С.А. Дружилов ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ Учебное пособие для студентов технических вузов Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2013 УДК 159.9: 316.6(075.8) ББК 88.4я73 Д76 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. <...> Губин доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ГНУ «Институт образования взрослых Российской академии образования» (г. Санкт-Петербург) С.В. Кривых кафедра психологии Новокузнецкого филиала института Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ), заведующий кафедрой – кандидат психологических наук, доцент О.А. Добрынина Дружилов С.А. <...> Д76 Основы практической психологии и педагогики для бакалавров : учеб. пособие для студентов технических вузов / С.А. Дружилов. <...> Применение указанной концепции личности позволяет студентам не только изучить теоретические воззрения на формирование личности в процессе социализации и деятельности, но и применить на практике трансактную модель межличностных коммуникаций. <...> Изложение материала базируется на модели личности З. Фрейда <...> Рассматривается классификация деятельностей, приводится психологическая структура деятельности, раскрываются понятия профессионально важных качеств инженера-электрика, анализируются состояния человека, являющиеся следствием условий его труда. <...> Учебное пособие может быть использовано студентами технических вузов при изучении дисциплины «Психология и педагогика», «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Основы практической психологии», а также других человековедческих учебных дисциплин. <...> Например, в 60-х годах XX столетия в ответ на трудности управления высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. <...> Психика – это и само сознание, и бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических <...>
Основы_практической_психологии_и_педагогики_для_бакалавров.pdf
С.А. Дружилов
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ДЛЯ БАКАЛАВРОВ
Учебное пособие
для студентов технических вузов
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2017
Стр.1
УДК 159.9: 316.6(075.8)
ББК 88.4я73
Д76
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор
кафедры психологии развития и образования Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Заслуженный деятель науки Российской Федерации В.А. Губин
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ГНУ
«Институт образования взрослых Российской академии образования»
(г. Санкт-Петербург) С.В. Кривых
кафедра психологии Новокузнецкого филиала института Кемеровского
государственного университета (НФИ КемГУ), заведующий кафедрой –
кандидат психологических наук, доцент О.А. Добрынина
Дружилов С.А.
Д76
Основы практической психологии и педагогики для бакалавров
[Электронный ресурс]: учеб. пособие для
студентов технических вузов / С.А. Дружилов. – 2-е изд.,
стер. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 240 с.
ISBN 978-5-9765-1419-5
Пособие ориентировано на изучение психологических механизмов
взаимодействия людей, на практическое применение психологических
и педагогических знаний в профессиональной деятельности и межличностных
коммуникациях.
Для студентов технических вузов, обучающихся по направлению
«бакалавриат», изучающих дисциплину «Психология и педагогика»,
входящую в ФГОС третьего поколения. Учебное пособие может быть
использовано студентами вузов непсихологического профиля, изучающими
дисциплины психолого-педагогического цикла, преподавателями
вузов и колледжей.
УДК 159.9: 316.6(075.8)
ББК 88.4я73
ISBN 978-5-9765-1419-5
© Дружилов С.А., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ...........................................................................................................6
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................10
Глава 1. Общие вопросы психологии и педагогики ......................................12
1.1. Сфера психологии ...........................................................................................12
1.1.1. Основные этапы становления научной психологии ................12
1.1.2. Объект, предмет и методы психологии .........................................16
1.1.3. Отрасли психологии как науки .......................................................18
1.2. Сфера педагогики ............................................................................................21
1.2.1. Общекультурное значение образования и воспитания...........22
1.2.2. Предмет и объект педагогики, ее основные категории ............26
1.2.3. Средства и методы педагогического воздействия .....................29
1.2.4. Роль технических университетов в образовании ......................37
Вопросы и задания для самопроверки ...................................................................44
Рекомендуемая литература к главе 1 .....................................................................44
Глава 2. Основы психологии индивидуальных различий людей...............46
2.1. Кто я – индивид, личность, индивидуальность? ..................................46
2.1.1. Основы дифференциации понятий ................................................46
2.1.2. Соотношение биологического и социального
в психическом развитии человека .................................................50
2.2. Психофизиологические основы индивидуальных различий ...........52
2.2.1. Темперамент и свойства нервной системы ..................................52
2.2.2. Конституционный подход к темпераментам ..............................60
2.2.3. Темперамент и характер человека ..................................................66
2.2.4. Реакции вегетативной нервной системы ......................................69
2.3. Задатки и способности, их проявление в учебной и трудовой
деятельности .....................................................................................................71
2.4. Потребности как источники и движущие силы человеческой
активности..........................................................................................................78
Вопросы и задания для самопроверки ...................................................................86
