Мошкова Тверской государственный университет, кафедра менеджмента, Тверь В статье рассматривается эволюция формирования инновационной инфраструктуры в России и за рубежом. <...> Традиционно в промышленно развитых странах эта зона взаимных интересов была в значительной степени связана с созданием основы научно-технологической инфраструктуры на основе заключения соответствующих контрактов государства с фирмами частного сектора. <...> Именно они позволяют коммерциализировать эти Вестник ТвГУ. <...> Выгоды от партнерства можно сформулировать следующим образом: оптимизация выбора основных направлений соответствующих программ; открытие новых путей реализации внешнего эффекта - 7 - Вестник ТвГУ. <...> Кроме того, ГЧП мотивирует частных отечественных и иностранных инвесторов к организации конкурентоспособного высокотехнологичного производства на территориях с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциалов [2, с. <...> Программа институтов открыта для участия зарубежных партнеров – фирм и институтов знаний при условии, что первые производят на ее территории продукцию, а вторые имеют в стране отделения, занимающиеся исследованиями и разработками. <...> Создание технопарков финансируется из средств федерального, регионального и местных бюджетов при участии частных инвесторов. <...> Современные научно-технологические парки имеют сходные тенденции и характеристики: высокий темп роста качества технопарков; основная цель создания – региональное и местное развитие; треть мировых технопарков создается органами государственной власти; наиболее распространенная форма собственности – смешанная; главный критерий оценки работы технопарков – создание рабочих мест; большинство технопарков создаются для привлечения местных компаний и иностранных инвестиций. <...> Половина мировых технопарков относится к малым (площадь, численность рабочих мест) и находится на территории университетов; более половины <...>
Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Экономика_и_управление_№2_2012.pdf
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2012. Выпуск 14. С. 6-16
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ
УДК 005: 658.114.32
ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕСА И ВЛАСТИ: ИННОВАЦИОННЫЙ
ПРОДУКТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Л.Е. Мошкова
Тверской государственный университет,
кафедра менеджмента, Тверь
В статье рассматривается эволюция формирования инновационной
инфраструктуры в России и за рубежом. Формы сотрудничества бизнеса
и власти.
Ключевые слова: инновации, партнёрство, программы, инновационная
инфраструктура.
Повышение
уровня
национальной
экономики,
конкурентоспособность управленческих моделей сегодня становится
политической практикой большинства развитых стран. Российское
государство для успеха в инновационном прорыве призвано вести
масштабную подготовку высококлассных специалистов, привлекая
лучшие мировые идеи в пользу модернизации отечественной
социально-экономической и научно-управленческой сферы.
Опыт мирового сообщества показывает, что государственночастное
партнерство (ГЧП) в научно-технической, инновационной
сферах
становится непременным условием развития и
функционирования современной социально-экономической системы.
Это своего рода конструкция, соединяющая усилия государственного и
частного секторов в областях взаимных интересов, в которых они, по
различным на то причинам, не могут действовать раздельно.
Традиционно в промышленно развитых странах эта зона
взаимных интересов была в значительной степени связана с созданием
основы научно-технологической инфраструктуры на основе заключения
соответствующих контрактов государства с фирмами частного сектора.
Однако постепенно все более популярной формой реализации НИОКР и
инновационных проектов становятся ГЧП, которые, по мнению
экспертов США и других стран, являются одним из самых эффективных
способов для устранения «разрывов» в национальных инновационных
системах, которые существуют между наукой, технологиями и
бизнесом. Именно они позволяют коммерциализировать эти
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2012. Выпуск 14.
технологии, и выйти с инновационной продукцией на внутренний или
мировой рынок.
