Ценностносмысловое пространство языка Н.Ф. Алефиренко ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЯЗЫКА Учебное пособие Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 2010 УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 А48 Работа выполнена в рамках госконтракта № 02.740.11.5003 Рецензенты: Д-р филол. наук, проф. <...> Место лингвокультурологии в системе других наук . <...> Культура и лингвокультура: их категориальные признаки и единицы . <...> «Языковая картина мира» и этнокультурная специфика слова . <...> Предметно-изобразительный код и внутренняя форма культурно маркированного языкового знака . <...> Объектом лингвокультурологии, в частности, являются продукты ценностно-смыслового познания, мир субъективных образов, смыслов и ценностей, порождаемых языковыми личностями, точнее, их смысловыми установками. <...> По каким параметрам определяется ценностно-смысловое пространство языка? <...> Как соотносятся в когнитивной лингвокультурологии «сознательное» и эмоциональные аффекты, сопровождающие познание? <...> Лингвокультурология изучает также разноаспектные проблемы, связанные с пониманием этноязыковой картины мира, образа мира, языкового сознания, особенностей культурно-познавательного пространства языка. <...> Итак, лингвокультурология – научная дисциплина, предметом изучения которой является репрезентация в языке фактов культуры, своеобразным продуктом которой является так называемая лингвокультура (см. <...> В настоящее время объектом лингвокультурологии является языковая / дискурсивная деятельность, рассматриваемая с ценностносмысловой точки зрения. <...> Такое определение объекта лингвокультурологии восходит к гумбольдтовской концепции, согласно которой язык активно участвует во всех важнейших сферах культурно-дискурсивной жизни: в восприятии и понимании действительности. <...> Взаимосвязь лингвокультурологии и когнитивной лингвистики позволяет проникнуть в одну из самых сокровенных областей культуры – языковое сознание. <...> В когнитивной <...>
Лингвокультурология_ценностно-смысловое_пространство_языка.pdf
Н.Ф. Алефиренко
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ
ПРОСТРАНСТВО ЯЗЫКА
Учебное пособие
5-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
Стр.1
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Рус-923
А48
Рецензенты:
д-р филол. наук, проф. В.М. Шаклеин;
проф. Л.И. Степанова (Университет г. Оломоуц, Чехия)
Алефиренко Н.Ф.
А48
Лингвокультурология : ценностно-смысловое пространство
языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.Ф. Алефиренко.
— 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 288 с.
ISBN 978-5-9765-0813-2
В учебном пособии представлена системная панорама становления
лингвокультурологической теории слова в рамках взаимодействия новых
парадигм когнитивной семантики, семиологии и лингвосинергети-ки. В
соответствии с принципами двухуровневого обучения в высшей школе
авторское видение ее методологических принципов и категорий дано
в сопряжении с устоявшимися в лингвокультурологии традициями.
Раскрываются истоки синергетического кодирования культурноисторического
опыта системой языка и системой мышления.
Для магистрантов направления «Языковое образование». Пособие
может быть использовано в общеобразовательном курсе
«Культурология», изучающемся во всех высших учебных заведениях.
Оно также обращено к лингвистам-исследователям, преподавателям,
аспирантам и всем, кто интересуется ценностно-смысловым пространством
слова.
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Рус-923
ISBN 978-5-9765-0813-2
© Алефиренко Н.Ф., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................................................6
Вопросы для самопроверки ...............................................................................13
Глава 1. Лингвокультурология как научная и учебная дисциплина ......14
1.1. Лингвокультурология как наука ....................................................................14
1.2. Лингвокультурология как учебная дисциплина ........................................30
1.3. Место лингвокультурологии в системе других наук ...............................35
1.4. Методология и методы лингвокультурологии ..........................................37
Вопросы для самопроверки ...............................................................................41
Проблемные задания ...........................................................................................41
Глава 2. Культура и лингвокультура: их категориальные признаки
и единицы .......................................................................................................................42
2.1. Понятие культуры и лингвокультуры ...........................................................42
2.2. Единицы культуры и лингвокультуры .........................................................56
Вопросы для самопроверки ...............................................................................58
Проблемные задания ...........................................................................................59
Глава 3. Функциональное пространство лингвокультуры .........................60
3.1. Функции культуры как формы деятельности ............................................60
3.2. Лингвофилософия культуры и ее функциональная сущность .............65
3.3. Гипотеза лингвистической относительности ..............................................81
Вопросы для самопроверки ...............................................................................90
Проблемные задания ...........................................................................................90
Глава 4. Основные категории лингвокультурологии ...................................91
4.1. Лингвокультурология и лингвострановедение ..........................................91
4.2. Когнитивные основания лингвокультурологии ........................................94
4.3. Лингвокультурные параметры ценностно-смыслового
восприятия мира ...........................................................................................................99
Вопросы для самопроверки .............................................................................104
Проблемные задания .........................................................................................104
Глава 5. Язык – культура – ментальность ......................................................105
5.1. Взаимодействие языка и культуры ...............................................................105
5.2. Ментальность: сопряжение языка, сознания и культуры ....................108
Вопросы для самопроверки .............................................................................119
Проблемные задания .........................................................................................119
Глава 6. «Языковая картина мира» и этноязыковое сознание ..............120
6.1. Смыслообразование на разных уровнях культурного сознания ........120
3
Стр.3
6.2. Лингвокогнитивное моделирование картины мира.
