Коммуникативная компетентность понимается как способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели общения и коммуникации, оценивать ситуацию, выявлять и учитывать намерения и цели деловых партнеров, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать ее успешность и многое другое. <...> Коммуникативная компетентность понимается, как способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели общения и коммуникации, оценивать ситуацию, выявлять и учитывать 3 намерения и цели деловых партнеров, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать ее успешность и многое другое. <...> Уметь определять стиль общения, уровень коммуникативных и организаторских способностей, выявлять барьеры общения. <...> Выполняя задания практикума, вы сможете определить свой стиль общения, а также коммуникативные и организаторские способности. - определите с помощью методики К. <...> Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между людьми. <...> Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. <...> Описывая содержание общения, мы чаще всего используем термины действий. <...> По существу, самоподача состоит в управлении вниманием, восприятием партнера. <...> Управление достигается «запуском» следующих механизмов социального восприятия: самоподачи превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения. <...> Самоподача превосходства опирается на некоторые объективные признаки, знаки превосходства – одежду, манеру речи и поведения (они должны быть заметны, подчеркнуты и выделены). <...> Правило самоподачи привлекательности очень простое: одежда, обувь прическа, макияж и пр. сами по себе не делают нас привлекательными. <...> Стиль общения формируется в соответствии с личностными особенностями 18 человека, его мировоззрением, ситуацией, положением <...>
Деловое_общение.pdf
Н.Ф. Яковлева
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 811.161.1`27(075.8)
ББК 81.2Рус-5-923
Я47
Яковлева Н.Ф.
Я47
Деловое общение [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. – М. :
ФЛИНТА, 2019. - 269с.
ISBN 978-5-9765-1898-8
компетентностью делового человека
Основная цель данного пособия - помочь обучающимся в овладении ключевой
–
коммуникативной. Коммуникативная
компетентность понимается как способность ставить и решать определенные типы
коммуникативныхзадач:определять цели общения и коммуникации, оценивать ситуацию,
выявлять и учитывать намерения и цели деловых партнеров, выбирать адекватные
стратегии коммуникации, оценивать ее успешность и многое другое.
Материал пособия систематизирован и структурирован в наиболее удобной для
усвоения форме.
Для обучающихся по дополнительной программе высшего профессионального
образования «Менеджмент в образовании».
УДК 811.161.1`27(075.8)
ББК 81.2Рус-5-923
ISBN 978-5-9765-1898-8
©Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание
1. Введение в курс. .....................................................................................................................3
Тема 1. Общение и коммуникация. ..............................................................................................4
1.1. Цели изучения темы . ..........................................................................................................4
1.2 Методические рекомендации по изучению учебного материала ...................................5
1.3. Понятие коммуникации, общения . ...................................................................................6
1.4. Структура акта общения . ..................................................................................................7
1.5. Цели, функции, механизмы общения . ..........................................................................14
1.6. Средства общения. ............................................................................................................17
1.7. Стили общения. .................................................................................................................18
1.8. Барьеры общения . .............................................................................................................26
1.9. Коммуникативная компетентность как универсальное профессиональное качество
...................................................................................................................................................34
Выводы . ....................................................................................................................................35
Практикум . ...................................................................................................................................39
Задание 1. Опираясь на цели, функции и механизмы общения, напишите небольшое эссе
на тему «Роль общения в жизни человека». . ............................................................................39
Тест для самоконтроля по теме 1. . .............................................................................................48
Тема 2. Общая характеристика делового общения ..................................................................52
2.1.Цели изучения темы . .............................................................................................................52
2.2.Методические рекомендации по изучению темы...............................................................52
2.3. Сущность делового общения . .............................................................................................53
2.4. Содержание делового общения . ..........................................................................................56
2.5. Цели делового общения . ......................................................................................................58
2.6. Принципы делового общения. .............................................................................................60
2.7. Функции делового общения . ...............................................................................................63
2.8. Стороны делового общения . ................................................................................................64
2. 9. Правила делового общения. ................................................................................................64
Выводы . ........................................................................................................................................65
Практикум . ...................................................................................................................................68
Тест для самоконтроля по теме 2 . .............................................................................................72
Тема 3. Виды делового общения . ...............................................................................................75
3.1.Цели изучения темы . .............................................................................................................75
3.2.Методические рекомендации по изучению темы...............................................................75
3.3.Основные виды делового общения . .....................................................................................76
3.4.Межличностное общение. .....................................................................................................77
3.5.Представительское общение. ................................................................................................79
3.6.Групповое общение . ..............................................................................................................79
3.7.Общение культур . ..................................................................................................................83
Выводы . ........................................................................................................................................96
Практикум . ...................................................................................................................................99
Тест для самоконтроля . ...............................................................................................................99
Тема 4. Речевая культура в деловом общении . .......................................................................101
4.1.Цели изучения темы . ...........................................................................................................101
4.2. Методические рекомендации по изучению темы.......................................................101
4.3. Речь в деловом общении . ...................................................................................................102
4.4. Стиль и качества речи . .......................................................................................................105
4.5. Способы развертывания мысли и речи. ..........................................................................106
4.6. Речевая культура и ее типы . .............................................................................................110
4.7. Речевой этикет в деловом общении . .................................................................................114
Выводы по теме 4. . ....................................................................................................................119
Практикум . .................................................................................................................................122
266
Стр.266
Тест для самоконтроля ..............................................................................................................123
Тема 5. Беседа как форма делового общения ........................................................................125
5.1. Цели изучения темы ...........................................................................................................125
5.2. Методические рекомендации по изучению темы............................................................125
5.3. Виды деловых бесед ...........................................................................................................126
5.4. Подготовка к деловой беседе ............................................................................................127
5.5. Разработка стратегии ведения деловой беседы ...............................................................128
5.6. Проведение деловой беседы ..............................................................................................130
5.7.Анализ деловой беседы. ......................................................................................................140
Выводы по теме 5 ......................................................................................................................141
Практикум к теме 5....................................................................................................................144
Тест для самоконтроля по теме 5 .............................................................................................145
Тема 6. Совещание как форма делового общения..................................................................147
6.1. Цели изучения темы ...........................................................................................................147
6.2. Методические рекомендации по изучению темы............................................................148
6.3. Деловое совещание и его типы..........................................................................................149
6.4. Подготовка совещания .......................................................................................................151
6.5. Обязанности руководителя совещания. ...........................................................................152
6.6. Методики ведения совещаний...........................................................................................154
6.7. Поведение участников совещания ....................................................................................156
Выводы по теме 6 ......................................................................................................................158
Практикум по теме 6 .................................................................................................................161
Тест для самоконтроля по теме 6 .............................................................................................161
Тема 7. Переговоры как форма делового общения ................................................................163
7.1.Цели изучения темы ............................................................................................................163
7.2.Методические рекомендации по изучению темы.............................................................163
7.3. Виды переговоров...............................................................................................................164
7.4. Стратегии ведения переговоров ........................................................................................166
7.5. Подготовка к переговорам .................................................................................................169
7.6. Этапы переговорного процесса .........................................................................................172
7.7. Тактические приемы проведения переговоров................................................................172
7.8. Типы совместных решений...........................................................................................176
7.9. Рекомендации по методу ведения переговоров ...............................................................177
Выводы по теме 7 ......................................................................................................................180
Практикум по теме 7 .................................................................................................................183
Тест для самоконтроля по теме 7 .............................................................................................185
Тема 8. Публичное выступление как форма делового общения ...........................................187
8.1. Цели изучения темы ...........................................................................................................187
8.2. Методические рекомендации по изучению темы............................................................187
8.3. Понятие и принципы публичного выступления ..............................................................188
8.4. Структура публичного выступления ................................................................................189
8.5. Подготовка публичного выступления ..............................................................................190
8.6. Активизация внимания слушателей .................................................................................197
8. 7. Логика в речи оратора .......................................................................................................199
8.8. Убедительность публичной речи ......................................................................................203
8.9. Личность оратора................................................................................................................205
Выводы по теме 8 ......................................................................................................................208
Практикум по теме 8 .................................................................................................................211
Тест для самоконтроля по теме 8 .............................................................................................213
Тема 9. Имидж делового человека ...........................................................................................216
9.1. Цели изучения темы ...........................................................................................................216
9.2. Методические рекомендации по изучению темы............................................................216
267
Стр.267
9.3. Понятие имиджа . ................................................................................................................216
9.4. Функции имиджа . ...............................................................................................................220
9.5. Формирование имиджа делового человека ......................................................................221
Выводы по теме 9 . .....................................................................................................................223
Практикум по теме 9 . ................................................................................................................226
Тест для самоконтроля по теме 9 . ............................................................................................229
Тема 10. Документы делового общения . .................................................................................231
10.1. Цели изучения темы . .................................................................................................231
10.2. Методические рекомендации по изучению темы...................................................231
10.3. Деловая переписка как вид делового общения ..............................................................231
10.4. Виды документов, образующих деловую переписку ....................................................232
10.5. Требования к содержанию деловых документов..........................................................248
10.6. Требования к структуре документов . .............................................................................249
10.7. Требования к стилю изложения документов .................................................................251
10.8. Требования к оформлению документов . ........................................................................254
Выводы по теме 10 . ...................................................................................................................258
Практикум по теме 10 . ..............................................................................................................261
Тест для самоконтроля по теме 10 . ..........................................................................................261
Список основной литературы. ..................................................................................................264
Список дополнительной литературы. ......................................................................................264
Стр.268