Управление процессами саморазвития учащихся и школьных коллективов с учетом синергетических закономерностей . <...> Рейтинговая система оценки как средство развития коллективной и индивидуальной мотивации учебно-познавательной деятельности школьника . <...> Реализация синергетических принципов управления саморазвитием мышления школьников в обучении решению физических задач . <...> Управление саморазвитием учащихся в процессе формирования физических понятий . <...> 12 Баба Таня относилась ко мне со снисходительной любовью, которой любят убогих дурачков. <...> Деревенские огороды постоянно страдают от набегов охочих до домашних огурцов детдомовских архаровцев. <...> Только через некоторое время я научился отличать детдомовских детей и определять их возраст. <...> Дело в том, что детдомовские дети, как правило, отстают от своих домашних сверстников в развитии. <...> Люся отступает на шаг назад и говорит: – До свидания. <...> Завучиха, дородная женщина с большой, даже, можно сказать, угрожающей волосяной шишкой на голове начала свою речь 16 словами: «Дорогие товарищи и господа! <...> Из дальнейшей речи я понял, что в университете меня не учили самому главному – заполнению Журнала. <...> Самое главное изменение, какое будет в этом году, – завучиха сделала эффектную мхатовскую паузу, – заключается в том, что все записи должны вестись не фиолетовым, а черным цветом!!! <...> В некоторых, особенно продвинутых в педагогическом плане, школах требуется заполнение Журнала цветом только одной пасты, чтобы было красиво. <...> Естественно, что заполнение Журнала осуществляется не по количеству уроков и фактическому времени их проведения, а так, как положено по учебному плану и учебной нагрузке. <...> Всегда находится дело, по моему мнению, более важное, чем заполнение Журнала: то надо в перемену приготовить опыт, то после уроков проконтролировать дежурство по классу и т. п. <...> Завучиха повела знакомить меня с кабинетом физики и лаборанткой. <...> Последняя безобидная оговорка в фамилии <...>
Четыре_четверти.pdf
А.П. Усольцев
ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ
Учебное пособие для учителей
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
Издательство «Наука»
2012
Стр.1
УДК 37.013
ББК 74.00я73
У77
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
У77
Усольцев А.П.
Четыре четверти : учеб. пособие для учителей /
А.П. Усоль цев. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 328 с.
ISBN 978-5-9765-1244-3 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-02-037715-8 (Наука)
Молодой и уверенный в себе выпускник педагогического вуза приезжает
в деревню учительствовать. Ему все ясно и понятно. До первого урока…
А дальше приходится снова учиться своей профессии, только теперь
уже по-настоящему.
Учителя, работники образования, родители не без пользы для себя могут
наблюдать искусственно сжатое автором во времени профессиональное
становление педагога от алгоритма «изложил – спросил» к идеям проблемного
и развивающего обучения.
Описание первого учебного года в деревенской школе глазами молодого
специалиста из города будет интересно и тому, кто профессионально не
связан со школой.
Ну а самый главный читатель этой книги, для которого она написана,
– студент педагогического вуза.
УДК 37.013
ББК 74.00я73
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Повесть об учителе физики
Mezzo forte ................................................................................................................ 8
Четверть первая. Largo .......................................................................................... 10
Август ................................................................................................................ 10
Сентябрь ............................................................................................................ 20
Октябрь ............................................................................................................. 38
Четверть вторая. Vivace ......................................................................................... 61
Ноябрь ............................................................................................................... 61
Декабрь ............................................................................................................. 88
Четверть третья. Presto ........................................................................................ 104
Январь ............................................................................................................. 104
Февраль ........................................................................................................... 117
Март ................................................................................................................. 133
Четверть четвертая. Prestissimo .......................................................................... 140
Апрель ............................................................................................................. 140
Май .................................................................................................................. 156
Ritornello ............................................................................................................... 168
Часть II. Управление процессами саморазвития учащихся
при обучении физике
Введение ............................................................................................................... 172
Глава 1. Саморазвитие учащихся при изучении физики как
синергетический процесс ........................................................................... 175
1.1. Управление процессами саморазвития учащихся и школьных
коллективов с учетом синергетических закономерностей .................. 175
ISBN 978-5-9765-1244-3 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-02-037715-8 (Наука)
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
© Усольцев А.П., 2012
1.2. Принципы управления саморазвитием учащихся в процессе обучения
физике ...................................................................................................... 181
1.3. Основные направления деятельности учителя по созданию
саморегулирующейся учебно-воспитательной системы обучения
физике ...................................................................................................... 191
3
Стр.2
Глава 2. Управление саморазвитием мотивационной сферы учащихся
в процессе обучения физике ....................................................................... 209
2.1. Формирование мотивации учащихся с учетом закономерностей
социальной саморегуляции .................................................................... 209
2.2. Формы и методы развития мотивационной сферы школьников
в единой урочной – внеурочной системе обучения физике ................ 222
2.3. Рейтинговая система оценки как средство развития коллективной
и индивидуальной мотивации учебно-познавательной деятельности
школьника ................................................................................................ 238
Глава 3. Управление саморазвитием мышления учащихся при обучении
физике ............................................................................................................. 246
3.1. Развитие мышления учащихся как саморазвивающейся когнитивной
структуры ................................................................................................. 246
3.2. Управление саморазвитием мышления учащихся на основе
комплексного использования средств наглядности ............................. 264
3.3. Реализация синергетических принципов управления саморазвитием
мышления школьников в обучении решению физических задач ....... 283
3.4. Управление саморазвитием учащихся в процессе формирования
физических понятий ............................................................................... 304
Заключение ........................................................................................................... 313
Библиография ...................................................................................................... 315
От автора
Знакомство с научно-методическим исследованием, изложенным
в классическом стиле, требует предварительной подготовки и
некоторых волевых усилий. Но у среднестатистического читателя,
как правило, нет такой подготовки, так же как и стимула вникать в
сложные формулировки, таблицы и схемы. Именно поэтому многие
интересные идеи в области педагогики так и не получают широкой
огласки и практического применения.
Изложение этих же идей в жанре художественного произведения
более понятно неискушенному читателю, но при этом утрачивается
лаконичность, точность и обобщенность теории излагаемого
вопроса.
Именно эти соображения легли в основу построения книги, которая
состоит из двух частей различных жанров: первая является повестью
об учителе физики, начинающем работу в деревенской школе,
вторая представляет научное исследование проблемы управления
саморазвитием учащихся. Одна и та же проблема рассматривается
и раскрывается с двух различных позиций: начинающего учителя и
ученого-методиста. Каждая из частей является самостоятельным, законченным
произведением и может быть прочитана независимо от
другой части.
Первая часть, называемая «Четыре четверти», будет интересна
учителям и все тем, кого интересуют профессиональные проблемы
современной школы. Если после прочтения этой половины книги
возникает желание ознакомиться с теоретическим основанием действий,
приписываемых молодому педагогу, то можно перейти ко
второй части, содержание которой будет полезно исследователям в
области педагогики, теории и методики обучения физике, учителям,
методистам, работникам управления образованием.
Стр.3