И.А. Телина СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ Учебное пособие •ФЛИНТА• И. А. Телина СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 Телина И. А. <...> УДК 371.9 ББК 74.6 Т31 Научный редактор Синенко В. П., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета повышения квалификации и переподготовки дипломированных специалистов Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ Рецензенты: Левашова Г. Н., Заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, директор ГОУ СПО «Педагогический колледж» г. Орска; Попов П. В., заместитель руководителя Советского района г. Орска по социальным вопросам; Коваленко А. П., социальный педагог МОУ СОШ № 49 г. Орска Т31 Телина И. А. <...> Социальный педагог в школе [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Телина. <...> Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». <...> 7 1.2 Государственные требования к уровню подготовки специалиста ………………………………… 21 1.3 Функциональные и должностные права и обязанности социального педагога ………………………………………………. <...> Содержание работы социального педагога в школе с подростками девиантного поведения …………………. <...> …. 101 2.3 Содержание социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения ………. <...> …………………. 113 2.4 Формы и методы работы социального педагога с подростками девиантного поведения …………………………… 131 2.5 Сущность и задачи социально-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних ……. <...> Содержание работы социального педагога в школе с семьей . <...> 167 3.2 Нормативно-правовая база социальной помощи семьям в Российской Федерации …………………………………………… 180 3.3 Общие направления в работе социального педагога с семьей 192 Приложение 1. <...> Бланк приказа о проведении месячника правовых знаний и профилактики правонарушений ……………. <...> Социальный паспорт учащегося <...>
Социальный_педагог_в_школе_(2).pdf
УДК 37.013.42(075.8)
ББК 74.66я73
Т31
На учный р е д а к т о р
В.П. Синенко, канд. пед. наук, доцент
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ
Рецензенты:
Г.Н Левашова, канд. пед. наук,
Заслуженный учитель Российской Федерации;
П.В. Попов, заместитель руководителя Советского района г. Орска
по социальным вопросам
А.П. Коваленко, социальный педагог МОУ СОШ № 49 г. Орска
Т31
Телина И.А.
Социальный педагог в школе : учеб. пособие / И.А. Телина. —
4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2025. — 266 с. — ISBN
978-5-9765-1657-1. —Текст : электронный.
В учебном пособии рассматриваются научно-теоретические основы
социальной педагогики, раскрываются специфика и структура
профессиональной деятельности социального педагога.
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности «Социальная педагогика».
Может быть полезно администрации образовательных учреждений,
социальным педагогам и специалистам управления социальной защиты
населения, работающими с несовершеннолетними.
УДК 37.013.42(075.8)
ББК 74.66я73
ISBN 978-5-9765-1657-1
© Телина И.А., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
Социальный педагог в школе
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ........................................................................................ 5
Глава 1. Специфика профессиональной деятельности
социального педагога в школе …………………………………….. 7
1.1 Социальный педагог в школе: назначение специалиста ……... 7
1.2 Государственные требования
к уровню подготовки специалиста ………………………………… 21
1.3 Функциональные и должностные права и обязанности
социального педагога ………………………………………………. 33
1.4 Профессиональные и духовно-нравственные качества
социального педагога ………………………………………………. 60
1.5 Этические нормы и ценности
профессиональной деятельности социального педагога ………… 70
1.6 Документоведение социального педагога …………………….. 88
Глава 2. Содержание работы социального педагога
в школе с подростками девиантного поведения ………………….. 93
2.1 Психофизиологические особенности подростков ……............. 93
2.2 Понятие «девиантное поведение»
в психолого-педагогической литературе ……………………...…... 101
2.3 Содержание социально-педагогической работы
с подростками девиантного поведения ………...…………………. 113
2.4 Формы и методы работы социального педагога
с подростками девиантного поведения …………………………… 131
2.5 Сущность и задачи социально-педагогической
профилактики правонарушений несовершеннолетних ……........... 144
Глава 3. Содержание работы социального педагога
в школе с семьей ................................................................................. 167
3.1 Сущность понятия «семья». Классификация семей …………. 167
3.2 Нормативно-правовая база социальной помощи семьям
в Российской Федерации …………………………………………… 180
3.3 Общие направления в работе социального педагога с семьей 192
Приложение 1. Законодательные нормативные акты ……………. 213
Приложение 2. Положение о координационном
совете социальных педагогов ……………………………………… 215
Приложение 3. Должностная инструкция координатора
социальных педагогов школ ……………………………………….. 219
Приложение 4. Бланк приказа о проведении месячника
правовых знаний и профилактики правонарушений …………….. 221
3
Стр.3
Телина И. А.
Приложение 5. Правила поведения учащихся
в образовательном учреждении ……………………………………. 222
Приложение 6. Сведения об учреждениях и организациях
в микрорайоне ………………………………………………………. 226
Приложение 7. Социальный паспорт класса ……………………… 227
Приложение 8. Социальный паспорт учащегося и его семьи ….... 229
Приложение 9. Бланк личной карточки учащегося ………………. 230
Приложение 10. Представление классного руководителя на ребенка 231
Приложение 11. Карточка индивидуального изучения
и учета подростка …………………………………………………... 234
Приложение 12. Карта личности «трудного подростка» ………… 235
Приложение 13. Форма социальной истории учащегося ………... 236
Приложение 14. Карта обследования социально
дезадаптированных несовершеннолетних ………………………... 237
Приложение 15. Карта учета несовершеннолетнего,
не посещающего учебные занятия по неуважительной причине .. 238
Приложение 16. Примерное положение о постановке
обучающихся в МОУ СОШ № ___на внутришкольный
(педагогический) учет ……………………………………………… 239
Приложение 17. Акт обследования семьи учащегося …………… 242
Приложение 18. Бланк акта обследования жилой площади …….. 243
Приложение 19. Карточка на неблагополучную семью …………. 244
Приложение 20. Схема, отражающая состояние
внутришкольного учета …………………………………………….. 245
Приложение 21. Информация о подростковой преступности
247
Приложение 22. Организация работы по учету
несовершеннолетних правонарушителей и родителей,
способствующих правонарушениям детей,
в органах внутренних дел …………………………………………… 249
Приложение 23. Рекомендации Управления образования
по проведению профилактической работы в образовательном
учреждении …………………………………………………………. 253
Приложение 24. Методические рекомендации по организации
работы специалистов по профилактике семейного
неблагополучия, по защите прав и интересов несовершеннолетних 257
Приложение 25. Рекомендации по составлению
аналитического отчета социального педагога ……………………. 264
4
Стр.4