Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Психотерапия, фокусированная на диалоге (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПогодин И. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц270
ID244930
АннотацияКнига представляет собой введение в диалоговую модель психотерапии, развиваемую автором в методологическом русле гештальт-подхода. В ней отражены базовые ценности психотерапии, сфокусированной на диалоге. Детально рассматриваются представления о природе психического, опирающиеся на полевой подход в психологии, а также анализируются особенности феноменологического метода в психотерапии. Отдельное место занимает анализ центральной для диалоговой психотерапии категории — переживания. Кроме того, автором описываются особенности применения диалоговой модели психотерапии в психотерапевтической практике. В фокусе внимания при этом — феноменологический процесс восстановления процесса переживания у клиентов, осуществляемый в рамках предлагаемой психотерапевтической модели. Диалоговая модель гештальт-терапии рассматривается в качестве психотерапии инициируемого управляемого кризиса. Особое внимание уделяется личным особенностям терапевта как фактору успешности терапевтического процесса. Текст иллюстрирован случаями из частной практики автора.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом Российской академии образования
Кому рекомендованоКнига адресована гештальт-терапевтам, практическим психологам, психотерапевтам, социальным педагогам, социальным работникам, а также аспирантами и студентам психологических специальностей.
ISBN978-5-9765-0885-9
УДК615.851(075)
ББК53.57я7
Погодин, И.А. Психотерапия, фокусированная на диалоге : учеб. пособие / И.А. Погодин .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022 .— 270 с. — (Библиотека психолога) .— ISBN 978-5-9765-0885-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/244930 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Диалоговая модель гештальт-терапии рассматривается в качестве психотерапии инициируемого управляемого кризиса. <...> Книга адресована гештальт-терапевтам, практическим психологам, психотерапевтам, социальным педагогам, социальным работникам, а также аспирантам и студентам психологических специальностей. <...> 14 Диалоговая модель психотерапии: философско-методологические основания и базовые ценности . <...> 19 Self: концепт, описывающий природу психического (анализ применения категории self в методологии диалоговой модели терапии) . <...> 115 Поддержка и фрустрация как инструменты терапии управляемого кризиса . <...> 127 Личные особенности терапевта и клиента в динамике терапевтического поля . <...> 149 О спонтанности переживания в феноменологическом поле терапии и терапевтических гипотезах . <...> 165 ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА КАК СЛЕДСТВИЕ УТРАТЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ . <...> 177 Дефицит ресурсов в поле «организм—среда», определяемом травматогенным событием . <...> 197 Self-парадигма и психическая травма: диалектика динамичности и стабильности психических процессов . <...> 217 Психологическая помощь в ситуации суицидоопасного кризиса . <...> 235 Значение цинизма для современной психологии и психотерапии . <...> Гештальт-терапия, которая знаменовала собой начало использования контакта в качестве пространства психотерапии и фактора, опосредующего возникновение терапевтически значимых изменений, инициировала соответствующие изменения методологии психотерапии. <...> В результате появилась концепция self, опирающаяся на положения теории поля, а также феноменологический метод психотерапии, который был размещен в основе психотерапевтического процесса. <...> Тем не менее в настоящий момент сложилась ситуация, когда, на мой взгляд, основные положения гештальт-подхода используются не в полной мере. <...> Так, с его точки зрения, психотерапия представляет собой процесс перехода человека от опоры на других к поддержке самого себя. <...> Зачастую практика гештальт-терапевта (по крайней мере, на постсоветском <...>
Психотерапия,_фокусированная_на_диалоге_.pdf
УДК 615.851(075) ББК 53.57я7 П43 Главный редактор: д-р псих. наук., акад. РАО Д.И. Фельдштейн Зам. главного редактора: д-р псих. наук., акад. РАО С.К. Бондырева Члены редакционной коллегии: Ш.А. Амонашвили; В.А. Болтов; А.А. Деркач; А.И. Донцов; И.В. Дубровина; В.П. Зинченко; В.Г. Костомаров; Н.Н. Малофеев; В.Л. Матросов; Н.Д. Никандров; В.В. Рубцов; М.В. Рыжаков; Э.В. Сайко П43 Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на диалоге : учебное пособие / И.А. Погодин. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 270 с. — ISBN 978-5-9765-0885-9. — Текст : электронный. Книга представляет собой введение в диалоговую модель психотерапии, развиваемую автором в методологическом русле гештальт-подхода. В ней отражены базовые ценности психотерапии, сфокусированной на диалоге. Детально рассматриваются представления о природе психического, опирающиеся на полевой подход в психологии, а также анализируются особенности феноменологического метода в психотерапии. Отдельное место занимает анализ центральной для диалоговой психотерапии категории – переживания. Кроме того, автором описываются особенности применения диалоговой модели психотерапии в психотерапевтической практике. В фокусе внимания при этом – феноменологический процесс восстановления процесса переживания у клиентов, осуществляемый в рамках предлагаемой психотерапевтической модели. Диалоговая модель гештальт-терапии рассматривается в качестве психотерапии инициируемого управляемого кризиса. Особое внимание уделяется личным особенностям терапевта как фактору успешности терапевтического процесса. Текст иллюстрирован случаями из частной практики автора. Книга адресована гештальт-терапевтам, практическим психологам, психотерапевтам, социальным педагогам, социальным работникам, а также аспирантам и студентам психологических специальностей. УДК 615.851(075) ББК 53.57я7 ISBN 978-5-9765-0885-9 2 © Погодин И.А., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ......................................................................................... 7 МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОТЕРАПИИ, ФОКУСИРОВАННОЙ НА ДИАЛОГЕ ................................................ 14 Диалоговая модель психотерапии: философско-методологические основания и базовые ценности ....................................................................... 14 Методологические основания диалоговой психотерапии ..... 14 Ценности психотерапии, фокусированной на диалоге .......... 19 Self: концепт, описывающий природу психического (анализ применения категории self в методологии диалоговой модели òåðàïèè) ........................................................ 31 Self-парадигма, механизмы ее формирования, травматическая self-ïàðàäèãìà ............................................... 32 Терапия посредством инициации кризиса ............................. 38 Диалектика стабильного и динамичного в self ....................... 40 Простые и комплексные функции self .................................... 45 Контакт как пространство и инструмент терапевтически значимых изменений .......................................... 48 К анализу категорий контакта и диалога ................................ 49 О переносе и сопротивлении .................................................. 51 О децентрализации власти и клинической проблематике ..... 57 Об условиях формирования способности к диалогу .............. 59 Диалектика адаптационного и творческого векторов в переживании реальности ........................................................... 65 Творческая self-интенция как основание динамики реальности .............................................................................. 66 Сущность и задачи процесса переживания ............................ 69 3
Стр.3
Формирование адаптационного вектора в переживании. Диалектика творчества и адаптации ....................................... 72 Феноменология как основной метод диалоговой модели психотерапии ................................................................................ 82 Сущность феноменологии: философский экскурс ................ 82 Феноменология в оппозиции детерминизму ......................... 86 О феноменологическом мышлении ....................................... 90 СУЩНОСТЬ ДИАЛОГОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ............................. 97 Феноменологическое сопровождение восстановления и поддержания процесса переживания ........................................ 97 Психотерапия управляемого кризиса ......................................... 114 Значение управляемого кризиса для психотерапии ............. 115 Поддержка и фрустрация как инструменты терапии управляемого кризиса ........................................................... 121 Self-особенности терапевта как условие и инструмент диалоговой психотерапии ........................................................... 126 Любопытство к миру Другого и его источник ....................... 127 Личные особенности терапевта и клиента в динамике терапевтического поля .......................................................... 132 О «ïðîôåññèîíàëüíîì» и «÷åëîâå÷åñêîì» ............................ 136 Природа контакта и переживания как фактор терапевтического процесса ......................................................... 140 Опора на природу переживания ........................................... 141 О легализации права на одиночество .................................... 148 О значении терапевтической паузы ...................................... 149 О спонтанности переживания в феноменологическом поле терапии и терапевтических гипотезах .......................... 155 Об эффективности диалоговой психотерапии ..................... 157 Замечания относительно экологии и эффективности диалоговой модели терапии ........................................................ 158 Естественная экология диалоговой психотерапии ............... 158 4
Стр.4
Особенности диалоговой модели супервизии ...................... 161 Критерии эффективности и окончание психотерапии ........ 165 ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА КАК СЛЕДСТВИЕ УТРАТЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ .............................................. 170 Переживание в этиологии психической травмы ........................ 170 Место и роль психической травмы в жизни человека и в психотерапии ...................................................................... 171 Переживание как процесс ассимиляции текущего опыта ..................................................................... 173 Прерывание процесса переживания в генезе психической травмы ............................................................. 177 Дефицит ресурсов в поле «организм—среда», определяемом травматогенным событием ................................. 180 Утрата способности к творческому приспособлению в травматическом генезе ............................................................. 185 Хроническая ситуация низкой интенсивности .................... 185 Разрушение возможности контроля ..................................... 187 Деформация границы контакта в поле «îðãàíèçì—ñðåäà» ................................................................ 189 Посттравматическое стрессовое расстройство ........................... 193 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ И КРИЗИСА ...................................................................................... 197 Психотерапия психической травмы ........................................... 197 Self-парадигма и психическая травма: диалектика динамичности и стабильности психических процессов .............................................................................. 198 Терапевтическое сопровождение self-динамики: поддержка инноваций .......................................................... 202 Психическая боль в травматическом генезе ......................... 210 Экология кризисной психотерапии ..................................... 217 Психологическая помощь в ситуации суицидоопасного кризиса ........................................................................................ 220 5
Стр.5
Модель психологической помощи в суицидоопасной ситуации ................................................................................ 221 Иллюстрация описываемой модели ..................................... 227 ФИЛОСОФСКО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЭССЕ ................. 231 К современному пониманию этики (аксиологические аспекты психотерапии) ................................. 231 ЭССЕ О СВОБОДЕ ВЫБОРА ..................................................... 231 К определению понятий ìîðàëè, этики и цинизма ............. 231 Мораль и этика в современную эпоху ................................... 233 Этикообразующая деконструктивная природа цинизма ................................................................................. 235 Значение цинизма для современной психологии и психотерапии ..................................................................... 237 К постмодернистской критике категорий времени, пространства и личности ............................................................ 242 ЭССЕ О ПЕРЕЖИВАНИИ ......................................................... 242 О ценности категорий времени, пространства и личности ............................................................................. 242 К ревизии традиционной модели реальности ...................... 244 О модели реальности, основанной на примате переживания ......................................................................... 249 Глоссарий .......................................................................................... 253 Литература ......................................................................................... 255 6
Стр.6