М.В. Мусийчук РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ИЛИ ДЮЖИНА ПРИЕМОВ ОСТРОУМИЯ •ФЛИНТА• М.В. Мусийчук РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ИЛИ ДЮЖИНА ПРИЕМОВ ОСТРОУМИЯ 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 1 УДК 159.9(091) ББК Ю954 М 91 Рецензенты: профессор, доктор философских наук, вице-президент Российского философского общества Диев В. <...> Учение с увлечением или когнитивно-эмоциональная природа юмора. <...> Аксиологический механизм юмора в образовании: теория и практика. <...> Марина Владимировна Мусийчук, учитывая все перечисленные факторы, по сути в когорте первого десятка отечественных исследователей создала и апробировала целую методическую систему, реализация которой позволяет не только развить способности к производству и принятию юмора, но и на этой основе, - организовать довольно успешный процесс решения творческих задач. <...> Учение с увлечением или когнитивно-эмоциональная природа юмора Поиск путей эффективного развития креативности, творческих способностей личности привел нас к исследованию проблемы единства эмоционального и когнитивного в процессе познания. <...> В последней главе, по словам А.Н. Леонтьева, дается великолепный образ: мысль совершается в слове, а не живет просто в слове. <...> Новизна нашего подхода к классификации приемов остроумия состоит в уточнении внутренней структуры ряда приемов, таких как: доведение до абсурда, остроумие нелепицы, ложное противопоставление, ложное усиление, смешение стилей, намек, ирония, метафора, сравнение, повторение, двойное истолкование, парадокс. <...> Приемы идущие за ним: остроумие нелепицы, ложное противопоставление, ложное усиление, смешение стилей, на наш взгляд, являются достаточно легкими в плане овладения техникой исполнения приемами. <...> «Двойное истолкование», расположившись на предпоследнем месте, позволит в полной мере насладиться игрой слов. <...> Наличие большого количества задач, предусматривающих, появление юмористического эффекта или наличие такого эффекта <...>
Развитие_креативности,_или_Дюжина_приемов_остроумия.pdf
М.В. Мусийчук
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
ИЛИ ДЮЖИНА ПРИЕМОВ ОСТРОУМИЯ
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
1
Стр.1
УДК 159.9(091)
ББК Ю954
М 91
Рецензенты:
профессор, доктор философских наук, вице-президент Российского
философского общества Диев В. С
профессор, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института
философии и праваУральского отделения Академии наук Лобовиков В. О.
Художник Максим Шарыгин
М 91
Мусийчук М.В.
Развитие креативности или дюжина приемов остроумия
[Электронный ресурс]. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. —
264 с.
ISBN 978-5-9765-1570-3
В книге самым ценным является информация о каждом из 12 (дюжины) приёмов
остроумия и технологии его воспроизведения. Изящные примеры, сопровождающие
теоретический материал экстравагантностью побуждают посоревноваться с
мастерами слова в изобретении оригинальных по содержанию и точных по языковой
форме высказываний. Практически все творческие задания содержат возможные
варианты ответов: неожиданных по способу создания, остроумных по содержанию,
деликатных в нравственном отношении. Удачна иллюстративная часть пособия.
Более полусотни юмористических рисунков настолько совпадают с содержанием
соответствующих заданий, что одно только соотнесение их с конкретной задачей
способствует обнаружению нужного «ответа».
Адресовано широкому кругу читателей: старшеклассникам общеобразовательных
учреждений, студентам различных специальностей, психологам, педагогам, менеджерам
(классным и не очень руководителям), любителям пошутить и посмеяться.
УДК 159.9(091)
ББК Ю954
ISBN 978-5-9765-1570-3
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение или о «Дюжине приемов остроумия» ..................................................6
Глава 1. НЕЧТО ВРОДЕ ЛЕКЦИИ О ЮМОРЕ ................................................ 11
1.1. Юмор - это способ превратить «Ха-ха» в «Ага!»
Учение с увлечением или когнитивно-эмоциональная
природа юмора.......................................................................................... 11
1.2. Аксиологический механизм юмора в образовании:
теория и практика...................................................................................... 21
1.3. Юмор - черта богов. Мифы о юморе ................................................... 33
1.4. От плоского остроумия к истинному остроумию.
Креативная функция юмора................................................................... 37
1.5. Приемы остроумия как основа смыслового содержания
и словесной формы юмора .................................................................... 47
1.6. Юмор в образовании и науке или о «шнобелевской» и других
премиях........................................................................................................ 62
Глава 2. ДЮЖИНА ПРИЕМОВ ОСТРОУМИЯ ............................................... 79
2.1. Доведение до абсурда............................................................................... 79
2.2. Остроумие нелепости ............................................................................... 91
2.3. Ложное противопоставление................................................................ 102
2.4. Ложное усиление..................................................................................... 112
2.5. Смешение стилей ..................................................................................... 123
2.6. Намек .......................................................................................................... 143
2.7. Ирония........................................................................................................ 159
2.8. Метафора................................................................................................... 188
2.9. Сравнение .................................................................................................. 199
2.10. Повторение.............................................................................................. 209
2.11. Двойное истолкование ......................................................................... 218
2.12. Парадокс .................................................................................................. 239
2.13. Приемы остроумия ............................................................................... 252
Библиографический список ................................................................................. 255
5
Стр.5