Подробно рассмотрены теория поэтапного формирования действий и понятий (П.Я. Гальперин), теоретическая концепция «искусственная управляющая среда» (И.П. Ратов), теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом (С.П. Евсеев). <...> Пособие адресовано, прежде всего, студентам специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», но может представлять интерес и для студентов других специальностей среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры. <...> При этом авторы опирались на работы Н.А. Берштейна, М.М. Богена, С.П. Евсеева, В.И. Ляха и др. <...> Пособие адресовано, прежде всего, студентам специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», но может представлять интерес и для студентов других специальностей среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры. <...> 3 Введение Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин ГОУ ВПО по специальности (022500) 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). <...> Двигательное действие, двигательное умение, двигательный навык: сущность и соотношение понятий Известно, что движение – это способ существования материи, важнейший ее атрибут. <...> Несмотря на то, что мышечная деятельность является врожденным фактором, двигательное развитие не происходит само 5 собой с достижением определенного возраста. <...> Произвольные движения всегда являются сознательными, и по мере обучения они все более подчиняются воле ученика. <...> 6 Двигательные действия ребенок и взрослый осуществляют в пространстве и во времени, в созданном человечеством предметном мире, всегда со смыслом, именно поэтому действия называют еще предметными и осмысленными. <...> Кроме <...>
Обучение_двигательным_действиям_в_адаптивной_физической_культуре.pdf
ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ
ДЕЙСТВИЯМ
В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ
Учебное пособие
Четвертое издание,
стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2017
Стр.1
УДК 796
ББК 75.0
О 26
Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
[Электронный ресурс]: учеб. пособие / З.С. Варфоломеева, В.Ф.
Воробьев, Н.И. Сапожников, С.Е. Шивринская; под общ. ред. С.И. Изаак.
– 4-е изд., стер. – М: ФЛИНТА, 2017. – 131 с.
ISBN 978-5-9765-1528-4
В учебном пособии излагаются основные сведения, необходимые для обучения
двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Материал пособия изложен
в доступной форме и позволяет сформировать теоретическую и мотивационную
основу профессиональной компетентности специалиста по адаптивной физической
культуре в сфере обучения двигательным действиям. Раскрыта физиологическая и педагогическая
сущность обучения двигательным действиям. Подробно рассмотрены
теория поэтапного формирования действий и понятий (П.Я. Гальперин), теоретическая
концепция «искусственная управляющая среда» (И.П. Ратов), теория и методика формирования
двигательных действий с заданным результатом (С.П. Евсеев). Пособие
адресовано, прежде всего, студентам специальности «Физическая культура для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», но может
представлять интерес и для студентов других специальностей среднего и высшего профессионального
образования в области физической культуры.
Р е ц е н з е н т ы : О.А. Денисова, д-р пед. наук, проф. (ГОУ ВПО
ЧГУ); А.А. Артеменков, канд. биол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)
Н а у ч н ы й р е д а к т о р : Р.В. Тамбовцева, д-р биол. наук, проф.
ISBN 978-5-9765-1528-4
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие ...............................................................................................
Введение ......................................................................................................
Глава 1
Теоретико-методические основы обучения
двигательным действиям
§ 1. Двигательное действие, двигательное умение, двигательный навык:
сущность и соотношение понятий ..........................................................
5
§ 2. Физиологические механизмы двигательной деятельности .............. 17
§ 3. Педагогическая сущность учения двигательным действиям .......... 28
§ 4. Основные модели учения двигательным действиям ........................ 37
§ 5. Общая структура процесса освоения двигательных действий ....... 43
Резюме ......................................................................................................... 48
Тест 1 .......................................................................................................... 51
Глава 2
Особенности обучения двигательным
действиям в адаптивной физической культуре
§ 1. Особенности процесса обучения двигательным действиям в
адаптивной физической культуре ................................................................... 52
§ 2. Теория поэтапного формирования умственных действий как основа
обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре
.................................................................................................................... 60
§ 3. Теоретическая концепция «Искусственная управляющая среда» .. 73
§ 4. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным
результатом ......................................................................................... 78
§ 5. Особенности обучения двигательным действиям инвалидов с нарушениями
функций спинного мозга ............................................................. 93
§ 6. Особенности методики обучения двигательным действиям детей
с особыми образовательными потребностями .............................................. 105
Резюме ......................................................................................................... 113
Тест 2 ........................................................................................................... 116
Заключение ................................................................................................ 118
Ключ к тесту 1 ............................................................................................ 120
Ключ к тесту 2 ............................................................................................ 120
Приложения ................................................................................................ 121
Библиографический список ....................................................................... 128
130
3
4
Стр.130