Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 535526)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Русский язык и культура речи (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКоренева А. В.
ИздательствоМ.: НАУКА
Страниц222
ID244357
АннотацияУчебное пособие адресовано студентам специальности «Социальная работа». Основная цель книги — совершенствование видов речевой деятельности обучаемых с учетом их будущей профессии. Пособие создано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и с учетом последних достижений коммуникативной методики преподавания русского языка. Книга состоит из шести модулей, каждый из которых включает инвариантное содержание и вариативную часть, ориентированную на специфику социальной работы. В пособии имеются вопросы для самоконтроля и практические задания, позволяющие совершенствовать профессионально-коммуникативную компетенцию обучаемых.
Кем рекомендованоУМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 040400 — «Социальная работа»
Кому рекомендованоУчебное пособие адресовано студентам специальности «Социальная работа». Книга может быть полезна и студентам других нефилологических специальностей, а также преподавателям вузовских речеведческих дисциплин.
ISBN978-5-9765-1365-5 (ФЛИНТА)
УДК811.161.1’271.2(075.8)
ББК81.2Рус-5-923
Коренева, А. В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. В. Коренева .— М. : НАУКА : ФЛИНТА, 2012 .— 222 с. — ISBN 978-5-9765-1365-5 (ФЛИНТА) .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/244357

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АВ Крнв .оееа А.В. Коренева РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 040400 — «Социальная работа» Москва Издательство «ФлИнта» Издательство «наука» 2012 1 УДК 811.161.1’271.2(075.8) ББК 81.2Рус-5-923 К66 Реценз ент ы: д-р соц. наук, профессор кафедры связей с общественностью и лингвистики Мурманского государственного технического университета В.Н. Васильева; д-р пед. наук, профессор, зав. лабораторией дидактики русского языка Российской академии образования С.И. Львова Коренева А.В. <...> К66 Русский язык и культура речи : учеб. пособие / а. <...> Речевая ситуация как необходимое условие общения . <...> Влияние компонентов речевой ситуации на процесс профессионального общения социального работника . <...> Коммуникативно-целесообразная речь — неотъемлемая составляющая коммуникативной компетенции социального работника . <...> Речевой этикет: его функции и основные этикетные ситуации . <...> 71 3 3.2. назначение этикетных жанров в социальной работе . <...> Структура слушания и его коммуникативные функции . <...> Виды слушания в деятельности социального работника . <...> Частная риторика и предмет ее изучения . <...> Роды красноречия по профессиональной сфере употребления . <...> Жанры устной монологической речи в профессиональной деятельности социального работника . <...> Жанры устной диалогической речи в профессиональной деятельности социального работника. <...> Деловая беседа и особенности ее проведения . <...> Разговорный стиль как принадлежность устной речи . <...> Уместность разговорного стиля в профессиональном общении социального работника . <...> Структура учебного пособия включает шесть модулей: «Язык как целостная система коммуникации», «Культура речи и ее основные аспекты», «Слушание как рецептивный вид речевой деятельности», «Чтение как рецептивный вид речевой деятельности», «Говорение как продуктивный <...>
Русский_язык_и_культура_речи_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Русский_язык_и_культура_речи_(1).pdf
А.В. Коренева РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 040400 — «Социальная работа» Москва Издательство «ФлИнта» Издательство «наука» 2012 1
Стр.1
УДК 811.161.1’271.2(075.8) ББК 81.2Рус-5-923 К66 Реценз ент ы: д-р соц. наук, профессор кафедры связей с общественностью и лингвистики Мурманского государственного технического университета В.Н. Васильева; д-р пед. наук, профессор, зав. лабораторией дидактики русского языка Российской академии образования С.И. Львова Коренева А.В. К66 Русский язык и культура речи : учеб. пособие / а.В. Коренева. — М. : ФлИнта : наука, 2012. — 224 с. ISBN 978-5-9765-1365-5 (ФлИнта) ISBN 978-5-02-037802-5 (наука) Учебное пособие адресовано студентам специальности «Социальная работа». Основная цель книги — совершенствование видов речевой деятельности обучаемых с учетом их будущей профессии. Пособие создано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и с учетом последних достижений коммуникативной методики преподавания русского языка. Книга состоит из шести модулей, каждый из которых включает инвариантное содержание и вариативную часть, ориентированную на специфику социальной работы. В пособии имеются вопросы для самоконтроля и практические задания, позволяющие совершенствовать профессионально-коммуникативную компетенцию обучаемых. Книга может быть полезна и студентам других нефилологических специальностей, а также преподавателям вузовских речеведческих дисциплин. УДК 811.161.1’271.2(075.8) ББК 81.2Рус-5-923 ISBN 978-5-9765-1365-5 (ФлИнта) © Коренева а.С., 2012 ISBN 978-5-02-037802-5 (наука) 2 © Издательство «ФлИнта», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ...........................................................................................................................6 Модуль 1. Язык как целостная система коммуникации ............................21 1. Язык как знаковая система .................................................................................21 1.1. Языковой знак .................................................................................................21 1.2. Единицы и уровни языка ............................................................................25 1.3. Общенародный язык и его составляющие ............................................26 1.4. Профессиональный язык и его составляющие ....................................27 2. Речь как использование языка в ходе общения ..........................................30 2.1. Язык и речь: сопоставительная характеристика .................................30 2.2. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая ...........................................................................................32 3. Язык как средство речевого общения .............................................................36 3.1. Речевое общение и его виды ......................................................................36 3.2. невербальные средства общения .............................................................37 3.3. невербальная коммуникация в профессиональной деятельности социального работника ....................................................42 3.4. Речевая ситуация как необходимое условие общения .....................44 3.5. Влияние компонентов речевой ситуации на процесс профессионального общения социального работника .....................45 3.6. Речевая деятельность: ее виды и этапы ..................................................50 3.7. Виды речевой деятельности, профессионально значимые для социального работника ....................................................52 Вопросы и задания .......................................................................................................53 Модуль 2. Культура речи и ее основные аспекты .........................................59 1. нормативный аспект культуры речи ..............................................................59 1.1. Основные нормы литературного языка .................................................59 1.2. Профессиональные реализации нормы .................................................61 2. Коммуникативный аспект культуры речи ....................................................62 2.1. Коммуникативные качества речи ............................................................62 2.2. Коммуникативно-целесообразная речь — неотъемлемая составляющая коммуникативной компетенции социального работника ................................................................................64 2.3. типология речевых жанров, профессионально значимых для социального работника ........................................................................68 3. Этический аспект культуры речи .....................................................................71 3.1. Речевой этикет: его функции и основные этикетные ситуации ......................................................................................71 3
Стр.3
3.2. назначение этикетных жанров в социальной работе .......................73 4. Грамматические, речевые и этические ошибки: типы и виды ................80 Вопросы и задания .......................................................................................................84 Модуль 3. Слушание как вид речевой деятельности ...................................91 1. Структура слушания и его коммуникативные функции .........................91 1.1. Элементы процесса слушания ...................................................................91 2. Культура слушания ...............................................................................................96 2.1. Причины неэффективного слушания .....................................................96 2.2. Правила и условия результативного слушания ..................................96 2.3. Виды слушания в деятельности социального работника ...............100 3. Вопросы и их назначение в ходе слушания ................................................103 3.1. Основные типы вопросов ..........................................................................103 3.2. «Вопросный» анализ проблем клиентов в практической деятельности социального работника. Особенности использования вопросов разных типов ................................................110 3.3. Внешний и внутренний контроль достоверности сведений, поступающих от клиента .......................................................111 Вопросы и задания .....................................................................................................112 Модуль 4. Говорение как вид речевой деятельности .................................116 1. Говорение и его отличительные признаки ..................................................116 2. Оратория как теория и практика публичного выступления ................116 2.1. Основные этапы работы над речью .......................................................117 2.2. Композиционное оформление речи ......................................................120 2.3. Содержание выступления и методика его изложения ....................124 2.4. Учет оратором особенностей аудитории ..............................................127 2.5. Ответы на вопросы слушающих .............................................................136 3. Частная риторика и предмет ее изучения ...................................................139 3.1. Роды красноречия по профессиональной сфере употребления .................................................................................................139 3.2. Жанры устной монологической речи в профессиональной деятельности социального работника ..................................................143 3.3. Жанры устной диалогической речи в профессиональной деятельности социального работника. Деловая беседа и особенности ее проведения ...................................................................146 4. Разговорный стиль как принадлежность устной речи ...........................150 4.1. Основные признаки разговорного стиля .............................................150 4.2. Уместность разговорного стиля в профессиональном общении социального работника ...........................................................152 Вопросы и задания .....................................................................................................153 4
Стр.4
Модуль 5. Чтение как вид речевой деятельности .......................................159 1. Общая характеристика чтения ........................................................................159 2. Культура чтения ...................................................................................................161 2.1. техника чтения .............................................................................................161 2.2. Виды чтения ...................................................................................................163 2.3. Способы фиксации и сохранения информации ................................165 Вопросы и задания .....................................................................................................167 Модуль 6. Письмо как вид речевой деятельности ......................................173 1. Общая характеристика письма .......................................................................173 2. Книжные стили ....................................................................................................177 2.1. Официально-деловой стиль .....................................................................177 2.2. научный стиль ..............................................................................................185 2.3. Публицистический стиль ..........................................................................190 Вопросы и задания .....................................................................................................193 литература ..................................................................................................................205 Профессионально ориентированные темы рефератов по дисциплине «Русский язык и культура речи» .....................................207 Глоссарий .....................................................................................................................208 Словник «термины социальной работы, трудные в произношении и написании» .........................................................................................................215 Предметный указатель ............................................................................................216 Именной указатель ...................................................................................................219 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически