Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Экскурсоведение (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторДобрина Н. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц288
ID246408
АннотацияВ книге изложены основы экскурсоведческой деятельности, методики составления и ведения экскурсий, включены советы практиков-экскурсоводов, показаны инновации в туризме, способы применения современных технологий при проведении экскурсий. В приложение вошли последние ГОСТы для туристической и экскурсоведческой деятельности, основные формы договоров и т.д. Учебное пособие подготовлено в соответствии с обязательными требованиями образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом Российской академии образования
Кому рекомендованоДля бакалавров, обучающихся по специальностям 100100 «Сервис», 100400 «Туризм», 101100 «Гостиничный сервис», также может быть полезно магистрантам, слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
ISBN978-5-9765-1118-7
УДК371.33(075.8)
ББК77л9
Добрина, Н. А. Экскурсоведение : учеб. пособие / Н. А. Добрина .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2013 .— 288 с. — ISBN 978-5-9765-1118-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/246408 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.А. Добрина ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Рекомендовано Редакционно-из да тель с ким советом Российской академии об ра зо ва ния к использованию в качестве учебного пособия Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 371.33(075.8) ББК 77л9 Д55 Г л а в н ы й р е д а к т о р д-р псих. н., проф., акад. <...> 168 Особенности показа во время автобусной экскурсии . <...> 286 ВВЕДЕНИЕ Экскурсионная деятельность сегодня — один из основных современных туристских продуктов, который постоянно развивается, усложняется. <...> 13 Цель любой экскурсии в чистом виде — всегда познавательная. <...> В результате уже в «Уставе народных училищ» (1786) было рекомендовано проводить школьные экскурсии, а «Школьный устав» (1804) закрепил проведение экскурсий не только на природу, но и на различные предприятия — мануфактуры, в ремесленные мастерские и т.д. <...> Признанным лидером среди экскурсионных изданий в 1910-х гг. стал журнал «Русский экскурсант», выпускавшийся в Ярославле. <...> Наряду с московским «Экскурсионным вестником» специализированные журналы публиковали статьи по теории экскурсоведения, описывали готовые экскурсии, приводили советы для организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу. <...> Тогда-то, впервые в истории России, и появились музейные экскурсии. <...> Данная экскурсия предусматривала посещение Ялты, Никитского сада, морского побережья горной части Крыма, а также сбор геологических коллекций. <...> Перед тем как принять участие в экскурсии, будущий экскурсант заполнял опросный лист Комиссии образовательных экскурсий по России, с приложением удостоверения (в нем указывались место службы и получаемый оклад жалованья). <...> В 1915 г. по России их насчитывалось уже около 100: экскурсионные бюро в Екатеринодаре10 и Харькове, экскурсионные комиссии в Ярославле, Ростове и Вятке, по две комиссии — в Москве и Петербурге. <...> Горные клубы Экскурсионное дело в своем современном понимании зародилось в г. Петербурге. <...> Гревизложены <...>
Экскурсоведение.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Экскурсоведение.pdf
Н.А. Добрина ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Рекомендовано Редакционно-из да тель с ким советом Российской академии об ра зо ва ния к использованию в качестве учебного пособия Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013
Стр.1
УДК 371.33(075.8) ББК 77л9 Д55 Г л а в н ы й р е д а к т о р д-р псих. н., проф., акад. РАО Д.И. Фельдштейн З а м. г л а в н о г о р е д а к т о р а д-р псих. н., проф., акад. РАО С.К. Бондырева Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и: д-р псих. н., проф., акад. РАО Ш.А. Амонашвили; д-р пед. н., член-корр. РАО В.А. Болотов; д-р псих. н., проф., акад. РАО А.А. Деркач; д-р псих. н., проф., акад. РАО А.И. Донцов; д-р псих. н., проф., акад. РАО И.В. Дубровина; д-р псих. н., проф. В.П. Зинченко; д-р филол. н., проф., акад. РАО В.Г. Костомаров; д-р пед. н., проф., акад. РАО Н.Н. Малофеев; д-р физ.-мат. н., проф., акад. РАО В.Л. Матросов; д-р пед. н., проф., акад. РАО Н.Д. Никандров; д-р псих. н., проф., акад. РАО В.В. Рубцов; д-р пед. н., проф., акад. РАО М.В. Рыжаков; д-р ист. н., проф. Э.В. Сайко Д55 Добрина Н.А. Экскурсоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.А. Добрина. – 3-е изд., стер. – М : ФЛИНТА, 2013. – 288 с. ISBN 978-5-9765-1118-7 В книге изложены основы экскурсоведческой деятельности, методики составления и ведения экскурсий, включены советы практиков-экскурсоводов, показаны инновации в туризме, способы применения современных технологий при проведении экскурсий. В приложение вошли последние ГОСТы для туристической и экскурсоведческой деятельности, основные формы договоров и т.д. Учебное пособие подготовлено в соответствии с обязательными требованиями образовательных стандартов высшего профессионального образования. Для бакалавров, обучающихся по специальностям 100100 «Сервис», 100400 «Туризм», 101100 «Гостиничный сервис», также может быть полезно магистрантам, слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. УДК 371.33(075.8) ББК 77л9 ISBN 978-5-9765-1118-7 © Добрина Н.А., 2013 © Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 6 Глава 1. ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ ................................................... 11 § 1. История экскурсионного дела в России ........................................................ 11 Зарождение понятия «экскурсия». Гран-туры .............................................. 11 XIX век: учебные экскурсии .......................................................................... 14 Первые развлекательные экскурсии .............................................................. 17 ХХ век: истоки экскурсионного дела. Горные клубы ................................. 22 Частное предпринимательство в экскурсионном деле ................................ 29 Влияние политической обстановки на развитие экскурсий ....................... 30 Экскурсии в эпоху Гражданской войны ........................................................ 31 Первые советские экскурсии. Московская и Петроградская экскурсионные школы ............................................................................... 31 Экскурсионное дело в 1920—1930-х гг. «Золотое десятилетие» ............... 33 Экскурсии военной поры и послевоенных лет. 1945—1950-е гг. 1960—1980-е гг. ............. 35 ............................................................................................. 37 Современный этап развития экскурсионного дела: 1991 г. — по настоящее время ......................................................................................... 39 § 2. Экскурсоведение как наука ............................................................................ 