Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 513608)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Философия и методология науки. В 2 ч. Ч. 1; Ч. 2 [комплект] (250,00 руб.)

0   0
Первый авторСветлов В. А.
АвторыПфаненштиль И. А.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц775
ID245646
АннотацияНастоящее пособие подготовлено на основе авторского курса по истории и философии науки для аспирантов естественно-научного и гуманитарного циклов. Дан подробный анализ методологических концепций, оказавших наибольшее влияние на развитие научных программ от античности до современности. Выделен инвариант методологических концепций. Главный акцент сделан на раскрытии философских допущений перечисленных концепций и доступном изложении тезисов и основных результатов каждой из них. Использовано большое количество первоисточников и критической литературы. Содержит приложения методологического и логического характера, позволяющие использовать данную работу как хрестоматию и справочное пособие.
Кем рекомендованоУчебно-методической комиссией по философии Учебно-методического объединения при Министерстве образования и науки РФ
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, а также всех, кто самостоятельно изучает историю и теорию методологических учений и кого интересует философия, история, логика и методология науки.
ISBN978-5-7638-2394-3
УДК101.1
ББК87.251
Светлов, В. А. Философия и методология науки. В 2 ч. Ч. 1; Ч. 2 [комплект] [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. А. Пфаненштиль, В. А. Светлов .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011 .— 775 с. — ISBN 978-5-7638-2394-3 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/245646

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РЕВИЗИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА АРИСТОТЕЛЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ . <...> МЕТОД ИДЕАЛИЗАЦИИ ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ: МАТЕМАТИКА КАК ЯЗЫК ПРИРОДЫ . <...> АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСААКА НЬЮТОНА: ЕДИНСТВО МАТЕМАТИКИ И ОПЫТА БЕЗ ГИПОТЕЗ . <...> «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ» ДЖОНА ГЕРШЕЛЯ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНДУКТИВИЗМА . <...> 214 11 МЕТОД САМОКОРРЕКЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ЧАРЛЬЗА ПИРСА: ЕДИНСТВО АБДУКЦИИ, ДЕДУКЦИИ И ИНДУКЦИИ . <...> СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА: ТУПИКИ ИНДУКТИВИЗМА И АНТИИНДУКТИВИЗМА . <...> Программа Гемпеля: научная система как теория эмпирической значимости . <...> ГИПОТЕТИКО-ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД НАУЧНОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И НАУЧНОГО ПРОГРЕССА . <...> Настоящее пособие предназначено восполнить указанный пробел по истории методологии и ставит своей целью познакомить читателя с концепциями научного метода Аристотеля, Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Дунса Скота, Уильяма Оккама, Николая из Отрекура, Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Джона Гершеля, Уильяма Уэвелла, Джона Милля, Уильяма Джевонса, Чарльза Пирса, Карла Гемпеля, Рудольфа Карнапа, Карла Поппера, Я. <...> Развертывание содержания теории сводится к доказательству теорем (дедуктивных следствий), т. е. к выводу их из данного списка ак-сиом. <...> Появление аномальных фактов сигнализирует об определенном ограничении объяснительных возможностей закона или теории и о необходимости либо их модернизации, либо замене новыми идеализациями. <...> Все эти исходы не отменяют того фундаментального факта, что «прогресс знания состоит в постановке, уточнении и решении новых проблем»1 Цикл научного исследования направляется и контролируется . методологическими предписаниями, которые в зависимости от стадии научного исследования делятся на правила абдукции2 Изобретение (абдукция) гипотез Решить научную проблему означает в общем случае разрешить лежащее в ее основе познавательное противоречие, т. е. получить <...>
Философия_и_методология_науки_в_2-х._ч..pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В. А. Светлов, И. А. Пфаненштиль ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Часть 1 Рекомендовано Учебно-методической комиссией по философии Учебно-методического объединения при Министерстве образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов и послевузовской системы образования от 06.04.2011 г. Красноярск 2011
Стр.2
