6+
ф
ISSN 1817-3292
Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский
педагогический государственный университетский комплекс»
Издается с декабря 2005 года
один раз в два месяца
Главный редактор
Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических
наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru.
Rail Mirvaevich Asadullin – chief editor, Doctor of pedagogical
sciences, Professor, the rector of FBSEI HPE Bashkir State
Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – Email:
office@bspu.ru.
Редакционная коллегия:
*Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук,
профессор, заведующий кафедрой педагогики и
психологии, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный
медицинский университет» (г. Уфа). – E-mail:
amirov.af@yandex.ru.
Arthur Ferdsovich Amirov, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, the head of the Department of pedagogics and
psychology, SBEI HPE Bashkir State Medical University
(Ufa). – E-mail: amirov.af@yandex.ru.
*Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук,
профессор, декан социально-гуманитарного факультета,
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа).
– E-mail: vlbenin@mail.ru.
Vladislav Lvovich Benin, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, the dean of social-humanitarian faculty, FBSEI
HPE Bashkir State Pedagogical University named after
M.Akmullah (Ufa). – E-mail: vlbenin@mail.ru.
*Гайсина Гузель Иншаровна, доктор педагогических наук,
профессор, заведующая кафедрой социальной
педагогики, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа).
– E-mail: nicomni9@yandex.ru.
Guzel Insharovna Gaisina, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, the head of the Department of social pedagogics,
FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named
after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nicomni9@yandex.ru.
*Гаязов Альфис Суфиянович, доктор педагогических
наук, профессор, член-корреспондент РАО, министр
образования Республики Башкортостан (г. Уфа). – E-mail:
morb@bashkortostan.ru.
Стр.1
Alfis Sufiyanovich Gayazov, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Member
correspondent of Russian Education Academy, Minister of Education of the Republic of
Bashkortostan (Ufa). – E-mail: morb@bashkortostan.ru.
*Ефимова Елена Викторовна, заместитель главного редактора, кандидат
педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail:
efimova_ev74@mail.ru.
Elena Victorovna Efimova – candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of FBSEI
HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). - E-mail:
efimova_ev74@mail.ru.
*Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, заместитель
председателя Совета УМО по психолого-педагогическому образованию, проректор по
учебно-методической работе, ГБОУ ВПО «Московский городской психологопедагогический
университет» (г. Москва). – E-mail: zabrodin_yuri@mail.ru.
Yury Mihajlovich Zabrodin, Doctor of psychological sciences, Professor, the deputy chairman
of EMA Council on psychology-pedagogical educational issues, the vice-rector on
educational-methodical work, SBEI HPE Moscow city psychology-pedagogical University
(Moscow). – E-mail: zabrodin_yuri@mail.ru.
*Зборовский Гарольд Ефимович, доктор философских наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ, профессор кафедры социологии и социальных технологий
управления, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого
Президента России Б.Н. Ельцина» (г. Екатеринбург).
–
garoldzborovsky@gmail.com.
Harold Efimovich Zborovsky, Doctor of Philosophy, Professor, Honoured worker of Science
of the Russian Federation, the professor of chair of sociology and social technologies of
management FSIEI HPE the Ural Federal University of a name of the first President of
Russia B.N.Yeltsin (Ekaterinburg). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com.
*Исламова Зульхиза Исмагиловна, кандидат педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования,
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: izi99@mail.ru.
Zulhiza Ismagilovna Islamova, the candidate of pedagogical sciences, Professor, the head of
the Department of pedagogics and psychology of vocational training, FBSEI HPE Bashkir
State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: izi99@mail.ru.
*Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой теории и истории психологии, Институт психологии имени
Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет;
заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего
образования, Институт развития дошкольного образования РАО (Ответственный
редактор журнала «Вестник РГГУ. Серия “Психология”», издатель и главный редактор
интернет-журнала «Развивающее образование») (г. Москва). – E-mail: vtkud@mail.ru.
Vladimir Tovievich Kudryavtsev, Doctor of psychological sciences, Professor, the head of the
Department of theory and history of psychology, Institute of psychology named after
L.S. Vygotsky, the Russian State Humanitarian University; the laboratory chief of psychology
-pedagogical bases of developing formation, Institute of development of preschool education
of Russian Education Academy (chief editor of «RGGU Bulletin. Psychology series»,
publisher and chief editor of Internet magazine «Developing formation») (Moscow). – E-mail:
vtkud@mail.ru.
