ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ
ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Учебно-методическое пособие для вузов
Составитель В.Г. Гадиятов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование занимает важное место при работе с драгоценными
камнями. В РФ регламентируется добыча и разработка месторождений,
их использование, совершение сделок и прочее. Многие вопросы
по обращению драгоценных камней нашли отражение в законах и подзаконных
актах – это Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления
Правительства, положения, инструкции и приказы министерств
и иных органов исполнительной власти.
Материалы по правовому регулированию при работе с драгоценными
камнями постоянно изменяются, поэтому очень сложно разобраться в
большом объёме разных законодательных актов. Надеемся, что данное
учебно-методическое пособие, предназначенное для студентов, обучающихся
по специализации «Геология месторождений поделочных и драгоценных
камней; геммология», облегчит работу с правовым материалом.
Оно также может быть использовано специалистами-геммологами, менеджерами
по продажам драгоценных камней и ювелирных изделий.
В учебно-методическом пособии нашли отражение следующие направления
действующего законодательства об обращении природных драгоценных
камней:
1) обращение и использование драгоценных камней; 2) совершение сделок
с драгоценными камнями. Продажа изделий из драгоценных металлов и камней;
3) вывоз и ввоз в РФ драгоценных камней, ювелирных изделий и культурных
ценностей; 4) лицензирование отдельных видов деятельности; 5) оценочная
деятельность; 6) ломбардная деятельность; скупка драгоценных металлов
и драгоценных камней; 7) переработка лома и отходов драгоценных
металлов и драгоценных камней; 8) учет и хранение.
1. Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных
камнях»
Основным нормативным актом при работе с драгоценными камнями
является Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных
камнях» № 41-ФЗ от 26. 03. 1998 г. (в ред. от 18.07.2005 г.; далее – Закон
«О драгоценных металлах»). Закон устанавливает правовые основы
регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения
и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных
камней, их основным нормативным актом при работе с драгоценными
камнями добычи, использования и обращения. указанный нормативный
акт содержит эффективные гарантии соблюдения государственных интересов
России как в рамках каждой технологической операции с драгоценными
камнями, так и в пределах всей технологической цепочки продвижения
драгоценных камней – от добычи до использования и реализации, а
также продукции из них на внутреннем и внешнем рынках.
3
Стр.3
Положения статьи второй определяют, что добытые из недр драгоценные
металлы, драгоценные камни и другая продукция, полученная при их
добыче, является собственностью субъектов добычи, если иное не установлено
лицензиями на их добычу, договорами поставок или другими документами
(п. 4 ст.2). А драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретённые
в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться
в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной
собственности, а также в собственности юридических и физических
лиц (п. 6). Следует отметить, что собственником незаконно добытых
драгоценных камней и драгоценных металлов является государство (п. 4).
Собственники осуществляют право собственности на драгоценные металлы
и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом,
Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О валютном регулировании
и валютном контроле», а на драгоценные камни не пригодные для
изготовления ювелирных изделий, в соответствии с Гражданским кодексом
РФ и федеральным законодательством без ограничений, установленных
Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Третья статья настоящего Закона регламентирует деятельность и порядок
работы бирж драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ. Такие
биржи предназначены для совершения сделок юридическими и физическими
лицами с обращением стандартных и мерных слитков аффинированных
драгоценных металлов; необработанных драгоценных камней,
прошедших сортировку; обработанных драгоценных камней, прошедших
сертификацию и др.
В соответствии с четвёртой статьей рассматриваемого закона добыча и
производство драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться
только организациями, получившими специальные разрешения
(лицензии). А старательская добыча может применяться для добычи драгоценных
металлов и драгоценных камней разными организациями независимо
от организационно-правовых форм. При этом добыча алмазов запрещена.
Глава
2 посвящена правовому статусу государственных фондов и запасов
драгоценных металлов и драгоценных камней. В пяти статьях (ст. 5-9)
даётся разъяснение и назначение следующих фондов: Федеральный фонд
резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней;
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
Алмазный фонд РФ; Золотой запас РФ; Государственные фонды драгоценных
металлов и драгоценных камней субъектов РФ. Так, к примеру, в
статье 6 сказано, что Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных
камней РФ составляет часть золотовалютных резервов страны и
предназначен для осуществления финансовой политики государства и
удовлетворения экстренных потребностей РФ при чрезвычайных ситуациях.
