Куриленко, Л.А. Титова, Т.А. Смолдырева, М.А. Макарова ГОВОРИМ О МЕДИЦИНЕ ПО-РУССКИ II СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ РКИ В УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МАКРОСФЕРАХ Учебник 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 811.161.1(0.054.6) ББК 81.2Рус-96 К93 Р е ц е н з е н т ы: д-р пед. наук, проф. <...> Говорим о медицине по-русски (II сертификационный уровень владения русским языком как иностранным в учебной и социально-профессиональной макросферах) [Электронный ресурс]: учебник / В.Б. Куриленко, Л.А. Титова, Т.А. Смолдырева, М.А. Макарова. <...> Языковой материал, введённый в систему заданий, представлен а) необходимыми структурными и содержательными разновидностями актуальных дискурсивных интеракций, характерных для учебной макросферы; б) наиболее частотными в социально-профессиональной макросфере типами диалогов и тематических бесед (расспрос больного врачом и т.д.) <...> Значение незнакомых слов посмотрите в словаре. скелет м.р.; только ед.ч.; род.ед. скелета позвоночный столб м.р.; только ед.ч.; род.ед. позвоночного столба позвонок м.р.; мн.ч. позвонки; род.ед. позвонка; род. мн. позвонков ребро ср.р.; мн.ч. рёбра; род.ед. ребра; род. мн. рёбер грудная клетка ж.р.; только ед.ч.; род.ед. грудной клетки грудина ж.р.; только ед.ч.; род.ед. грудины короткая губчатая кость, имеющая тело и дугу, ограничивающие позвоночное отверстие твёрдый внутренний остов тела человека, образованный соединёнными между собой костями часть скелета туловища; образована грудным отделом позвоночного столба, рёбрами и грудиной остов и твёрдая опора тела, часть скелета туловища длинная губчатая кость, компонент переднего отдела грудной клетки длинная губчатая кость Б. <...> Определение состоит из следующих компонентов: • термин, называющий объект; • понятие об объекте, которое включает а) родовой признак – общий признак класса объектов; б) видовой признак, отличающий данный объект от других объектов. <...> Скелет – твёрдый внутренний <...>
Говорим_о_медицине_по-русски._II_сертификационный_уровень_владения_русским_языком_как_иностранным_в_учебной_и_социально-профессиональной_макросферах_(2).pdf
УДК 811.161.1(0.054.6)
ББК 81.411.2-99я73
К93
Р е ц е н з е н т ы:
д-р пед. наук, проф. Н.Н. Романова;
д-р пед. наук, проф. И.И. Просвиркина
К93
Куриленко В.Б.
Говорим о медицине по-русски (II сертификационный уровень
владения русским языком как иностранным в учебной и
социально-профессиональной макросферах) : учебник / В.Б. Куриленко,
Л.А. Титова, Т.А. Смолдырева, М.А. Макарова. — 10-е изд.,
стер. — Москва : ФЛИНТА, 2025. — 388 с. : ил. — (Русский язык
как иностранный). — ISBN 978-5-9765-1428-7. — Текст : электронный.
Цель
учебника — обучение студентов-медиков общению в учебной
и социально-профессиональной макросферах. Прохождение данного курса
обеспечивает формирование коммуникативной компетенции в объёме II сертификационного
уровня, определённого Государственным стандартом по
РКИ (Профессиональные модули). Отбор, систематизация, методическая
интерпретация языкового и речевого материала, которым должны овладеть
иностранные студенты-медики, осуществлены авторами учебника на основе
принципов функционально-коммуникативной лингвистики и коммуникативно-деятельностной
методики. Учебник подготовлен на кафедре русского
языка медицинского факультета Российского университета дружбы народов.
Для иностранных студентов-медиков, изучающих русский язык.
УДК 811.161.1(0.054.6)
ББК 81.411.2-99я73
ISBN 978-5-9765-1428-7
© Коллектив авторов, 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .....................................................................................................................4
РАЗДЕЛ I
ОБЪЕКТ (ПРЕДМЕТ, ОРГАНИЗМ) И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
УРОК 1. Структура, компонентный состав объекта. Расположение
компонентов в объекте ....................................................................................8
УРОК 2. Качественно-количественный состав предмета ..........................................38
УРОК 3. Форма объекта (предмета, микроорганизма) ..............................................51
УРОК 4. Рельеф поверхности объекта (предмета, микроорганизма) .......................68
УРОК 5. Качественные характеристики, свойства объекта ......................................83
УРОК 6. Количественные характеристики объекта (предмета, микроорганизма) .....102
УРОК 7. Функция предмета ........................................................................................123
УРОК 8. Организм как биологический объект и его основные признаки .............138
УРОК 9. Жизненный цикл организма ........................................................................152
УРОК 10. Общая характеристика заболевания, вызываемого организмом ...........169
УРОК 11. Классификация объектов (предметов, организмов) ................................185
РАЗДЕЛ II
ПРОЦЕСС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
УРОК 1. Общая характеристика процесса ................................................................200
УРОК 2. Классификация процессов...........................................................................217
УРОК 3. Стадиальность процесса ..............................................................................234
УРОК 4. Обусловленность процесса .........................................................................250
УРОК 5. Основные типы механизмов процесса: изменение качественных
и количественных характеристик объекта (предмета, микроорганизма) ....272
УРОК 6. Основные типы механизмов процесса: появление объекта и его гибель
(исчезновение) .............................................................................................289
УРОК 7. Основные типы механизмов процесса: изменение местоположения
объекта (движение жидкости) ....................................................................305
УРОК 8. Изменение динамики процесса ...................................................................321
УРОК 9. Нарушение и прекращение процесса .........................................................337
УРОК 10. Роль, значение процесса ............................................................................354
ПРИЛОЖЕНИЕ. Схемы логико-смысловой организации учебно-научных текстов
(инвариантные смысловые компоненты и средства их представления) .....369
Выражение коммуникативно-прагматических аспектов высказывания ................387
3
Стр.3