Лингвокультурема .....................................................................................................123
6.3. «Языковая картина мира» и этнокультурная специфика слова .........133
Вопросы для самопроверки .............................................................................137
Проблемные задания .........................................................................................137
Глава 7. Когнитивно-культурологическая сущность внутренней
формы языкового знака ........................................................................................138
7.1. Предметно-изобразительный код и внутренняя форма культурно
маркированного языкового знака .........................................................................138
7.2. Культурно-дискурсивная интерпретация внутренней формы
языкового знака ...........................................................................................................142
Вопросы для самопроверки .............................................................................149
Проблемные задания .........................................................................................149
Глава 8. Этноязыковое сознание и культура ................................................150
8.1. Этноязыковое сознание: миф или реальность? .......................................150
8.2. Этнокультурная сущность языкового сознания ........................................159
8.3. Этнокультурные константы языкового сознания ..................................164
Вопросы для самопроверки .............................................................................170
Проблемные задания .........................................................................................170
Глава 9. Лингвокультура и познание ................................................................171
9.1. Лингвокультурологические аспекты взаимоотношения
языка и познания ........................................................................................................171
9.2. Этнокультурное своеобразие слова ..............................................................177
Вопросы для самопроверки .............................................................................180
Проблемные задания .........................................................................................180
Глава 10. Этноязыковая семантика как культурно-когнитивная
категория ......................................................................................................................181
10.1. Этноязыковое пространство культуры ....................................................181
10.2. Языковое сознание как проблема лингвокультурологии ...................182
10.3. Принципы структурной стратификации этноязыкового сознания ...186
10.4. Этнокультурное сознание и языковое значение ....................................188
10.5. Значение – культурный концепт – понятие............................................191
Вопросы для самопроверки .............................................................................201
Проблемные задания .........................................................................................201
Глава 11. Синергетика языка и культуры ..................................................202
11.1. Синергетика лингвокультуры .....................................................................202
11.2. Синергетика культурного концепта и знака .......................................207
Вопросы для самопроверки .............................................................................214
Проблемные задания .........................................................................................214
4
Стр.4
Глава 12. Концепты культуры и языковая семантика ...............................215
12.1. Культурный концепт как феномен лингвокультуры ...........................215
12.1.1. Становление понятия «культурный концепт» ............................215
12.1.2. Культурный концепт: его природа и сущность ...........................219
12.2. Культурный концепт и языковая семантика ...........................................220
12.2.1. Культурный концепт и смысл ...........................................................220
12.2.2. Культурный концепт и языковое значение ..................................223
Вопросы для самопроверки .............................................................................233
Проблемные задания .........................................................................................233
Глава 13. Символизация языка культуры .......................................................234
13.1. Символизация этнокультурного пространства .............................................234
13.2. Символ как язык лингвокультуры ..................................................... 238
13.3. Языковые символы и речевые образы ........................................................241
13.4. Этноязыковая природа культурного концепта ......................................245
Вопросы для самопроверки .............................................................................250
Проблемные задания .........................................................................................250
Глава 14. Культурно-прагматический потенциал
лингвокультурологии .................................................................................................... 251
14.1. Культурно-прагматические грани слова .................................................251
14.2. Культурно-прагматические коннотации слова .....................................262
14.3. Социокультурные стереотипы и коннотации слова ............................267
Вопросы для самопроверки .............................................................................272
Проблемные задания .........................................................................................272
Заключение ...................................................................................................................273
Рекомендуемая литература .....................................................................................275
Литература для самостоятельного углубленного изучения ........................275
Стр.5