2
E-mail:
Стр.2
*Мустаев Алмаз Флюрович, кандидат физико-математических наук, доцент,
проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: almazbspu@mail.ru.
Almaz Fljurovich Mustaev, the candidate of physical and mathematical sciences, the senior
lecturer, vice-rector on scientific work of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University
named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: almazbspu@mail.ru.
*Ромм Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального
образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический
университет»; главный редактор «Сибирского педагогического журнала»
(г. Новосибирск). – E-mail: sp-journal@nspu.ru.
Tatyana Aleksandrovna Romm, The doctor of pedagogical sciences, the professor of chair
of pedagogics and psychology of Institute of history of FBSEI HPE «Novosibirsk state
pedagogical university»; the chief editor of the «Siberian pedagogical magazine»
(Novosibirsk). – E-mail: sp-journal@nspu.ru.
*Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор,
действительный член (академик) РАО, ректор, ГБОУ ВПО «Московский городской
психолого-педагогический университет»; директор, Психологический институт РАО
(г. Москва). – E-mail: rectorat@list.ru.
Vitaly Vladimirovich Rubtzov, Doctor of psychological sciences, Professor, the full member
(academician) of Russian Education Academy, the rector of SBEI HPE Moscow city
psychology-pedagogical University; the head of Psychological Institute of Russian Education
Academy (Moscow). – E-mail: rectorat@list.ru.
*Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Бирский
филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (г. Бирск). – E-mail:
siniledu@gmail.com.
Ilgiz Mirgalimovich Sinagatullin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the
Department of pedagogics and methods of primary education, Birsky branch of FBSEI HPE
Bashkir State University (Birsk). – E-mail: siniledu@gmail.com.
*Сытина Надежда Степановна, заместитель заведующего кафедрой педагогики,
профессор, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail:
nadin541@rambler.ru.
Nadezhda Stepanovna Sytina, the deputy head of the Department of pedagogics, Professor,
the candidate of pedagogical sciences, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University
named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nadin541@rambler.ru.
*Фатыхова Римма Мухаметовна, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: docbell0726@bk.ru.
Rimma Muhametovna Fatihova, Doctor of pedagogical sciences, Professor of the
Department of general and social psychology of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical
University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: docbell0726@bk.ru.
*Штейнберг Валерий Эмануилович – научный консультант, доктор педагогических
наук, профессор, главный специалист управления научной работы и международных
связей ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет
имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Valery Emanuilovich Steinberg – the scientific editor – the deputy chief editor, Doctor of
pedagogical sciences, Professor, chief expert of scientific management and international
contacts of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah
(Ufa). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
*Камал Канти Нанди, доктор философских наук по математике, профессор, приватпрофессор,
Северо-Бенгальский университет (г. Дарджилинг, WB 734013, Индия). – Email:
kamalnandi1952@yahoo.co.in.
3
Стр.3
Kamal Kanti Nandi, the Doctor of Philosophy in Mathematics Professor, privat-professor,
North Bengalese University, Darjeeling, WB 734013, India. – E-mail:
kamalnandi1952@yahoo.co.in.
*Линда Робертсон, директор Центра по международному и интеркультурному
образованию им. Джеральда Рида, Кентский государственный университет, г. Кент,
штат Огайо, США. – E-mail: lfrobert@kent.edu.
Linda Robertson, PH.D., Director Gerald H. Read Center for International and Intercultural
Education, Kent State University, 215 White Hall (150 Terrace Drive) Kent OH 44242 USA. –
E-mail: lfrobert@kent.edu.
*Чарльз Руссо, факультет образования и смежных профессий, Универсистет
Дэйтона, г. Дэйтон, штат Огайо, США. – E-mail: charles_j_russo@hotmail.com.
Charles Russo, Ed.D., University of Dayton, School of Education and Allied Professions,
324 Chaminade Hall, Dayton, OH, 45469-0534 USA. – E-mail:
charles_j_russo@hotmail.com.