УДК 101.1 ББК 87.251 C24 Рецензенты: д-р филос. наук, проф. А.И. Панюков; д-р филос. наук, проф. Н.М. Чуринов Светлов В.А. С24 Философия и методология науки: учеб. пособие. Ч.1 / В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – 768 с. ISBN 978-5-7638-2394-3 Настоящее пособие подготовлено на основе авторского курса по истории и философии науки для аспирантов естественно-научного и гуманитарного циклов. Дан подробный анализ методологических концепций, оказавших наибольшее влияние на развитие научных программ от античности до современности. Выделен инвариант методологических концепций. Главный акцент сделан на раскрытии философских допущений перечисленных концепций и доступном изложении тезисов и основных результатов каждой из них. Использовано большое количество первоисточников и критической литературы. Содержит приложения методологического и логического характера, позволяющие использовать данную работу как хрестоматию и справочное пособие. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, а также всех, кто самостоятельно изучает историю и теорию методологических учений и кого интересует философия, история, логика и методология науки. УДК 101.1 ББК 87.251 ISBN 978-5-7638-2394-3 © Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ ....................................................................................................5 ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................6 1. «ОРГАНОН» АРИСТОТЕЛЯ: ОБОСНОВАНИЕ ИНДУКТИВНОДЕДУКТИВНОГО МЕТОДА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ..............................25 2. РЕВИЗИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА АРИСТОТЕЛЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ..............................................................................................40 3. «НОВЫЙ ОРГАНОН» ФРЕНСИСА БЭКОНА: СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУКТИВИЗМА ..............................................................................................59 4. ИНТУИТИВНО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД РЕНЕ ДЕКАРТА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СОЛИПСИЗМ..........................................................80 5. МЕТОД ИДЕАЛИЗАЦИИ ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ: МАТЕМАТИКА КАК ЯЗЫК ПРИРОДЫ ...............................................................................95 6. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСААКА НЬЮТОНА: ЕДИНСТВО МАТЕМАТИКИ И ОПЫТА БЕЗ ГИПОТЕЗ .................110 7. «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ» ДЖОНА ГЕРШЕЛЯ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНДУКТИВИЗМА .............................................................................125 8. «НОВЫЙ ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ОРГАНОН» УИЛЬЯМА УЭВЕЛЛА: ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНДУКТИВИЗМА .............................................149 9. «СИСТЕМА ЛОГИКИ» ДЖОНА МИЛЛЯ: «СИСТЕМНАЯ» АПОЛОГЕТИКА ИНДУКТИВИЗМА .....................................................................182 10. «ПРИНЦИПЫ НАУКИ» УИЛЬЯМА ДЖЕВОНСА: СИНТЕЗ МЕТОДА ГИПОТЕЗ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ..................................214 11 МЕТОД САМОКОРРЕКЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ЧАРЛЬЗА ПИРСА: ЕДИНСТВО АБДУКЦИИ, ДЕДУКЦИИ И ИНДУКЦИИ ...........233
Стр.4
12. СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА: ТУПИКИ ИНДУКТИВИЗМА И АНТИИНДУКТИВИЗМА ..................................263 12.1. Ранние критерии эмперической значимости................................265 12.2. Синтаксическая теория эмпирической значимости гемпеля ....271 12.3. Программа редукции карнапа ........................................................283 12.4. Программа Гемпеля: научная система как теория эмпирической значимости ....................................................................................290 12.5. Индуктивная программа Карнапа: подтверждаемость как универсальный критерий эмпирической значимости .........................305 12.6. Индуктивистская концепция научного прогресса ...................... 318 12.7. Программа Поппера: фальсифицуруемость как универсальный критерий эмпирической значимости .....................................320 13. ГИПОТЕТИКО-ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД НАУЧНОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И НАУЧНОГО ПРОГРЕССА ......................................................................................................355 ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................413 Приложение 1. XIX век – золотой век методологии науки. Тематические выдержки из сочинений ................................................. 413 Приложение 2. О логике научного доказательства ..............................633
Стр.5
Философия_и_методология_науки_в_2-х._ч._(1).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В. А. Светлов, И. А. Пфаненштиль ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Часть 2 Рекомендовано Учебно-методической комиссией по философии Учебно-методического объединения при Министерстве образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов и послевузовской системы образования от 06.04.2011 г. Красноярск 2011
