Диалоговая модель гештальт-терапии рассматривается в качестве психотерапии инициируемого управляемого кризиса. <...> Книга адресована гештальт-терапевтам, практическим психологам, психотерапевтам, социальным педагогам, социальным работникам, а также аспирантам и студентам психологических специальностей. <...> 14 Диалоговая модель психотерапии: философско-методологические основания и базовые ценности . <...> 19 Self: концепт, описывающий природу психического (анализ применения категории self в методологии диалоговой модели терапии) . <...> 115 Поддержка и фрустрация как инструменты терапии управляемого кризиса . <...> 127 Личные особенности терапевта и клиента в динамике терапевтического поля . <...> 149 О спонтанности переживания в феноменологическом поле терапии и терапевтических гипотезах . <...> 165 ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА КАК СЛЕДСТВИЕ УТРАТЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ . <...> 177 Дефицит ресурсов в поле «организмсреда», определяемом травматогенным событием . <...> 197 Self-парадигма и психическая травма: диалектика динамичности и стабильности психических процессов . <...> 217 Психологическая помощь в ситуации суицидоопасного кризиса . <...> 235 Значение цинизма для современной психологии и психотерапии . <...> Гештальт-терапия, которая знаменовала собой начало использования контакта в качестве пространства психотерапии и фактора, опосредующего возникновение терапевтически значимых изменений, инициировала соответствующие изменения методологии психотерапии. <...> В результате появилась концепция self, опирающаяся на положения теории поля, а также феноменологический метод психотерапии, который был размещен в основе психотерапевтического процесса. <...> Тем не менее в настоящий момент сложилась ситуация, когда, на мой взгляд, основные положения гештальт-подхода используются не в полной мере. <...> Так, с его точки зрения, психотерапия представляет собой процесс перехода человека от опоры на других к поддержке самого себя. <...> Зачастую практика гештальт-терапевта (по крайней мере, на постсоветском <...>
Психотерапия,_фокусированная_на_диалоге_.pdf
УДК 615.851(075)
ББК 53.57я7
П43
Главный редактор:
д-р псих. наук., акад. РАО Д.И. Фельдштейн
Зам. главного редактора:
д-р псих. наук., акад. РАО С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии:
Ш.А. Амонашвили; В.А. Болтов; А.А. Деркач; А.И. Донцов; И.В. Дубровина;
В.П. Зинченко; В.Г. Костомаров; Н.Н. Малофеев; В.Л. Матросов; Н.Д. Никандров;
В.В. Рубцов; М.В. Рыжаков; Э.В. Сайко
П43
Погодин И.А.
Психотерапия, фокусированная на диалоге : учебное пособие /
И.А. Погодин. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 270 с. —
ISBN 978-5-9765-0885-9. — Текст : электронный.
Книга представляет собой введение в диалоговую модель психотерапии,
развиваемую автором в методологическом русле гештальт-подхода. В ней отражены
базовые ценности психотерапии, сфокусированной на диалоге. Детально
рассматриваются представления о природе психического, опирающиеся на полевой
подход в психологии, а также анализируются особенности феноменологического
метода в психотерапии. Отдельное место занимает анализ центральной для диалоговой
психотерапии категории – переживания. Кроме того, автором описываются
особенности применения диалоговой модели психотерапии в психотерапевтической
практике. В фокусе внимания при этом – феноменологический процесс
восстановления процесса переживания у клиентов, осуществляемый в рамках
предлагаемой психотерапевтической модели. Диалоговая модель гештальт-терапии
рассматривается в качестве психотерапии инициируемого управляемого кризиса.
Особое внимание уделяется личным особенностям терапевта как фактору успешности
терапевтического процесса. Текст иллюстрирован случаями из частной практики
автора.
Книга адресована гештальт-терапевтам, практическим психологам,
психотерапевтам, социальным педагогам, социальным работникам, а также
аспирантам и студентам психологических специальностей.
УДК 615.851(075)
ББК 53.57я7
ISBN 978-5-9765-0885-9
2
© Погодин И.А., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ......................................................................................... 7
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОТЕРАПИИ,
ФОКУСИРОВАННОЙ НА ДИАЛОГЕ ................................................ 14
Диалоговая модель психотерапии:
философско-методологические основания
и базовые ценности ....................................................................... 14
Методологические основания диалоговой психотерапии ..... 14
Ценности психотерапии, фокусированной на диалоге .......... 19
Self: концепт, описывающий природу психического
(анализ применения категории self в методологии
диалоговой модели òåðàïèè) ........................................................ 31
Self-парадигма, механизмы ее формирования,
травматическая self-ïàðàäèãìà ............................................... 32
Терапия посредством инициации кризиса ............................. 38
Диалектика стабильного и динамичного в self ....................... 40
Простые и комплексные функции self .................................... 45
Контакт как пространство и инструмент
терапевтически значимых изменений .......................................... 48
К анализу категорий контакта и диалога ................................ 49
О переносе и сопротивлении .................................................. 51
О децентрализации власти и клинической проблематике ..... 57
Об условиях формирования способности к диалогу .............. 59
Диалектика адаптационного и творческого векторов
в переживании реальности ........................................................... 65
Творческая self-интенция как основание динамики
реальности .............................................................................. 66
Сущность и задачи процесса переживания ............................ 69
3
Стр.3
Формирование адаптационного вектора в переживании.
Диалектика творчества и адаптации ....................................... 72
Феноменология как основной метод диалоговой модели
психотерапии ................................................................................ 82
Сущность феноменологии: философский экскурс ................ 82
Феноменология в оппозиции детерминизму ......................... 86
О феноменологическом мышлении ....................................... 90
СУЩНОСТЬ ДИАЛОГОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ:
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ............................. 97
Феноменологическое сопровождение восстановления
и поддержания процесса переживания ........................................ 97
Психотерапия управляемого кризиса ......................................... 114
Значение управляемого кризиса для психотерапии ............. 115
Поддержка и фрустрация как инструменты терапии
управляемого кризиса ........................................................... 121
Self-особенности терапевта как условие и инструмент
диалоговой психотерапии ........................................................... 126
Любопытство к миру Другого и его источник ....................... 127
Личные особенности терапевта и клиента в динамике
терапевтического поля .......................................................... 132
О «ïðîôåññèîíàëüíîì» и «÷åëîâå÷åñêîì» ............................ 136
Природа контакта и переживания как фактор
терапевтического процесса ......................................................... 140
Опора на природу переживания ........................................... 141
О легализации права на одиночество .................................... 148
О значении терапевтической паузы ...................................... 149
О спонтанности переживания в феноменологическом
поле терапии и терапевтических гипотезах .......................... 155
Об эффективности диалоговой психотерапии ..................... 157
Замечания относительно экологии и эффективности
диалоговой модели терапии ........................................................ 158
Естественная экология диалоговой психотерапии ............... 158
4
Стр.4
Особенности диалоговой модели супервизии ...................... 161
Критерии эффективности и окончание психотерапии ........ 165
ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА КАК СЛЕДСТВИЕ УТРАТЫ
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ .............................................. 170
Переживание в этиологии психической травмы ........................ 170
Место и роль психической травмы в жизни человека и
в психотерапии ...................................................................... 171
Переживание как процесс ассимиляции
текущего опыта ..................................................................... 173
Прерывание процесса переживания в генезе
психической травмы ............................................................. 177
Дефицит ресурсов в поле «организмсреда»,
определяемом травматогенным событием ................................. 180
Утрата способности к творческому приспособлению
в травматическом генезе ............................................................. 185
Хроническая ситуация низкой интенсивности .................... 185
Разрушение возможности контроля ..................................... 187
Деформация границы контакта в поле
«îðãàíèçìñðåäà» ................................................................ 189
Посттравматическое стрессовое расстройство ........................... 193
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ
И КРИЗИСА ...................................................................................... 197
Психотерапия психической травмы ........................................... 197
Self-парадигма и психическая травма: диалектика
динамичности и стабильности психических
процессов .............................................................................. 198
Терапевтическое сопровождение self-динамики:
поддержка инноваций .......................................................... 202
Психическая боль в травматическом генезе ......................... 210
Экология кризисной психотерапии ..................................... 217
Психологическая помощь в ситуации суицидоопасного
кризиса ........................................................................................ 220
5
Стр.5
Модель психологической помощи в суицидоопасной
ситуации ................................................................................ 221
Иллюстрация описываемой модели ..................................... 227
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЭССЕ ................. 231
К современному пониманию этики
(аксиологические аспекты психотерапии) ................................. 231
ЭССЕ О СВОБОДЕ ВЫБОРА ..................................................... 231
К определению понятий ìîðàëè, этики и цинизма ............. 231
Мораль и этика в современную эпоху ................................... 233
Этикообразующая деконструктивная природа
цинизма ................................................................................. 235
Значение цинизма для современной психологии
и психотерапии ..................................................................... 237
К постмодернистской критике категорий времени,
пространства и личности ............................................................ 242
ЭССЕ О ПЕРЕЖИВАНИИ ......................................................... 242
О ценности категорий времени, пространства
и личности ............................................................................. 242
К ревизии традиционной модели реальности ...................... 244
О модели реальности, основанной на примате
переживания ......................................................................... 249
Глоссарий .......................................................................................... 253
Литература ......................................................................................... 255
6
Стр.6