Министерство образования и науки Республики Татарстан
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Комиссия при Президенте РФ по делам инвалидов
Международная академия наук педагогического образования (МАНПО)
Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики,
Международный Центр инклюзивного образования ЧОУ ВПО
«Институт экономики, управления и права» (г. Казань)
Inclusive Design Research Center (г. Торонто, Канада)
Broward College (г. Форт-Лодердейл, США)
Международная академия управления и технологий INTAMT (Дюссельдорф, Германия)
Межрегиональная общественная организация инвалидов «Пилигрим» (г. Москва, Россия)
ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ
И ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы Второй международной научно-практической
конференции
Казань, 20–21 марта 2014 г.
Казань
Познание
2014
Стр.1
УДК 37.018.4
ББК 74.044.6
П24
Печатается по решению ученого совета и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Редакционная коллегия:
А.В. Тимирясова – ректор Института экономики, управления и права (г. Казань);
И.И. Бикеев – первый проректор, проректор по научной работе ИЭУП (г. Казань),
д.ю.н., профессор;
Д.З. Ахметова – проректор ИЭУП (г. Казань), директор Института дистанционного
обучения, зав. кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики, д.пед.н.,
профессор;
Н.А. Паранина – зам. зав. кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики
(г. Казань);
И.Г. Морозова – зам. директора по международной деятельности Института
дистанционного обучения (г. Казань)
П24 Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования:
материалы Второй международной научно-практической
конференции, Казань, 20–21 марта 2014 г. / Институт экономики,
управления и права (г. Казань). – Казань: Изд-во «Познание»
Института экономики, управления и права, 2014. – 640 с.
ISBN 978-5-8399-0498-9
Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции
«Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования» содержит статьи
авторов, которые размышляют о проблемах инклюзивного образования в России и за
рубежом, о технологиях психолого-педагогического сопровождения и реализации
инклюзивного образования в различных типах образовательных организаций.
В материалах авторов раскрываются теоретические и практические аспекты
реализации идей инклюзивной педагогики, представлен опыт педагогов образовательных
учреждений по реализации идей инклюзивного образования. Также представлены авторские
интерпретации адаптированных технологий инклюзивного образования и оригинальные
технологии, которые мало известны педагогам и практически не используются в их
деятельности.
Статьи сборника публикуются в авторской редакции.
УДК 37.018.4
ББК 74.044.6
ISBN 978-5-8399-0498-9 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2014
© Авторы статей, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .................... 5
Андреев В.И.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ И
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА
БЛИЖАЙШИЕ 15-20 ЛЕТ ........................................................................................................................... 5
Ахметова Д.З.
ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ................................................................................................................................................... 11
Алехина С.В.
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ЗАДАЧА
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...................................................................................................... 19
Мустафин Д.М.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ................................................................................................................... 24
Нигматов З.Г.
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ – ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ............................................... 28
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..................................................................................................... 28
Ратнер Ф.Л.
ДЕЯТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ............................................... 33
Сигал Н.Г.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ .................................................................................. 37
Челнокова Т.А.
НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ .......................... 41
Челнокова Т.А.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НОВОЕ ПОНИМАНИЕ РАВЕНСТВА ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА .................................................................................................................................................. 44
Яковлева Е.Л.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К БЫТИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ................... 48
РАЗДЕЛ 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .................................... 55
Андреянов А.А.
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК
КОМПОНЕНТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................................ 55
626
Стр.626
Бевзюк М.С.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ .................................................................................... 58
Демченко И.И.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................. 61
Dina V. Durand
ALL INCLUSIVE EDUCATION MANAGEMENT: STUDENTS, FACULTY AND STAFF ............. 64
Jutta Treviranus
INCLUSIVE LEARNING DESIGN FOR WHAT THE WORLD NEEDS NOW .................................. 76
Ешпанова Д.Д., Жалмухамедова А.К.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ ............................................. 82
Ешпанова Д.Д., Корвяков В.А.
ОТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБЩЕСТВУ ........................... 86
Жалмухамедова А.К., Аутаева А.Н., Бекбаева З.Н., Ешпанова Д.Д.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ «КАЗАХСТАН-2050» .............................................................................. 89
Madame RAMAHEFARISOA Lanto
LA SITUATION ACTUELLE DE L’EDUCATION INCLUSIVE A MADAGASCAR ........................ 92
Mahinda S. Weerasooriya
DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN SRI LANKA ...................................................... 96
Rachael Okekwe
INCLUSIVE EDUCATION IN NIGERIA ................................................................................................ 100
Сегаль Б.А.
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................ 101
Черниченко Л.А., Демченко И.И.
О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИННОВАЦИИ ................................................................................................. 105
Швец В.В.
ТКАЧЕСТВОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА
УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИИ ОБРАЗОВАНИЯ ..................................................... 108
William Mankata
INCLUSIVE EDUCATION IN GHANA .................................................................................................. 110
627
Стр.627
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .............................................. 111
Белькова Н.М.
ИНТЕРНЕТ – ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ............................................................... 111
Белякин А.М.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ................................................................................................................................................. 117
Борисова Н.В.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ
УЧАЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ И
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ................................................................................................... 121
Бушенева К.А.
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ
ИНСУЛИНОЗАВИСИМЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ ................................................................ 127
ГалиуллинаА.А.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ .......................................... 129
Горынина В.С.
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ............................. 135
Григорьева О.В., Дудырева Л.Е.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...................................................... 140
Грунина С.О., Козырева Е.В.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА
«ТАНЦЫ БЕЗ ГРАНИЦ» ......................................................................................................................... 145
Гусева Н.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................ 148
Daniel Bugembe
INCLUSIVE EDUCATION IN UGANDA ................................................................................................ 150
Добронравова О.В.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ .............................................................................................. 152
Жуйкова М.В.
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СОБСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ
ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ В ОБЩЕСТВО ....................................................................................... 155
628
Стр.628
Загитов Р.Р.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .......................................................................... 159
Залялетдинова А.Д.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ....................................................................... 162
Иртуганова Э.А.
КОНЦЕПЦИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО
ВУЗА ............................................................................................................................................................ 165
Иртуганова Э.А.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЯМ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ............................................................................... 169
Калимуллин А.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
СРЕДСТВАМИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ .......................................................................... 173
Калимуллина О.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ:
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД .......................................................................................................... 176
Капитонова Л.Н.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПУТЬ РАЗВИТИЯ К ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ ...... 180
Климанова Н.Г., Савельева С.В.
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ .. 183
Климанова Н.Г., Орлова А.Н.
СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ............................................................................ 187
Kolyvanova L.A., Nosova T.M.
DIE INKLUSIVE AUSBILDUNGTECHNOLOGIENINCLUSIVE LEARNING
TECHNOLOGIES ...................................................................................................................................... 190
Колыванова Л.А., Петроченко Т.Н.
ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ .......... 192
Кочергин А.В., Кочергина К.А.
ОБ ИНКЛЮЗИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ............................. 196
Курбанова А.Т.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИИ В ВЫСШЕЙ
ШКОЛЕ: ПРОЕКТ В СПЕЦИАЛЬНОМ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОМ) ОБРАЗОВАНИИ ........ 198
629
Стр.629
Максудова Э.С.
К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗАХ ЛИЦ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ................................................................................. 202
Мартынова И.В.
ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ................................................................................................................................................. 205
Миронова М.А.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В
РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................ 209
Муратова Ч.
СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ,
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................................................................................................ 213
Набиуллина Р.Х.
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК «ДВИГАТЕЛЕЙ»
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ ............................................ 216
Нафикова А.Ф.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ............................................................................................................... 220
Нигматуллина Л.А.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ. СПОРЫ ВОКРУГ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................................... 224
Нигматуллина И.А., Валитова И.З.