Общественный редакционный совет журнала:
Николай Константинович Криони
(Уфа, Россия) – председатель Совета
Айрат Мингазович Шаммазов
(Уфа, Россия)
Сайфутдин Зайнетдинович Кунсбаев
(Уфа, Россия)
Анатолий Викторович Мудрик
(Москва, Россия)
Лев Владимирович Мардахаев
(Москва, Россия)
Ариен Хеерема (Дронтен, Нидерланды)
Ральф Шеперт (Кейптаун, ЮАР)
Кристиан Риттельмайер (Кассель, Германия)
Уильям Спейди (Диллон, США)
***
Стиль-редактор: Е.Н.Дементьева
Оформление: К.Б.Владимиров
Компьютерная верстка: И.В.Пономарев
Менеджер: А.Г.Косов
Тел.: (3472) 72-64-32
E-mail: agkosov@mail.ru
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Св. ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года
(СМИ перерегистрировано в связи
с переименованием учредителя)
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
Адрес редакции: 450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а, к. 2, ком. 502.
Тел.: (3472) 72-32-41
E-mail: pjb.bspu@mail.ru
http://eLIBRARY.RU
http://pjb.oprb.ru
4
Стр.4
Редакция может не разделять мнение авторов
Подписано в печать 29.12.2014.
Формат 60Х90/16. Компьютерный набор. Гарнитура Arial.
Усл. печ. л. – 12,4. Уч.-изд. л. – 12,2. Тираж 1500 экз. Заказ №983
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип.
© Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2014
5
Стр.5
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Р.М. Асадуллин
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БАШКОРТОСТАНА: ЗАДАЧИ, РИСКИ И ГИПОТЕЗЫ РЕШЕНИЯ ............. 8
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
А.В. Пономарев, Е.В. Попова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ............................................................................................................................... 14
О.Б. Акимова, Е.М. Дорожкин, Г.П. Сикорская
КОНЦЕПЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ .................................................................................................... 24
Б.Л. Вульфсон
АККУЛЬТУРАЦИЯ ИММИГРАНТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ЕВРОПЕЙСКОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ................................................................................................. 35
О.А. Шамигулова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ....................................................................... 40
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Б.Е. Стариченко, И.Н. Семенова, А.В. Слепухин
ЭЛЕКТРОННОЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ И СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
С ПОЗИЦИЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ............................. 49
А.К. Белолуцкая
МНОГОМЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ – УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ...................................................................................................................... 66
ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Д. Тельманова, А.В. Ефанов
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО РЕМЕСЛЕННИКА-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ............................................................................................................... 74
О.В. Улыбина, У.В. Хахалкина
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
В ДИАДЕ «ВОСПИТАТЕЛЬ – ДОШКОЛЬНИКИ С ЗПР» ......................................................................... 85
О.Г. Калашникова, А.Ч. Талыпова, И.К. Ценева
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ПОМОЩЬЮ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ ..................................................................................... 93
О.И. Рушингина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕНАУЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ............................................................................... 100
6
Стр.6
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Ергин, С.Е. Чушкина
Ш.С. АБЗАНОВ – ДИРЕКТОР БГПИ ИМ. К.А. ТИМИРЯЗЕВА (1931–1935):
СО СПИСКОМ ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ........................................................................................... 111
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА .................................................................................................................... 132
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ....................................................................................................................... 145
7
Стр.7
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Акимова Ольга Борисовна, доктор филологических наук, профессор, заведующая
кафедрой методологии профессионально-педагогического образования, декан ФПК, Российский
государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург).
– E-mail: akimova_olga@isnet.ru.
Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Башкирский
государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail:
office@bspu.ru.
Белолуцкая Анастасия Кирилловна, кандидат психологических наук, старший научный
сотрудник Научно-исследовательского института «Столичное образование», Московский
городской педагогический университет (г. Москва). –E-mail: anabel@eurekanet.ru.
Вульфсон Борис Львович, доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
РАО, главный научный сотрудник Института теории образования и
педагогики РАО (г. Москва). – E-mail: mail@raop.ru.
Дорожкин Евгений Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры
методологии профессионально-педагогического образования, ректор, Российский государственный
профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург). – E-mail:
evgeniy.dorozhkin@rsvpu.ru.
Ергин Юрий Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры
общей физики, Башкирский государственный университет; лауреат премии Правительства
Республики Башкортостан имени Шагита Худайбердина за лучшее произведение в области
журналистики в 2009 году (г. Уфа). – E-mail: erginyv@mail.ru.
Ефанов Андрей Викторович, кандидат педагогических наук, директор научнообразовательного
центра развития ремесленничества, Российский государственный профессионально-педагогический
университет (г. Екатеринбург). – Е-mail: efanov.prof@mail.ru.
Калашникова Олеся Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и методики начального образования, Башкирский государственный университет,
Бирский филиал (г. Бирск). – Е-mail: kalaslmikoya.olesia@rambler.ru.
