А.В. Дорофеев КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Монография 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2017 УДК 51:1:378.016 ББК 22.1 Д 69 Р е ц е н з е н т ы : д-р психол. наук, профессор, чл.-корр. <...> Сабитов (Институт прикладных исследований АН Республики Башкортостан); Н а у ч н ы й р е д а к т о р : д-р пед. наук, профессор Н.Е. Эрганова (Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург) Дорофеев А.В. <...> Д 69 Компетентностная модель математической подготовки будущего педагога [Электронный ресурс] : монография / А.В. Дорофеев. <...> Математическая подготовка в системе педагогического образования: от знаний к деятельности. <...> Компетентностная модель профессионального становления будущего педагога в процессе математической подготовки. <...> Моделирование учебно-математической деятельности студента в профессионально-педагогических задачах . <...> Векторное моделирование в диагностике профессиональнопедагогической направленности учебной дисциплины. <...> Сущностный аспект образования проявляется через свойство опережения, и, соответственно, важная предпосылка для профессионально-педагогической направленности в математической подготовке студента – это социально-личностная стратегия. <...> Именно она обусловливает самореализацию и профессиональное становление будущего педагога в рамках осваиваемой им деятельности. <...> Математическая подготовка, по праву, считается методологической основой большинства образовательных и специальных дисциплин. <...> Актуальность нашего исследования определяется выявленными противоречиями между: – новым социокультурным контекстом «опережающего профессионального образования» и сложившейся системой математической подго4 товки будущего педагога, которая базируется, в основном, на знаниевой парадигме и минимизирует профессионально творческий потенциал; – эвристическим характером математики и незначительным включением <...>
Компетентностная_модель_математической_подготовки_будущего_педагога_.pdf
А.В. Дорофеев
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2022
Стр.1
УДК 51:1:378.016
ББК 22.1
Д69
Р е ц е н з е н т ы :
д-р психол. наук, профессор, чл.-корр. РАО Э.Ф. Зеер
(Российский государственный профессионально-педагогический
университет, г. Екатеринбург);
д-р физ.-мат. наук, профессор,
чл.-корр. АН Республики Башкортостан К.Б. Сабитов
(Институт прикладных исследований АН Республики Башкортостан);
Н а у ч н ы й р е д а к т о р :
д-р пед. наук, профессор Н.Е. Эрганова
(Российский государственный профессионально-педагогический
университет, г. Екатеринбург)
Дорофеев А.В.
Д69
Компетентностная модель математической подготовки
будущего педагога : монография / А.В. Дорофеев. — 4-е изд.,
стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 240 с. — ISBN
978-5-9765-0888-0. — Текст : электронный.
В рамках структурно-функционального и компетентностного
подходов разработана теория профессионально-педагогической
направленности математической подготовки, на основе которой
формулируются положения по формированию у будущего педагога
компетенций (информационно-методологических, самоорганизации и
самоуправления, социального взаимодействия, самостоятельной
познавательной деятельности и системно-деятельностных). Проектируется
технология профессионально-ориентированного обучения
математическим дисциплинам, реализуемая через компетентностную
модель профессионального становления будущего педагога.
Адресована книга научным и практическим работникам сферы образования,
интересующимся вопросами математической подготовки.
УДК 51:1:378.016
ББК 22.1
ISBN 978-5-9765-0888-0
© Дорофеев А.В., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА..8
1.1. Математическая подготовка в системе педагогического образования:
от знаний к деятельности............................................................................. 8
1.2. Компетентностный подход в проектировании профессионального
образования.................................................................................................. 18
1.3. Теория профессионально-педагогической направленности
математической подготовки студента ...................................................... 28
1.4. Дидактическая система профессионально-ориентированной
математической подготовки будущего педагога..................................... 44
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ..........68
2.1. Ключевые компетенции в математической подготовке студента ......... 68
2.2. Концепция профессионально-педагогической направленности
математической подготовки будущего педагога ........................................ 82
2.3. Компетентностная модель профессионального становления будущего
педагога в процессе математической подготовки..................................... 104
2.4. Моделирование учебно-математической деятельности студента
в профессионально-педагогических задачах ......................................... 120
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ........................................146
3.1. Технология профессионально-ориентированного обучения................ 146
3.2. Технологическое сопровождение процесса математической подготовки 154
3.2.1. Целеполагание учебной деятельности............................................ 154
3.2.2. Проектирование содержания учебной дисциплины........................ 155
3.2.3. Моделирование учебно-математической деятельности .................. 161
3.2.4. Тесты учебной деятельности......................................................... 172
3.3. Векторное моделирование в диагностике профессиональнопедагогической
направленности учебной дисциплины........................... 185
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 196
Приложение .................................................................................................... 199
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................................227
3
Стр.3