Рекомендуемая литература к главе 2 .....................................................................86
Глава 3. Понять себя и своего партнера, чтобы быть успешным
в деловом и межличностном общении ..........................................................88
3.1. Един в трех лицах: и Родитель, и Взрослый, и Ребенок .....................88
3.2. Использование правил эффективной коммуникации ........................94
3.3. Основные эго-позиции при взаимоотношениях ................................ 100
3
Стр.3
3.4. Психологические игры и манипулирование ....................................... 106
Вопросы и задания для самопроверки ................................................................ 109
Рекомендуемая литература к главе 3 ................................................................... 109
Глава 4. Основы «технологии» человеческих коммуникаций .............. 111
4.1. Сознательные и бессознательные процессы и их проявление
в общении и деятельности ......................................................................... 112
4.1.1. Строение личности по З. Фрейду и основные стремления
человека ................................................................................................ 112
4.1.2. Основные психологические защиты ........................................... 116
4.1.3. Понятие содержания и стиля в общении .................................. 119
4.2. Индивидуальный опыт и особенности восприятия человека ....... 126
4.2.1. Образы в жизни и в профессиональной деятельности
инженера .............................................................................................. 126
4.2.2. Понятие репрезентативных систем ............................................. 131
4.3. Психологическое присоединение и ведение ....................................... 137
4.4. Профессионализм как форма проявления и развития
индивидуальности человека ..................................................................... 146
Вопросы и задания для самопроверки ................................................................ 152
Рекомендуемая литература к главе 4 ................................................................... 153
Глава 5 психология познавательных процессов .......................................... 155
5.1. Ощущение ....................................................................................................... 156
5.1.1. Виды ощущений ................................................................................. 159
5.1.2. Характеристики ощущений ........................................................... 162
5.2. Восприятие ...................................................................................................... 165
5.2.1. Свойства восприятия ....................................................................... 166
5.2.2. Нарушение восприятия ................................................................... 172
5.3. Внимание ......................................................................................................... 176
5.3.1. Внимание как познавательный процесс .................................... 176
5.3.2. Свойства внимания ........................................................................... 180
5.3.3. Отвлекаемость внимания и рассеянность................................. 181
5.4. Память .............................................................................................................. 182
5.4.1. Основные процессы памяти ........................................................... 182
5.4.2. Виды и уровни памяти ..................................................................... 184
5.5. Мышление ....................................................................................................... 190
5.5.1. Мышление и интеллект ................................................................... 190
5.5.2. Виды мышления ................................................................................. 192
Вопросы и задания для самопроверки ................................................................ 195
Рекомендуемая литература к главе 5 ................................................................... 195
4
Стр.4
Глава 6. Основы психологии профессиональной деятельности ........... 197
6.1. Деятельность как специфическая человеческая форма
активности....................................................................................................... 198
6.1.1. Психологическая структура деятельности ............................... 201
6.1.2. Профессионально важные качества инженеровэлектриков
........................................................................................... 203
6.1.3. Работоспособность и ее фазы ........................................................ 205
6.1.4. Закономерности формирования профессиональных
навыков и умений ............................................................................. 207
6.2. Психические состояния человека в труде ............................................ 209
6.2.1. Общие подходы и классификация состояний ......................... 210
6.2.2. Психическое утомление .................................................................. 212
6.2.3. Психическая напряженность ......................................................... 215
6.2.4. Состояния отсутствия мотивации и монотонии .................... 216
6.2.5. Стресс и стрессогенные факторы ................................................. 218
6.2.6. Состояние тревожности .................................................................. 222
6.2.7. Состояние дефицита времени ....................................................... 223
Вопросы и задания для самопроверки ................................................................ 225
Рекомендуемая литература к главе 6 ................................................................... 225
СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ .............................................. 228
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................. 234
Стр.5