5.1. Проблема герменевтики ............................................................................................... 269 7.5.2. Принципы герменевтики в историческом развитии ................................................. 272 7.6. Структурализм ..................................................................................................................... 275 7.6.1. Становление структурализма ...................................................................................... 275 7.6.2. Структурализм К. Леви-Стросса ................................................................................. 277 7.6.3. Методология К. Леви-Стросса .................................................................................... 278 Выводы ........................................................................................................................................ 279 Литература................................................................................................................................... 279 ГЛАВА 8. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ПРООБРАЗ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ ............ 280 8.1. Явление постмодернизма .................................................................................................... 280 8.2. Постмодерн Ж.-Ф. Лиотара ................................................................................................ 285 8.3. Жиль Делез и Феликс Гваттари.......................................................................................... 286 8.3.1. «Ризома» ........................................................................................................................ 288 8.3.2. «Логика смысла»........................................................................................................... 292 8.3.3. Капитализм и шизофрения .......................................................................................... 295 8.4. Мишель Фуко ....................................................................................................................... 299 8.4.1. Проблематика М. Фуко ................................................................................................ 299 8.4.2. «Историчность» Мишеля Фуко ................................................................................... 303 8.4.3. Дисконуитет и эпистема .............................................................................................. 306 8.4.4. Архив знания ................................................................................................................. 307 8.4.5. Некоторые задачи гуманитаристики М.Фуко ............................................................ 308 8.4.5.1. Концепция власти .................................................................................................. 308 8.4.5.2. Безумие и неразумие ......................................................................................... 309 8.4.5.3. Всеподнадзорность ................................................................................................ 310 8.5. Синергетика.......................................................................................................................... 310 Выводы ........................................................................................................................................ 311 Заключение .................................................................................................................................... 313 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ.................................................................................................................. 320 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.