Стр.2
УДК 101.1 ББК 87.251 C24 Рецензенты: д-р филос. наук, проф. А.И. Панюков; д-р филос. наук, проф. Н.М. Чуринов Светлов В.А. С24 Философия и методология науки: учеб. пособие. Ч.2 / В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – 768 с. ISBN 978-5-7638-2394-3 Настоящее пособие подготовлено на основе авторского курса по истории и философии науки для аспирантов естественно-научного и гуманитарного циклов. Дан подробный анализ методологических концепций, оказавших наибольшее влияние на развитие научных программ от античности до современности. Выделен инвариант методологических концепций. Главный акцент сделан на раскрытии философских допущений перечисленных концепций и доступном изложении тезисов и основных результатов каждой из них. Использовано большое количество первоисточников и критической литературы. Содержит приложения методологического и логического характера, позволяющие использовать данную работу как хрестоматию и справочное пособие. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, а также всех, кто самостоятельно изучает историю и теорию методологических учений и кого интересует философия, история, логика и методология науки. УДК 101.1 ББК 87.251 ISBN 978-5-7638-2394-3 © Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ ....................................................................................................5 ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................6 1. «ОРГАНОН» АРИСТОТЕЛЯ: ОБОСНОВАНИЕ ИНДУКТИВНОДЕДУКТИВНОГО МЕТОДА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ..............................25 2. РЕВИЗИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА АРИСТОТЕЛЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ..............................................................................................40 3. «НОВЫЙ ОРГАНОН» ФРЕНСИСА БЭКОНА: СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУКТИВИЗМА ..............................................................................................59 4. ИНТУИТИВНО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД РЕНЕ ДЕКАРТА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СОЛИПСИЗМ..........................................................80 5. МЕТОД ИДЕАЛИЗАЦИИ ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ: МАТЕМАТИКА КАК ЯЗЫК ПРИРОДЫ ...............................................................................95 6. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСААКА НЬЮТОНА: ЕДИНСТВО МАТЕМАТИКИ И ОПЫТА БЕЗ ГИПОТЕЗ .................110 7. «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ» ДЖОНА ГЕРШЕЛЯ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНДУКТИВИЗМА .............................................................................125 8. «НОВЫЙ ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ОРГАНОН» УИЛЬЯМА УЭВЕЛЛА: ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНДУКТИВИЗМА .............................................149 9. «СИСТЕМА ЛОГИКИ» ДЖОНА МИЛЛЯ: «СИСТЕМНАЯ» АПОЛОГЕТИКА ИНДУКТИВИЗМА .....................................................................182 10. «ПРИНЦИПЫ НАУКИ» УИЛЬЯМА ДЖЕВОНСА: СИНТЕЗ МЕТОДА ГИПОТЕЗ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ..................................214 11 МЕТОД САМОКОРРЕКЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ЧАРЛЬЗА ПИРСА: ЕДИНСТВО АБДУКЦИИ, ДЕДУКЦИИ И ИНДУКЦИИ ...........233
Стр.4
12. СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА: ТУПИКИ ИНДУКТИВИЗМА И АНТИИНДУКТИВИЗМА ..................................263 12.1. Ранние критерии эмперической значимости................................265 12.2. Синтаксическая теория эмпирической значимости гемпеля ....271 12.3. Программа редукции карнапа ........................................................283 12.4. Программа Гемпеля: научная система как теория эмпирической значимости ....................................................................................290 12.5. Индуктивная программа Карнапа: подтверждаемость как универсальный критерий эмпирической значимости .........................305 12.6. Индуктивистская концепция научного прогресса ...................... 318 12.7. Программа Поппера: фальсифицуруемость как универсальный критерий эмпирической значимости .....................................320 13. ГИПОТЕТИКО-ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД НАУЧНОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И НАУЧНОГО ПРОГРЕССА ......................................................................................................355 ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................413 Приложение 1. XIX век – золотой век методологии науки. Тематические выдержки из сочинений ................................................. 413 Приложение 2. О логике научного доказательства ..............................633
Стр.5