Комитет по научно-технологической политике ОЭСР
государственно-частное партнерство в научно-технической и
инновационной сферах определяет как любые юридически
оформленные равноправные договорные отношения на фиксированный
(или неопределенный период времени) между юридическими лицами
государственного и частного сектора. При этом стороны
взаимодействуют в процессе принятия решений и соинвестируют в
такие типы ресурсов, как финансы, персонал, оборудование и
информация с целью достижения конкретных целей в области науки,
технологий и инноваций [1, с. 8].
Исходя из определения ОЭСР, можно выделить следующие
основные признаки ГЧП: стороны партнерства должны быть
представлены как государственным, так и частным сектором; иметь
согласованные конкретные цели и участвовать в принятии
корпоративных решений; быть юридически оформленными, носить
равноправный характер; распределять между собой ресурсы и риски,
участвовать в использовании полученных результатов.
Используя инструмент партнерства для решения своих
традиционных проблем, а также проблем повышения
конкурентоспособности российской экономики путем стимулирования
инновационной деятельности производителя, государство призвано
соблюдать баланс между кооперацией и конкуренцией.
Свести к минимуму возможные антиконкурентные эффекты и
включить механизмы ускоренной диффузии полученных результатов
можно путем выполнения следующих подходов:
• в совместном проекте, проходящем конкурсный отбор,
принимают участие несколько фирм;
• механизмы партнерства фокусируются на развитии ранних
стадий технологий.
В целом партнерство между государством и частным бизнесом
способно в масштабах страны решить две крупные проблемы:
во-первых, заменить частично или полностью систему
поддержки заранее определенных секторальных или политических
приоритетов;
во-вторых, улучшить связи между всеми участниками
инновационной системы путем их самоорганизации и усиления
рыночно ориентированных стимулов.
Выгоды от партнерства можно сформулировать следующим
образом:
оптимизация выбора основных направлений соответствующих
программ; открытие новых путей реализации внешнего эффекта
- 7 -
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2012. Выпуск 14.
результатов работы научно-исследовательского сектора; снижение
риска инвестиций в инновационную деятельность.
Существенное значение имеет то обстоятельство, что
партнерство государственного сектора науки и промышленности
позволяет наладить нелинейный процесс взаимного обучения и обмена
идеями представителей бизнеса и ученых в фундаментальных и
прикладных науках.
Одним из ключевых инструментов формирования промышленноинновационных
кластеров является система ГЧП. Использование
кластерного подхода способствует повышению эффективности
взаимодействия в инновационном процессе предприятий
высокотехнологичного частного сектора экономики и научноисследовательских
организаций. Кроме того, ГЧП мотивирует частных
отечественных и иностранных инвесторов
к
организации
конкурентоспособного высокотехнологичного производства на
территориях с высокой концентрацией научно-технического и
инновационного потенциалов [2, с. 15-27] [3, с. 86-88].
В современном мире является общепризнанным тот факт, что
наиболее рациональным признается оформление отношений партнеров
в рамках определенной программы, формируемой на основе
интерактивного
взаимодействия
бизнеса, государственных
исследовательских организаций и государственных органов управления.
Программу формируют представители государственных органов
управления, в оперативное управление программами активно
вовлекаются государственные научно-исследовательские организации,
вузы, бизнес.
Разнообразие организационных форм управления партнерским
проектом определяется его направленностью: децентрализованное
сетевое управление, специально создаваемые консорциумы и
исследовательские центры и другие формы. К типичным практикам в
странах ОЭСР можно отнести создание правительствами так
называемых рамочных программ.
Одной из первых систему формализованного подхода к
партнерству инициировала Австралия. Здесь в 1990 году была запущена
программа «Кооперативные исследовательские центры» (далее КИЦ) с
целью связать развитие науки и производства, медицины,
природопользования [1, C. 27]. Предусматривалось таким образом
обеспечить вклад долгосрочных исследований и разработок в
экономическое развитие, укрепление здоровья нации, улучшение
состояния окружающей среды с участием образовательной
деятельности центров, направленной на воспитание прикладной
ориентации исследований аспирантов.
- 8 -
Стр.3