41 § 3. Экскурсия: сущность, признаки, принципы, цели и задачи, функции ...... 49 § 4. Классификация экскурсий .............................................................................. 62 § 5. Экскурсия как педагогический процесс ....................................................... 74 § 6. Экскурсионная аудитория .............................................................................. 78 Чем поможет психология ............................................................................... 80 § 7. Методы познания: логика и чувства. Экскурсионный метод ..................... 88 Чувственное познание .................................................................................... 89 Логическое познание ...................................................................................... 91 Экскурсионный метод познания ................................................................... 96 § 8. Роль воображения ......................................................................................... 100 § 9. Профессиональное мастерство экскурсовода ............................................ 102 Кто такой экскурсовод ............................................................................. 102 Обязанности экскурсовода ...................................................................... 105 Знания и навыки экскурсовода ............................................................... 107 Влияние образа экскурсовода на аудиторию ..........................................111 РЕЗЮМЕ ............................................................................................................... 115 Глава 2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ЭКСКУРСИИ ............................ 118 § 1. Разработка новой экскурсии. Тематика, цели и задачи ............................. 118 § 2. Отбор и изучение материалов по теме экскурсии ..................................... 125 3
Стр.3
§ 3. Выбор экскурсионных объектов .................................................................. 127 § 4. Составление и обход маршрута экскурсии ................................................. 132 § 5. Подготовка контрольного и индивидуального текстов экскурсии ........... 136 § 6. «Портфель экскурсовода» ............................................................................ 140 § 7. Методическая разработка экскурсии. Технологическая карта ................. 143 § 8. Сдача готовой экскурсии, ее утверждение. Проведение пробной экскурсии ....................................................................................................... 148 Глава 3. ПРОВЕДЕНИЕ ГОТОВОЙ ЭКСКУРСИИ ................................... 152 § 1. Использование методических приемов в экскурсии ................................. 152 § 2. Экскурсионный показ: цели, задачи, признаки, уровни ............................ 155 Приемы активизации внимания экскурсантов ........................................... 161 Особенности наблюдения объектов ............................................................ 162 Методические приемы показа ..................................................................... 163 Жест как средство показа экскурсионных объектов .................................. 166 Особенности показа памятников ................................................................. 168 Особенности показа во время автобусной экскурсии ............................... 169 § 3. Рассказ в экскурсии. Речь экскурсовода ..................................................... 171 Речевое мастерство экскурсовода ................................................................ 174 Методические приемы рассказа .................................................................. 180 Технологии достижения единства показа и рассказа ................................ 187 § 4. Методика и техника проведения экскурсии ............................................... 188 § 5. Специфика организации и проведения музейной экскурсии ................... 196 Из истории музейной экскурсии ................................................................. 196 Особенности музейной экскурсии .............................................................. 200 § 6. Особенности проведения экскурсии на религиозном (памятном) объекте ... 207 Правила поведения при посещении культовых объектов ......................... 209 Экскурсовод и религия ................................................................................. 218 § 7. Сущность и специфика исторических и военно-исторических экскурсий ... 221 Элементы ритуала на экскурсиях ................................................................ 225 Окончание военно-исторической экскурсии .............................................. 226 Военно-историческая реконструкция как разновидность экскурсии ...... 227 Глава 4. ИННОВАЦИИ В ЭКСКУРСОВЕДЕНИИ ..................................... 229 Театрализация как форма проведения экскурсии ...................................... 229 Комплексная городская экскурсия: новый тип .......................................... 232 Экскурсии в стиле милитари ....................................................................... 232 Виртуальная экскурсия ................................................................................. 232 Экскурсия с аудиогидом ............................................................................... 233 Учебные видеоэкскурсии ............................................................................. 234 4
Стр.4
Глава 5. ЭКСКУРСИОННАЯ УСЛУГА: СОЗДАНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ................................................................................................236 Кто создает и продает экскурсионную услугу ........................................... 236 Качество и стандартизация экскурсионной услуги ................................... 239 Персонал экскурсионной фирмы ................................................................. 250 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................... 252 Приложения 1. Итоговое задание ............................................................................................. 253 2. Документация, необходимая для каждой экскурсионной темы .................. 255 3. Должностные инструкции ............................................................................... 256 4. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (выдержки) ...... 270 5. Трудовой договор с экскурсоводом ................................................................ 278 6. Приложение Е (к ГОСТ Р 50681-94). Технологическая карта экскурсии (обязательное) .................................................................................................. 285 7. Приложение Ж (к ГОСТ Р 50681-94). Схема маршрута транспортной экскурсии (обязательное) ................................................................................ 286
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.