Пономарев Александр Владимирович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой
организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет имени
первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург). – E-mail: a.v.ponomarev@urfu.ru.
Попова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры организации работы с
молодежью, Уральский федеральный университет имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург). – E-mail: veve.pv@rambler.ru.
Рушингина Ольга Ильинична, аспирантка, Башкирский государственный университет,
Бирский филиал (г. Бирск). – Е-mail: ruschingina@mail.ru.
Сикорская Галина Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии
профессионально-педагогического образования, Российский государственный
145
Стр.145
профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург). – E-mail: galinasikorskaya@gmailcom.
Талыпова
Аида Чингизовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
и методики начального образования, Башкирский государственный университет, Бирский
филиал (г. Бирск). – E-mail: aidishnAfS,widex.ru.
Тельманова Елена Дмитриевна, кандидат педагогических наук, докторант, Уральский
государственный горный университет (г. Екатеринбург). – Е-mail: telmanova_rsvpu@mail.ru.
Семенова Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры
ТиМОМ, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург).
– E-mail: semenova_i_n@mail.ru.
Слепухин Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
ИКТО, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург). – E-mail:
srbrd@mail.ru.
Стариченко Борис Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой ИКТО, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург).
– E-mail: bes@uspu.ru.
Улыбина Олеся Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
социально-гуманитарного факультета, Башкирский государственный университет,
Бирский филиал (г. Бирск). – Е-mail: UOlesya_77@mаil.ru.
Хахалкина Ульяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
социально-гуманитарного факультета, Башкирский государственный университет,
Бирский филиал (г. Бирск). – Е-mail: ulya.khakhalkina.82@mail.ru.
Ценева Ирина Канифовна, ассистент кафедры педагогики и методики начального образования,
Башкирский государственный университет, Бирский филиал (г. Бирск). – E-mail:
Cenevalr@yandex.ru.
Чушкина Светлана Евгеньевна, преподаватель кафедры культурологии и социальноэкономических
дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: svetaaaafr@gmail.com.
Шамигулова Оксана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
права и обществознания, Башкирский государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail:oash77@mail.ru.
146
Стр.146
ISSN 1817-3292
CONTENTS
СHIEF EDITOR’S COLUMN
R.M. Asadullin. HIGHER EDUCATION BASHKORTOSTAN:
OBJECTIVES, RISKS AND HYPOTHESES SOLUTIONS.......................................... 8
Keywords: professional education, region, scientific and educational cooperation, interuniversity and interdisciplinary
integration, educational clusters.
Abstract: The problem of forming an integrated regional system of vocational education; approaches to the
integration of resources involved in the educational process; interaction of the university and industry in the
preparation of competitive specialist.
PROBLEMS OF MODERN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS
A.V. Ponomarev, E.V. Popova. CONCEPTUAL BASES OF FORMATION
OF FAMILY VALUES UNIVERSITY STUDENTS ...................................................... 14
Keywords: educational activities of the university, the students values, family values, the formation of a positive
image of a family man, domesticity, conscious parenting.
Abstract: This article deals with a wide range of issues related to the difficulties, content, technologies and
methods of educational activities aimed at the formation of family values among university students. Authors
pay special attention for need of conceptual justification of educational activity of higher education institutions
on the basis of the actual analysis of family values of student's youth. Conclusions of authors are based on
results of researches and the analysis of educational practice of the Ural federal university. Despite this authors
created recommendations of concern to universities in other regions.
O.B. Akimova, E.M. Dorozhkin, G.P. Sikorskaya. CONCEPT NETWORKING
OF INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL TEACHER EDUCATION ........................ 24
Keywords: networking cooperation, vocational pedagogical educational institutions, vocational pedagogical
education.
Abstract: This article describes the development of new approaches to networking facilities Vocational Teacher
Education. The problems of optimization, to improve the quality and image of vocational teacher educationfinding
ways to create a single scientific and educational space of this kind of vocational training in the new
paradigm of education. As one of the productive mechanisms for implementing these tasks authors see sustainable
networking of educational institutions, leading the preparation of teachers and masters of vocational
training, with scientific and industrial groups, the business community, society and other economic territorial
entities that are interested in the interaction.
147
Стр.147
B.L. Wolfson. ACCULTURATION YOUNG IMMIGRANTS
IN THE EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE ........................................................... 35
Keywords: immigration, acculturation, multiculturalism, educational space.
