АВ Крнв .оееа А.В. Коренева РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 040400 — «Социальная работа» Москва Издательство «ФлИнта» Издательство «наука» 2012 1 УДК 811.161.1’271.2(075.8) ББК 81.2Рус-5-923 К66 Реценз ент ы: д-р соц. наук, профессор кафедры связей с общественностью и лингвистики Мурманского государственного технического университета В.Н. Васильева; д-р пед. наук, профессор, зав. лабораторией дидактики русского языка Российской академии образования С.И. Львова Коренева А.В. <...> К66 Русский язык и культура речи : учеб. пособие / а. <...> Речевая ситуация как необходимое условие общения . <...> Влияние компонентов речевой ситуации на процесс профессионального общения социального работника . <...> Коммуникативно-целесообразная речь — неотъемлемая составляющая коммуникативной компетенции социального работника . <...> Речевой этикет: его функции и основные этикетные ситуации . <...> 71 3 3.2. назначение этикетных жанров в социальной работе . <...> Структура слушания и его коммуникативные функции . <...> Виды слушания в деятельности социального работника . <...> Частная риторика и предмет ее изучения . <...> Роды красноречия по профессиональной сфере употребления . <...> Жанры устной монологической речи в профессиональной деятельности социального работника . <...> Жанры устной диалогической речи в профессиональной деятельности социального работника. <...> Деловая беседа и особенности ее проведения . <...> Разговорный стиль как принадлежность устной речи . <...> Уместность разговорного стиля в профессиональном общении социального работника . <...> Структура учебного пособия включает шесть модулей: «Язык как целостная система коммуникации», «Культура речи и ее основные аспекты», «Слушание как рецептивный вид речевой деятельности», «Чтение как рецептивный вид речевой деятельности», «Говорение как продуктивный <...>
Русский_язык_и_культура_речи_(2).pdf
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.411.2-5я73
К66
Реценз ент ы:
д-р соц. наук, профессор кафедры связей с общественностью
и лингвистики Мурманского государственного
технического университета В.Н. Васильева;
д-р пед. наук, профессор, зав. лабораторией дидактики русского языка
Российской академии образования С.И. Львова
К66
Коренева А.В.
Русский язык и культура речи : учеб. пособие / А.В. Коренева.
— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2024. — 221 с. —
I SBN 978-5-9765-1365-5. — Текст : электронный.
Учебное пособие адресовано студентам специальности
«Социальная работа». Основная цель книги — совершенствование
видов речевой деятельности обучаемых с учетом их будущей
профессии. Пособие создано в соответствии с требованиями Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального
образования третьего поколения и с учетом последних достижений
коммуникативной методики преподавания русского языка. Книга
состоит из шести модулей, каждый из которых включает
инвариантное содержание и вариативную часть, ориентированную
на специфику социальной работы. В пособии имеются вопросы
для самоконтроля и практические задания, позволяющие
совершенствовать профессионально-коммуникативную компетенцию
обучаемых.
Книга может быть полезна и студентам других нефилологических
специальностей, а также преподавателям вузовских речеведческих
дисциплин.
