ISBN 978-5-7638-2556-5 Монография отражает теоретическую, практическую и методическую подготовку студентов к преподаванию народного искусства Урала и Сибири на уроках изобразительного искусства и кружках в общеобразовательных школах. <...> ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА И СИБИРИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ . <...> Народное искусство Урала и Сибири в педагогическом контексте. <...> СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА И СИБИРИ . <...> Содержание программы курса «Методические основы преподавания народного искусства Урала и Сибири» . <...> Подготовка учителя начальных классов к методике преподавания на родного искусства Урала и Сибири на уроках изобразительного искусства в школе (на примере уралосибирской росписи) . <...> Художественное творчество этого обширного региона формировалось тысячелетиями и дошло до наших дней не только в произведениях народного искусства, но и в живой памяти ныне живущих мастеров. <...> Архитектурные ансамбли северной части Сибири, резьба и роспись по дереву, резьба по камню, кости, изделия из металла народов Урала и южной части Сибири, изделия из бересты – туеса (бураки), предметы одежды, рушники, связанные со свадебными обрядами, отражают художественные традиции, выверенные веками, представляя синтез материальных и духовных ценностей народной культуры. <...> Благодаря своей многофункциональности народное искусство представляет интерес не только с художественной точки зрения, но и с исторической, этнографической, социологической и научной. <...> Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть культуры учителя. <...> Преподаванию изобразительного и народного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов посвящены диссертационные исследования М.М. Байрамбекова, Н.Т. Бружуковой <...>
Теория_и_практика_преподавания_народного_искусства_Урала_и_Сибири_в_педагогических_вузах.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
Л.Э. Смирнова
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
НАРОДНОГО ИСКУССТВА
УРАЛА И СИБИРИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Монография
Красноярск
СФУ
2012
Стр.2
УДК 378.147
ББК 74.580.252
С506
Рецензенты: В.А. Адольф – д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики
КГПУ им. В.П. Астафьева;
Г.Е. Карепов – проф. кафедры рисунка, живописи и скульптуры ИАиД СФУ,
член Союза архитекторов России
Смирнова, Л.Э.
С506 Теория и практика преподавания народного искусства Урала и
Сибири в педагогических вузах: монография / Л.Э. Смирнова. –
Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 128 с.: ил.
ISBN 978-5-7638-2556-5
Монография отражает теоретическую, практическую и методическую подготовку
студентов к преподаванию народного искусства Урала и Сибири на уроках изобразительного
искусства и кружках в общеобразовательных школах.
Адресована преподавателям и учителям изобразительного искусства, студентам
специальности «Педагогика и методика начального образования», «Изобразительное
искусство», а также всем тем, кто интересуется народным искусством, художественной
культурой.
УДК 378.147
ББК 74.580.252
ISBN 978-5-7638-2556-5
© Сибирский федеральный университет, 2012
© Смирнова Л.Э., 2012
Научное издание
Смирнова Любовь Эдуардовна
Теория и практика преподавания народного искусства Урала и Сибири
в педагогических вузах
Редактор Е.Г. Иванова
Компьютерная верстка И.В. Гревцовой
Подписано в печать 25.12.2012. Формат 60х84/16.
Бумага тип. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 8,0. Тираж 100 экз. Заказ 7196.
Издательский центр БИК СФУ. 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
Тел/факс (391) 206-21-49, e-mail: rio@lan.krasu.ru
Отпечатано Полиграфическим центром БИК СФУ
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а
Тел/факс (391) 206-26-67, 206-26-49
E-mail: print_sfu@mail.ru; http://lib.sfu-kras.ru
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
В В Е Д Е Н И Е ......................................................................................4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
НАРОДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА И СИБИРИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ..............................................................7
1.1. История развития народного искусства Урала и Сибири ........7
1.2. Современное состояние и пути сохранения народного
искусства Урала и Сибири ................................................................29
1.3. Народное искусство Урала и Сибири в педагогическом
контексте.............................................................................................36
Глава II. СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО
ИСКУССТВА УРАЛА И СИБИРИ .......................................42
2.1. Народное искусство Урала и Сибири в профессиональнопедагогической
подготовке учителя начальных классов .............42
2.2. Содержание программы курса «Методические основы
преподавания народного искусства Урала и Сибири» ..................47
2.3. Подготовка учителя начальных классов к методике преподавания
на родного искусства Урала и Сибири на уроках
изобразительного искусства в школе (на примере уралосибирской
росписи) ...........................................................................66
З А К Л Ю Ч Е Н И Е .........................................................................76
Терминологический словарь ................................................................78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................81
ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................89
3
Стр.4