Abstract: The article discusses the pedagogical aspects of solving the problem of acculturation of immigrant
youth; analyzed the specificity of contemporary migration both abroad and in Russia; show hidden defects
principles of multiculturalism and tolerance; supposed ability to save dominant position of Russian culture by
bringing together specialists in various fields of scientific knowledge.
O.A. Shamigulova. PREPARATION OF TEACHERS TO IMPLEMENT
THE THEMATIC MODEL OF CIVIL LAW EDUCATION ........................................... 40
Keywords: civic and law education, teacher training, the federal state educational standards, quality subject
training, unified state examination.
Abstract: The main idea of the article is the problem of professional training of teaching staff to accomplish the
aim and values of civil law education in modern Russia. The article contains the main elements of basic educational
programs of higher education to prepare future teachers of social science and law tabbing into consideration
with Federal State Educational Standards. Suggested solutions can be used in elaboration of basic
educational programs of higher education in the course «Pedagogical education» and of civil law refresher
courses for teachers of civil law.
INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES
B.E. Starichenko, I.N. Semenovа, A.V. Slepuhin. ELECTRONIC, DISTANCE AND
BLENDED LEARNING INFOCOMMUNICATION FROM THE POINT OF
EDUCATIONAL PARADIGM ....................................................................................... 49
Keywords: e-learning, distance learning, blended learning, educational paradigm, information and communication
technology education.
Abstract: The article discusses the conceptual apparatus of different kinds of learning in higher education in
the context of comparing the characteristics of the electronic, distance and blended learning and modern disciplinary
matrix "infocomm" educational paradigm; determined by the nature of e-learning; analyzes the impact
of information and communication technologies on the interaction of participants in the educational process of
the university.
A.K. Belolutskaya. OF MULTIDIMENSIONAL THINKING –
TERMS CREATIVE CONVERSION PROBLEM SITUATIONS ................................. 66
Keywords: multi-dimensional thinking, creative professional, dialectical thought structures, pedagogical interaction.
Abstract:
This work was a part of the methodology of structural and dialectical approach developed by N E
Veraksa: discusses the concept of "multi-dimensional" as a property of thinking that it is possible to convert a
particular level of creative problem situation; an analysis of the examples of creativity in professional activities
(in teacher interaction) derived from specially conducted survey; concludes that the concept of "multidimensional
thinking" allows you to conduct a qualitative analysis of professional experience, including teaching,
in order to determine the nature and level of complexity of the creative transformation of the structure of
the situation.
148
Стр.148
PRACTICE OF EDUCATION
E.D. Telmanova, A.V. Efanov. PORTRAIT OF MODERN
HANDICRAFTSMEN-BUSINESSMEN: SOCIO-CULTURAL ANALYSIS ............... 74
Keywords: handicraftsmen-businessmen, sociogenesis, logical-semantic model, craft activities.
Abstract: The analysis of the factors influencing process of socialization of representatives of a social group
who were formed in Russia of handicraftsmen-businessmen is presented in article. Developed in style of lo
logical-semantic modeling, the portrait of the modern handicraftsman-businessman allows to present visually
semantic groups which can be the basis for theoretical justification of process of social and professional adaptation
and socialization of handicraftsmen-businessmen through system of professional education and other
social institutes.
The work purpose – to prove scientific and methodological approaches to a solution of the problem of social,
and professional adaptation, and socialization of the Russian handicraftsmen-businessmen through system of
professional education.
Work method – theoretical analysis, logical-semantic modeling.
Results – the developed portrait of the modern handicraftsman-businessman and the conceptual analysis of
process of socialization of handicraftsmen-businessmen from positions of sociocultural historical development,
will allow to define uniform scientific and methodological approaches to management of processes of social
and professional adaptation and socialization of future handicraftsmen-businessmen in system of professional
education.
Scope of results – results of research can be introduced in the average and higher education establishments
which are carrying out training by craft professions and preparation of professional and pedagogical shots for
system of craft education.
O.V. Ulybina, W.V. Hahalkina. INTEGRATED MODEL OF CORRECTION
INTERPERSONAL PERCEPTION IN THE DYAD «EDUCATOR –
PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION» .............................................. 85
Keywords: interpersonal perception (perception), interpersonal communication, perception of significant adult,
style of pedagogical communication, complex correction model, mental retardation.