Фонд может пополняться за счёт средств федерального бюджета.
6
Стр.6
Алмазный фонд РФ– составная часть фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней РФ, представляющая собой собрание уникальных
самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней,
имеющих историческое и художественное значение, а также собрание
уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных
камней. Алмазный фонд РФ неделим, является федеральной
собственностью, а его ценности могут быть использованы только в целях
экспонирования или научного изучения (статья 7).
В статье 8 дано положение о золотом запасе РФ. В соответствии с данной
нормой золотой запас РФ предназначен для осуществления финансовой политики
государства и удовлетворения экстренных потребностей РФ при
чрезвычайных ситуациях. Он состоит из аффинированного золота в слитках.
Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней
субъектов РФ (статья 9) могут создаваться по согласованию с Правительством
РФ. Они используются в соответствии с решениями органов государственной
власти субъектов РФ и являются их собственностью. Государственные
фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ
формируются за счет средств бюджета РФ посредством приобретения драгоценных
металлов и драгоценных камней у субъектов их рынка с учетом
цен мирового рынка в порядке, установленном законодательством РФ.
В главе 3 содержатся положения о государственном регулировании
отношений в области геологического изучения и разведки месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства,
использования и обращения. В статьях 10, 11 и 12 этой главы рассматриваемого
закона приведены правовые основы государственного регулирования
отношений в области геологического изучения и разведки месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства,
использования и обращения; полномочия Правительства РФ и
органов государственной власти субъектов РФ. Определены цели и способы
государственного регулирования отношений, порядок пользования
участками недр, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни,
контроль за соблюдением законодательства РФ и др.
Статья 13 определяет статус Федерального пробирного надзора, его цели
и задачи. Согласно приказу Министерства финансов РФ от 29 мая 1998 №
91 ( в ред. от 23.05.2003 г.) «Об утверждении положения о Российской государственной
пробирной палате при Министерстве Финансов РФ» Федеральный
пробирный надзор осуществляет Российская государственная пробирная
палата при Министерстве финансов РФ. Он осуществляется в целях защиты
прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных
металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий
от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства.
В этой же статье прописано о функциях федерального пробирного
надзора, о взимании платы за осуществление опробирования и др.
7
Стр.7
В статье14 сказано о проведении сертификации драгоценных металлов
и драгоценных камней и продукции из них. Сертификация проводится для
подтверждения соответствия качественных и количественных характеристик
драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них установленным
характеристикам.
Глава 4. Государственная разрешительная система. Статьями 15-19
данной главы закона прописаны правила лицензирования в области геологического
изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и
драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения.
Статьёй 15 (п. 4) установлено лицензирование следующих видов деятельности:
1)
заготовка лома и отходов драгоценных металлов, их первичная обработка
и переработка с получением концентратов и других полуфабрикатов,
предназначенных для аффинажа;
2) скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных
металлов и драгоценных камней и лома таких изделий;
3) производство драгоценных металлов;
4) рекуперация драгоценных камней;
5) огранка и иная обработка драгоценных камней, в том числе огранка
алмазов в бриллианты;
6) сертификация драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции
из них;
7) предоставление юридическими лицами услуг по охране, хранению и
транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней;
8) оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями из драгоценных
металлов и драгоценных камней;
9) осуществление банковских операций с драгоценными металлами и
драгоценными камнями;
10) деятельность торговых организаций по купле-продаже драгоценных
металлов и драгоценных камней;
11) производство и ремонт ювелирных изделий.
Статьями 16, 17, 18 и 19 анализируемого закона определены требования
к содержанию лицензии, организационное обеспечение системы лицензирования,
порядок выдачи и приостановления или ограничения действия
лицензии.
Глава 5 определяет порядок использования и обращения драгоценных
металлов и драгоценных камней. В статьях 20, 21 22, 23 определён порядок
распоряжения добытыми и произведёнными драгоценными металлами
и драгоценными камнями, их оплаты, использования и обращения, а также
отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней.
Важным моментом статьи 20 является определение порядка работы с
уникальными самородками драгоценных металлов и уникальными драго8
Стр.8