А.Н. Утехина МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ (На примере Удмуртской Республики) •ФЛИНТА• А.Н. Утехина Межкультурное образование молодежи в полиэтническом регионе (на примере Удмуртской Республики) Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2012 УДК 81’27 ББК 81.001.2 У 843 Утехина А.Н. <...> У843 Межкультурное образование молодежи в полиэтническом регионе (на примере Удмуртской Республики) [Электронный ресурс]: монография. <...> ISBN 978-5-9765-1535-2 В монографии представлены результаты научных исследований, проведенных в ИИЯЛ УдГУ по проблемам межкультурного образования молодежи в Удмуртской Республике: детей дошкольного возраста, школьников, студентов. <...> Целенаправленная педагогическая работа по приобщению молодого поколения к поликультурному пространству республики открывает широкие возможности для взаимодействия и взаимопонимания представителей разных культур, предполагает приобретение культуроведческих знаний и освоение стратегий интерпретации фактов мировой, отечественной и региональной культур и развитие умений межкультурного общения. <...> ISBN 978-5-9765-1535-2 2 © Утехина А.Н., 2012 © Издательство «ФЛИНТА», 2012 ПРЕДИСЛОВИЕ Языковое образование в новом веке призвано сыграть ведущую роль в расширении межкультурного кругозора, поскольку оно готовит молодежь к жизни в условиях многонационального, многоязычного и поликультурного мира. <...> Удмуртская Республика – один из многонациональных субъектов Российской Федерации, где проживают представители свыше 100 национальностей. <...> К ним относятся: – фрагментарное знание обрядов, обычаев, традиций своего народа, причиной чего является нежелание молодого поколения ориентироваться на традиционную этническую культуру, что в свою очередь ведет к сохранению негативных этнических стереотипов; – существующая в национальной политике поликультурного региона иерархия языков и культур и, как 3 следствие, – незнание родного языка <...>
Межкультурное_образование_молодежи_в_полиэтническом_регионе_(на_примере_Удмуртской_республики).pdf
А.Н. Утехина
Межкультурное образование молодежи
в полиэтническом регионе
(на примере Удмуртской Республики)
Монография
3-е издание, стереотипное
Издательство «ФЛИНТА»
2017
Москва
Стр.1
УДК 81’27
ББК 81.001.2
У 843
Утехина А.Н.
У843 Межкультурное образование молодежи в полиэтническом
регионе (на примере Удмуртской Республики) [Электронный
ресурс]: монография. – 3-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2017. –
151 с.
ISBN 978-5-9765-1535-2
В монографии представлены результаты научных исследований,
проведенных в ИИЯЛ УдГУ по проблемам межкультурного образования
молодежи в Удмуртской Республике: детей дошкольного возраста, школьников,
студентов. Описан опыт подготовки молодежи к межкультурному взаимодействию
в ходе реализации концептуально обоснованного теоретического,
дидактического и технологического содержания. Рассматривается на материале
проявлений русской, удмуртской, татарской и еврейской культур. Целенаправленная
педагогическая работа по приобщению молодого поколения к поликультурному
пространству республики открывает широкие возможности для
взаимодействия и взаимопонимания представителей разных культур,
предполагает приобретение культуроведческих знаний и освоение стратегий
интерпретации фактов мировой, отечественной и региональной культур и
развитие умений межкультурного общения.
Монография представляет интерес для студентов, аспирантов,
преподавателей общеобразовательных учреждений и вузов.
ISBN 978-5-9765-1535-2
© Утехина А.Н., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................ 3
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ......................... 7
1.1. История развития идей межкультурного
образования ....................................................................... 7
1.2. Национальная, языковая и культурная
ситуация в Удмуртской Республике ............................ 17
1.3. Национальные культуры в условиях
глобализации ................................................................... 33
1.4. Язык и национальная культура ..................................... 46
1.5. Национальные стереотипы и их роль
в межкультурном взаимопонимании ............................ 63
1.6. Факторы успешности межкультурного
взаимодействия ............................................................... 72
Раздел II. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ .................................................................. 86
2.1. Дидактическая организация содержания
межкультурного образования студентов ..................... 86
2.2. Педагогический тренинг «Среди культур» ................ 106
Список использованной литературы ................................ 145
150
Стр.150