Abstract: The article discusses the content and specific manifestations of social interpersonal perception in
terms of correctional and educational process; particular manifestations of interpersonal perception as a significant
adult educator preschool children with mental retardation; suggests a complex correction model with
elements of psychotherapy designed to generate an adequate communication style educator, development of
personality-oriented type of communication, as well as assisting preschool children with mental retardation.
O.G. Kalashnikova, A.Ch. Talypova, I.K. Tseneva. PREVENTION
OF OPTICAL DYSGRAPHIA IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
BY A GRAPH-MOTOR SKILLS .................................................................................. 93
Keywords: dysgraphia, dyslexia, visual memory, graph-motor skills, motion correction, manual motor skills,
graphic skills, spatial representation, interhemispheric interaction, prevention.
Abstract: The article deals with the prevention of optical dysgraphia children of primary school age; presents
guidelines for the formation graph-motor skills and prevent optical dysgraphia; materials addressed to teachers,
speech therapists, students, parents.
O.I. Rushingina. PEDAGOGICAL TESTING IN PRACTICE FORMATION
OF GENERAL SCIENTIFIC COMPETENCE OF PUPILS ...................................... 100
149
Стр.149
Keywords: competence, general scientific competence, test, test, test technologies.
Abstract: The article discusses the use of test technologies in the educational process in the transition to new
educational standards; Tests are considered not only as a means of control, but also as a means of having
learning and formative potential; provides guidance for the compilation of tests aimed at the formation of general
scientific competences; an analysis of the experimental work.
HISTORY OF EDUCATION
Y. Yergin, S.E. Chushkin. S.S. ABZANOV – DIRECTOR BSPI THEM.
K.A. TIMIRYAZEVO (1931–1935): WITH A LIST OF KEY PUBLICATIONS ........ 111
Keywords: public education in Bashkiria, BSPI them. K.A. Timiryazeva director S.S. Abzanov, the prehistory of
the Bashkir State University.
Abstract: The 120th anniversary of the birth of Professor Sh Abzanova, in the years 1931-1935 Director and
Head of the Department of Economic Geography of the Bashkir State Pedagogical Institute named after KA
Timiryazeva on the basis of which in 1957 was created Bashkir State University.
PEDAGOGICAL TAPE ............................................................................................. 132
INFORMATION ABOUT THE CONTRIBUTORS .................................................... 145
150
Стр.150
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА»
1. Научное рецензируемое издание «Педагогический журнал Башкортостана» (далее
– Журнал) гарантирует широкое распространение результатов научных поисковых,
в т. ч. диссертационных исследований, путем размещения статей в свободном
доступе на своем сайте одновременно с публикацией печатного варианта
журнала (http://elibrary.ru).
2. Требования к статьям, представляемым в Журнал и далее – в базу данных
«Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) Научной Электронной Библиотеки
(сайт «Российский индекс научного цитирования») соответствуют порядку
формирования Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (от 14.10.08, №
45.1-132).
3. Представляемая в Журнал статья должна быть оригинальной (не публиковавшейся
ранее в других печатных изданиях) и освещать актуальные проблемы психологии и педагогики.
4.
Статья должна быть написана языком, понятным не только специалистам данной
области, но и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждении темы;
необходимо дополнительное обоснование специализированных научных терминов.
Аббревиатура и сокращения в названии статьи, ключевых словах и аннотации
недопустимы!
4. Объем текста, при условии 2500 знаков с пробелами на странице, – 0,5–1,0 п.л.
(20–40 тыс. знаков; при выполнении требований редакции к форматированию текста
1 п.л. составляет 10 страниц при числе знаков с пробелами на странице 4000.)
5. Статья должна давать представление о содержании работы и о том, что нового
вносит автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок,
свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок.
Необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет
исследования, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы;
результаты работы; область применения результатов; выводы (последовательность
изложения может быть изменена).
6. Аннотация должна давать представление о содержании работы и о том, что нового
вносит автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок,
свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок.
В аннотации необходимо отразить следующие аспекты содержания
статьи: предмет исследования, тему, цель работы; метод или методологию прове151
Стр.151
дения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы.
Объем аннотации – минимум 50–100 слов.
8. Список литературы (не более 10–12 п.) оформляется в соответствии со стандартом
ГОСТ Р 7.0.5-2008, который разработан с учетом основных нормативных
положений международного стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические
ссылки. Содержание, форма и структура» (ISO 690:1987
«Information and documentation - Bibliographic references - Content, form and
structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и документация.