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.411.2- 5я73
ISBN 978-5-9765-1365-5
© Коренева А.С., 2021
© Издательство «ФЛИНТА», 2021
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................................................................... 6
Модуль 1. Язык как целостная система коммуникации ............................21
1. Язык как знаковая система .................................................................................21
1.1. Языковой знак .................................................................................................21
1.2. Единицы и уровни языка ............................................................................25
1.3. Общенародный язык и его составляющие ............................................26
1.4. Профессиональный язык и его составляющие ....................................27
2. Речь как использование языка в ходе общения ..........................................30
2.1. Язык и речь: сопоставительная характеристика .................................30
2.2. Речь устная и письменная, диалогическая
и монологическая ...........................................................................................32
3. Язык как средство речевого общения .............................................................36
3.1. Речевое общение и его виды ......................................................................36
3.2. невербальные средства общения .............................................................37
3.3. невербальная коммуникация в профессиональной
деятельности социального работника ....................................................42
3.4. Речевая ситуация как необходимое условие общения .....................44
3.5. Влияние компонентов речевой ситуации на процесс
профессионального общения социального работника .....................45
3.6. Речевая деятельность: ее виды и этапы ..................................................50
3.7. Виды речевой деятельности, профессионально
значимые для социального работника ....................................................52
Вопросы и задания .......................................................................................................53
Модуль 2. Культура речи и ее основные аспекты .........................................59
1. нормативный аспект культуры речи ..............................................................59
1.1. Основные нормы литературного языка .................................................59
1.2. Профессиональные реализации нормы .................................................61
2. Коммуникативный аспект культуры речи ....................................................62
2.1. Коммуникативные качества речи ............................................................62
2.2. Коммуникативно-целесообразная речь — неотъемлемая
составляющая коммуникативной компетенции
социального работника ................................................................................64
2.3. типология речевых жанров, профессионально значимых
для социального работника ........................................................................68
3. Этический аспект культуры речи .....................................................................71
3.1. Речевой этикет: его функции и основные
этикетные ситуации ......................................................................................71
3
Стр.3
3.2. назначение этикетных жанров в социальной работе .......................73
4. Грамматические, речевые и этические ошибки: типы и виды ................80
Вопросы и задания .......................................................................................................84
Модуль 3. Слушание как вид речевой деятельности ...................................91
1. Структура слушания и его коммуникативные функции .........................91
1.1. Элементы процесса слушания ...................................................................91
2. Культура слушания ...............................................................................................96
2.1. Причины неэффективного слушания .....................................................96
2.2. Правила и условия результативного слушания ..................................96
2.3. Виды слушания в деятельности социального работника ...............100
3. Вопросы и их назначение в ходе слушания ................................................103
3.1. Основные типы вопросов ..........................................................................103
3.2. «Вопросный» анализ проблем клиентов в практической
деятельности социального работника. Особенности
использования вопросов разных типов ................................................110
3.3. Внешний и внутренний контроль достоверности
сведений, поступающих от клиента .......................................................111
Вопросы и задания .....................................................................................................112
Модуль 4. Говорение как вид речевой деятельности .................................116
1. Говорение и его отличительные признаки ..................................................116
2. Оратория как теория и практика публичного выступления ................116
2.1. Основные этапы работы над речью .......................................................117
2.2. Композиционное оформление речи ......................................................120
2.3. Содержание выступления и методика его изложения ....................124
2.4. Учет оратором особенностей аудитории ..............................................127
2.5. Ответы на вопросы слушающих .............................................................136
3. Частная риторика и предмет ее изучения ...................................................139
3.1. Роды красноречия по профессиональной сфере
употребления .................................................................................................139
3.2. Жанры устной монологической речи в профессиональной
деятельности социального работника ..................................................143
3.3. Жанры устной диалогической речи в профессиональной
деятельности социального работника. Деловая беседа
и особенности ее проведения ...................................................................146
4. Разговорный стиль как принадлежность устной речи ...........................150
4.1. Основные признаки разговорного стиля .............................................150
4.2. Уместность разговорного стиля в профессиональном
общении социального работника ...........................................................152
Вопросы и задания .....................................................................................................153
4
Стр.4
Модуль 5. Чтение как вид речевой деятельности .......................................159
1. Общая характеристика чтения ........................................................................159
2. Культура чтения ...................................................................................................161
2.1. техника чтения .............................................................................................161
2.2. Виды чтения ...................................................................................................163
2.3. Способы фиксации и сохранения информации ................................165
Вопросы и задания .....................................................................................................167
Модуль 6. Письмо как вид речевой деятельности ......................................173
1. Общая характеристика письма .......................................................................173
2. Книжные стили ....................................................................................................177
2.1. Официально-деловой стиль .....................................................................177
2.2. научный стиль ..............................................................................................185
2.3. Публицистический стиль ..........................................................................190
Вопросы и задания .....................................................................................................193
литература ..................................................................................................................205
Профессионально ориентированные темы рефератов
по дисциплине «Русский язык и культура речи» .....................................207
Глоссарий .....................................................................................................................208
Словник «термины социальной работы, трудные в произношении
и написании» .........................................................................................................215
Предметный указатель ............................................................................................216
Именной указатель ...................................................................................................219
5
Стр.5