Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 528686)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Основы практической психологии и педагогики для бакалавров (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторДружилов С. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц240
ID244875
АннотацияПособие ориентировано на изучение психологических механизмов взаимодействия людей, на практическое применение психологических и педагогических знаний в профессиональной деятельности и межличностных коммуникациях.
Кому рекомендованоДля студентов технических вузов, обучающихся по направлению «бакалавриат», изучающих дисциплину «Психология и педагогика», входящую в ФГОС третьего поколения. Учебное пособие может быть использовано студентами вузов непсихологического профиля, изучающими дисциплины психолого-педагогического цикла, преподавателями вузов и колледжей.
ISBN978-5-9765-1419-5
УДК159.9:316.6(075.8)
ББК88.4я73
Дружилов, С.А. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов техн. вузов / С.А. Дружилов .— 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017 .— 240 с. — ISBN 978-5-9765-1419-5 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/244875

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.А. Дружилов ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ Учебное пособие для студентов технических вузов Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2013 УДК 159.9: 316.6(075.8) ББК 88.4я73 Д76 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. <...> Губин доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ГНУ «Институт образования взрослых Российской академии образования» (г. Санкт-Петербург) С.В. Кривых кафедра психологии Новокузнецкого филиала института Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ), заведующий кафедрой – кандидат психологических наук, доцент О.А. Добрынина Дружилов С.А. <...> Д76 Основы практической психологии и педагогики для бакалавров : учеб. пособие для студентов технических вузов / С.А. Дружилов. <...> Применение указанной концепции личности позволяет студентам не только изучить теоретические воззрения на формирование личности в процессе социализации и деятельности, но и применить на практике трансактную модель межличностных коммуникаций. <...> Изложение материала базируется на модели личности З. Фрейда <...> Рассматривается классификация деятельностей, приводится психологическая структура деятельности, раскрываются понятия профессионально важных качеств инженера-электрика, анализируются состояния человека, являющиеся следствием условий его труда. <...> Учебное пособие может быть использовано студентами технических вузов при изучении дисциплины «Психология и педагогика», «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Основы практической психологии», а также других человековедческих учебных дисциплин. <...> Например, в 60-х годах XX столетия в ответ на трудности управления высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. <...> Психика – это и само сознание, и бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических <...>
Основы_практической_психологии_и_педагогики_для_бакалавров.pdf
С.А. Дружилов ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ Учебное пособие для студентов технических вузов 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2017
Стр.1
УДК 159.9: 316.6(075.8) ББК 88.4я73 Д76 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Заслуженный деятель науки Российской Федерации В.А. Губин доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ГНУ «Институт образования взрослых Российской академии образования» (г. Санкт-Петербург) С.В. Кривых кафедра психологии Новокузнецкого филиала института Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ), заведующий кафедрой – кандидат психологических наук, доцент О.А. Добрынина Дружилов С.А. Д76 Основы практической психологии и педагогики для бакалавров [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов технических вузов / С.А. Дружилов. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 240 с. ISBN 978-5-9765-1419-5 Пособие ориентировано на изучение психологических механизмов взаимодействия людей, на практическое применение психологических и педагогических знаний в профессиональной деятельности и межличностных коммуникациях. Для студентов технических вузов, обучающихся по направлению «бакалавриат», изучающих дисциплину «Психология и педагогика», входящую в ФГОС третьего поколения. Учебное пособие может быть использовано студентами вузов непсихологического профиля, изучающими дисциплины психолого-педагогического цикла, преподавателями вузов и колледжей. УДК 159.9: 316.6(075.8) ББК 88.4я73 ISBN 978-5-9765-1419-5 © Дружилов С.А., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ...........................................................................................................6 ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................10 Глава 1. Общие вопросы психологии и педагогики ......................................12 1.1. Сфера психологии ...........................................................................................12 1.1.1. Основные этапы становления научной психологии ................12 1.1.2. Объект, предмет и методы психологии .........................................16 1.1.3. Отрасли психологии как науки .......................................................18 1.2. Сфера педагогики ............................................................................................21 1.2.1. Общекультурное значение образования и воспитания...........22 1.2.2. Предмет и объект педагогики, ее основные категории ............26 1.2.3. Средства и методы педагогического воздействия .....................29 1.2.4. Роль технических университетов в образовании ......................37 Вопросы и задания для самопроверки ...................................................................44 Рекомендуемая литература к главе 1 .....................................................................44 Глава 2. Основы психологии индивидуальных различий людей...............46 2.1. Кто я – индивид, личность, индивидуальность? ..................................46 2.1.1. Основы дифференциации понятий ................................................46 2.1.2. Соотношение биологического и социального в психическом развитии человека .................................................50 2.2. Психофизиологические основы индивидуальных различий ...........52 2.2.1. Темперамент и свойства нервной системы ..................................52 2.2.2. Конституционный подход к темпераментам ..............................60 2.2.3. Темперамент и характер человека ..................................................66 2.2.4. Реакции вегетативной нервной системы ......................................69 2.3. Задатки и способности, их проявление в учебной и трудовой деятельности .....................................................................................................71 2.4. Потребности как источники и движущие силы человеческой активности..........................................................................................................78 Вопросы и задания для самопроверки ...................................................................86 Рекомендуемая литература к главе 2 .....................................................................86 Глава 3. Понять себя и своего партнера, чтобы быть успешным в деловом и межличностном общении ..........................................................88 3.1. Един в трех лицах: и Родитель, и Взрослый, и Ребенок .....................88 3.2. Использование правил эффективной коммуникации ........................94 3.3. Основные эго-позиции при взаимоотношениях ................................ 100 3
Стр.3
3.4. Психологические игры и манипулирование ....................................... 106 Вопросы и задания для самопроверки ................................................................ 109 Рекомендуемая литература к главе 3 ................................................................... 109 Глава 4. Основы «технологии» человеческих коммуникаций .............. 111 4.1. Сознательные и бессознательные процессы и их проявление в общении и деятельности ......................................................................... 112 4.1.1. Строение личности по З. Фрейду и основные стремления человека ................................................................................................ 112 4.1.2. Основные психологические защиты ........................................... 116 4.1.3. Понятие содержания и стиля в общении .................................. 119 4.2. Индивидуальный опыт и особенности восприятия человека ....... 126 4.2.1. Образы в жизни и в профессиональной деятельности инженера .............................................................................................. 126 4.2.2. Понятие репрезентативных систем ............................................. 131 4.3. Психологическое присоединение и ведение ....................................... 137 4.4. Профессионализм как форма проявления и развития индивидуальности человека ..................................................................... 146 Вопросы и задания для самопроверки ................................................................ 152 Рекомендуемая литература к главе 4 ................................................................... 153 Глава 5 психология познавательных процессов .......................................... 155 5.1. Ощущение ....................................................................................................... 156 5.1.1. Виды ощущений ................................................................................. 159 5.1.2. Характеристики ощущений ........................................................... 162 5.2. Восприятие ...................................................................................................... 165 5.2.1. Свойства восприятия ....................................................................... 166 5.2.2. Нарушение восприятия ................................................................... 172 5.3. Внимание ......................................................................................................... 176 5.3.1. Внимание как познавательный процесс .................................... 176 5.3.2. Свойства внимания ........................................................................... 180 5.3.3. Отвлекаемость внимания и рассеянность................................. 181 5.4. Память .............................................................................................................. 182 5.4.1. Основные процессы памяти ........................................................... 182 5.4.2. Виды и уровни памяти ..................................................................... 184 5.5. Мышление ....................................................................................................... 190 5.5.1. Мышление и интеллект ................................................................... 190 5.5.2. Виды мышления ................................................................................. 192 Вопросы и задания для самопроверки ................................................................ 195 Рекомендуемая литература к главе 5 ................................................................... 195 4
Стр.4
Глава 6. Основы психологии профессиональной деятельности ........... 197 6.1. Деятельность как специфическая человеческая форма активности....................................................................................................... 198 6.1.1. Психологическая структура деятельности ............................... 201 6.1.2. Профессионально важные качества инженеровэлектриков ........................................................................................... 203 6.1.3. Работоспособность и ее фазы ........................................................ 205 6.1.4. Закономерности формирования профессиональных навыков и умений ............................................................................. 207 6.2. Психические состояния человека в труде ............................................ 209 6.2.1. Общие подходы и классификация состояний ......................... 210 6.2.2. Психическое утомление .................................................................. 212 6.2.3. Психическая напряженность ......................................................... 215 6.2.4. Состояния отсутствия мотивации и монотонии .................... 216 6.2.5. Стресс и стрессогенные факторы ................................................. 218 6.2.6. Состояние тревожности .................................................................. 222 6.2.7. Состояние дефицита времени ....................................................... 223 Вопросы и задания для самопроверки ................................................................ 225 Рекомендуемая литература к главе 6 ................................................................... 225 СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ .............................................. 228 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................. 234
Стр.5