ISBN 978-5-9765-1362-4 В методическом пособии рассматриваются сущность компетентностного подхода в образовании, его функции и цели; предложена модель деятельности учителя по формированию ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в средней школе с примерами разнообразных видов учебнопознавательной деятельности школьников. <...> Особое внимание уделено методике оценки уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся. <...> МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ……. <...> Комплексная педагогическая диагностика как основа целеполагания в процессе формирования ключевых компетенций учащихся при обучении физике в школе……. <...> Отбор содержания учебного материала и организация учебнопознавательной деятельности учащихся в процессе формирования ключевых компетенций на основе реализации дополнительных ресурсов базисного учебного плана………………………………………………………… 41 2.3. <...> Использование элементов квалиметрического анализа для оценки уровня сформированности ключевых компетенций у школьников и корректирование образовательного процесса………………………………. <...> Концептуальные изменения закреплены основными документами, определяющими процесс совершенствования российского образования – «Стратегией модернизации содержания общего образования» и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года». <...> Среди них необходимо выделить, прежде всего, высокий уровень социально-практической значимости физики, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе ее изучения, политехническую направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. <...> Создание в современной школе условий для эффективного формирования у учащихся необходимых ключевых компетенций является сложной задачей, поскольку времени <...>
Формирование_ключевых_компетенций_учащихся_в_процессе_обучения_физике_в_школе_(2).pdf
УДК 372.853(075.8)
ББК 74.262.23я73
З-93
Р е ц е н з е н т:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики преподавания физики
и технических средств обучения
О.Г. Надеева
Зуев П.В.
З-93 Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения
физике в школе : метод. пособие для учителей / П.В. Зуев, О.П. Мерзлякова. –
4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2024. – 100 с. – ISBN 978-5-9765-1362-4. –
Текст : электронный.
В методическом пособии рассматриваются сущность компетентностного
подхода в образовании, его функции и цели; предложена модель деятельности
учителя по формированию ключевых компетенций учащихся в процессе
обучения физике в средней школе с примерами разнообразных видов учебнопознавательной
деятельности школьников. Особое внимание уделено методике
оценки уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся.
Адресовано учителям физики и студентам естественнонаучных специальностей
педагогических вузов.
УДК 372.853(075.8)
ББК 74.262.23я73
ISBN 978-5-9765-1362-4
© Зуев П.В., 2021
© Издательство «ФЛИНТА», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...................... 4
ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ …..................... 6
1.1. Цели, проблемы и перспективы реализации компетентностного
подхода…………………………………………...…………………….................... 6
1.2. Реализация принципа дополнительности как необходимое условие
формирования ключевых компетенций учащихся ..………………………….. 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ
БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ……...…………….. 22
2.1. Комплексная педагогическая диагностика как основа целеполагания
в процессе формирования ключевых компетенций учащихся при обучении
физике в школе……..…………………………………………………………. 22
2.2. Отбор содержания учебного материала и организация учебнопознавательной
деятельности учащихся в процессе формирования ключевых
компетенций на основе реализации дополнительных ресурсов
базисного учебного плана………………………………………………………… 41
2.3. Использование элементов квалиметрического анализа для оценки
уровня сформированности ключевых компетенций у школьников и корректирование
образовательного процесса………………………………......... 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 91
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………………. 93
3
Стр.3