Библиографические ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части»
(ISO 690-2:1997«Information and documentation - Bibliographic references - Part 2:
Electronic documents or parts thereof»). В библиографическое описание документов
введены указание на качественное состояние (например, [Текст]), перечисление
соавторов за косой чертой, некоторые изменения в пунктуации, индекс ISBN
(ГОСТ Р 7.0.5-2008 помещен на сайте журнала http:// www. pjb.oprb.ru).
9. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных
скобках, оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть
единообразным, нумерация должна соответствовать текущей странице.
10. Рукопись статьи, внешняя рецензия, Заключение научного руководителя (для
аспирантов и соискателей) и сопроводительные материалы принимаются на электронных
носителях с приложением распечатки на бумаге формата А4 (с одной
стороны).
11. Рисунки должны выполняться в редакторе Corel Draw или в формате
JPG/JPEG; рисунки, выполненные в других редакторах, не принимаются.
12. Фотографии автора должны иметь белый фон, быть контрастными и четкими,
объем файла – не менее 500 кбт при разрешении 150 dpi (или не менее 175х205
пикселей/3х3,5 см) в формате JPEG (бытовые снимки не принимаются).
13. Форматирование статьи: гарнитура шрифта Arial; поля: верхнее – 6,4, нижнее –
3,4, правое/левое – 3,6 см; размер основного шрифта – 9 пт, вспомогательного
(сноски, таблицы, литература, ключевые слова, аннотация) – 7 пт, межстрочный
интервал – 1; первая строка: отступ – 0,75; между словами не более одного пробела
при включенной опции «непечатаемые знаки».
14. Наименование файлов статьи и сопроводительных документов включает ФИО
автора, тип материала (статья, рисунок, справка и т.п.), дату отправки. Вместе со
статьей, в одном файле в Word (не принимаются сканированные изображения
текста!) должны быть представлены:
– сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, должность, степень (при наличии),
наименование учреждения (полностью), город, e-mail);
152
Стр.152
– на русском и английском языке – фамилия, инициалы автора, название статьи,
ключевые слова и аннотация.
15. Статьи представляются в Журнал в полном комплекте вне зависимости от того,
публиковался автор ранее в Журнале или нет. Тематика статей отражена в
списке «Рубрики журнала».
16. Материалы, не отвечающие перечисленным требованиям Журнала, не принимаются
редакцией и не регистрируются.
17. При выполнении требований Журнала материалы принимаются, регистрируются
и направляются на рецензирование, о результатах которого автор уведомляется
по электронной почте.
18. В случае изменений и доработок материалов статьи по результатам рецензирования
или иным обстоятельствам, автор обязан указать перечень выполненных
им изменений.
19. При несоблюдении перечисленных выше требований материалы редакцией
Журнала отклоняются и не публикуются.
20. Плата за опубликование рукописей с аспирантов, проходящих обучение в аспирантуре
и докторантуре, не взимается.
21. Рубрики Журнала: Проблемы современной педагогики; Психологопедагогические
исследования; Образование и культура; Инновационные технологии
образования; Информатизация образования; Приоритетный национальный
проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Опыт зарубежных
коллег; История образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника,
рецензии).
22. Вниманию аспирантов и соискателей: с целью повышения качества, научные
статьи, направляемые в Журнал, должны комплектоваться заключением научного
руководителя, свидетельствующего об их соответствии требованиям ВАК и Журнала:
-
в статье содержатся: четкая постановка научной задачи (проблемы), конкретное
указание на метод выполняемого исследования, характеристики результатов исследований
и эксперимента (научная новизна, теоретическая и практическая значимость);
-
в статье отсутствуют фрагменты, содержащие значительный объем материала
справочного, описательного, констатирующего и декларативного характера без
соответствующих аналитических выводов; отсутствуют также словосочетания,
фразы и фрагменты, не соответствующие научному характеру текста.
153
Стр.153
Вниманию авторов:
1. Порядок рецензирования статей и форма Заявления автора о приеме статьи
размещены на сайте журнала
http://gym1.oprb.ru/template/guest/partner/index.php?id=8.
2. Редакция Журнала напоминает, что почтой доставляются материалы, отправленные
обычным или заказным письмом. Материалы с объявленной
ценностью в редакцию не доставляются.
По вопросам размещения статей следует обращаться к менеджеру журнала А.Г.
Косову: 8(347) 2-72-64-32, e-mail: agkosov@mail.ru.
154
Стр.154