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО
МАКСИМАЛЬНОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ АРИТМИИ СЕРДЦА ......................................................... 227
Низамова Х.М.
ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА .... 230
Нуриева Р.Р.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С
УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ С ОВЗ .................................................................................................................... 232
Павлова Н.В.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ГЛУХИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ .... 235
Парфенова И.Н., Анисимова О.Н.
РОЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................................... 237
630
Стр.630
Плотникова В.М.
РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ............................................................... 240
Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н.
САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................................................................................................ 244
Резниченко Н.С., Шилов С.Н.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОСЕТЕВОЙ
ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С
ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ ........................................................................................................................ 248
Сагатова М.А., Данилова А.В.
АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ .............................. 251
Саглам Ф.А.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ ................................................................................................... 254
Сачко Ю.М., Новожилова Н.В., Минич С.В.
СЕТЕВОЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОСКОВСКОГО
ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БАЗОВЫХ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ............................................................................................ 257
Старовойтова С.Ю.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ....... 264
Сулима Л.О.
ВОВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ....................................................................... 267
Султанова К.Х., Волчкова О.О.
«ЛУЧШЕ ВМЕСТЕ, ЧЕМ ВРОЗЬ» - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ .................................................................................................................. 271
Танаева А. А., Кравцова Е.М.
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ...................................................................................... 273
Трифонова Т.А.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................ 276
Хасанова Г.М.
ИНКЛЮЗИЯ. РЕШЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ........................................................ 282
Хафизова Г.И.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................................................................................................ 284
631
Стр.631
Цивильская Е.А.
О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ДЦП) ............................................................................................................. 287
Чекус А.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ................................................................. 291
Черенёва Е.А.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ....... 297
Юсупова Г.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯДЕТСКОЙОДАРЕННОСТИ ......................... 304
Юсупов И.М., Генералова Е.В.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ
ПАТОЛОГИЕЙ ЖКТ ............................................................................................................................... 307
РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОПЫТ ПЕДАГОГОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ............................................................................................ 310
Абдулина М.И.
НАГЛЯДНЫЕПОСОБИЯНАУРОКАХ ................................................................................................ 310
Аввакумова Н.Ю., Байбакова Е.В.
КАНИСТЕРАПИЯ – МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ................................................... 312
Алешечкина О.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ШКОЛЕ .......................................................................................................... 315
Артемьева Т. В.
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ
У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ ...................................................................................................................... 317
Артюхина Т.С.
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И МИРЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ И
ПРАКТИКА) ............................................................................................................................................... 321
Ахмерова З.М.
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ..................................... 324
Балтаева З.Ш., Амирханова Л.Р.
КОНФЛИКТНЫЕ ДЕТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА .............................................. 328
Башинова С.Н., Латыпова Р.И.
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ ................................................................................................................................. 330
632
Стр.632
Башлай Э.Х., Белякин А.М. ..................................................................................................................... 335
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ................................................................................................................................................. 335
Бессчетнова О. В.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНКЛЮЗИИ СИРОТ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ ................................................................................................................................. 339
Беткер Л.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНТЕГРИРОВАННЫХ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ............................................................................................. 343
Биккинина Е.Е.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ............................................................................... 347
Болтакова Н.И.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ
РАБОТЫ ЛЕКОТЕКИ ............................................................................................................................. 351
Борисова И.Н.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА .......................................................................................................... 355
Валиахметова Э.М.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . 357
Ванюхина Н.В., Скоробогатова А.И.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БИБЛИОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С
ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ .......................................................... 359
Габдуллина Р.Р.
МЕТОДЫ ОПОСРЕДОВАННОЙ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ЛИЧНОСТНОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ........................................................................... 361
Гайнутдинова Н. М.
ВСЕМИРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРОВОЗГЛАШАЕТ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВО ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ .... 364
Газизова Д.Ю.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ......................................................................... 367
Галанова А.В., Корешкова И.С.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..... 369
Галимова Р.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ............................................................................................................................. 371
633
Стр.633
Гимранова Г.Ш., НигматуллинаЛ.А.
СКРОМНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ .............................. 374
Гиниятова Г.К.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................................................................................................ 378
Графская Г.Ш.
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМ С ОВЗ (ПО СЛУХУ) . 381
Графская А.А., Саттарова Т.Л.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА .............................................. 383
Деткина Э.А.
КАНИСТЕРАПИЯ: ПРАКТИКА МОЕЙ РАБОТЫ ........................................................................... 385
Дмитриева И.А., Гомзова Н.Н.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ АРТ-ТЕРАПИИ ................................................................. 387
Добронравова О.В.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ .............................................................................................. 391
Егоров А.Н.
КРУЖОК «УСТНОЙ ИСТОРИИ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ............. 394
Ефремова А.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ (ОНР) ................................................................................................................................................ 398
Зайцева Е.В.
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ .............................................. 400
Замалетдинова Н.Ш.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................................................................................................ 405
Захарова А.С.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ...... 411
Зиннурова Ф.М.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 415
Игошина М.О.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 419
634
Стр.634
Изотова С.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ .................................................................................. 423
Имамеева Ф.Р.
ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ
ШКОЛЕ ....................................................................................................................................................... 425
Карпова Л.М.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО КОРРЕКЦИОННОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ............................................................................................................. 426
Колоколова И.В., Шутко М.Ю.
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ............................ 430
Кольцова И.Н., Шарафеева В.Ш., Любина Т.Ю. ................................................................................ 432
ОТ «ШКОЛЫ ДЛЯ ВСЕХ» К «ШКОЛЕ ДЛЯ КАЖДОГО» .............................................................. 432
Коновалова Е.Н., Маршева Ф.М.
CОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В США ......................................................................................................................... 435
Колпащиков О.Б.
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНКЛЮЗИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА. ...................... 437
ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ «БЕЛАЯ ТРОСТЬ» ........................................................... 437
Куприянова Е.В.
АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ................................................................................................. 442
Курбатова У.Б., Гиль Л.В., Лукина Е.А., Гладкова Д.Ш.
О ВОЗМОЖНЫХ ПУТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ............................................................................................................ 444
Левкина М.Е.
ДИАГНОЗ РДА У ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРАВИЛА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ .............. 447
Лобашева А.В., Лобашев А.Г.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ...................................................................................................... 449
Мадышева З.М.
ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЫ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ............................................. 451
Макарова Г.А.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
С ОВЗ ........................................................................................................................................................... 454
Макаршина Н.А.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТУДЕНТОВ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ....................................................................... 458
635
Стр.635
Миннеахметова С.М.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В
УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .................................... 460
Минуллина Э.И.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
ПОДРОСТКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ....................................... 463
Митрофанова О.И.
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ (ПО СЛУХУ) ....................... 466
Морозова И.Г.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРИЗМЕ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................................... 469
Мухамадиева А.Г.
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ - СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ....... 474
Назарова Н.М.
ОПЫТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ .............. 477
Низамиева Н. А.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО «АДАПТАЦИИ ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА В ДОУ
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ......................................................................................................... 480
Паранина Н.А.
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ В ОБЩЕМ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА ............................................................................................................. 482
Парфенова Л.А.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ........................................... 488
Парфенова Л.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ CASE-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
К ВЕДЕНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ
«ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ НАЧАТЬ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС»................... 493
Помогаева Е.Н.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ(СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) ........................................................................ 496
Расходова И.А.
О РАЗВИТИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ ............................................... 499
Рəхимҗанова Ə.М.
ҺƏР УКУЧЫ МƏГЪЛҮМАТИ ТАШКЫНДА ҮЗЕН ИРКЕН ТОТАРГА ТИЕШ ....................... 501
636
Стр.636
Рахимзянова Э.Р.
НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ............. 503
Романенко О.Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ФОРМАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ (ПО СЛУХУ) .................................................... 505
Сабирзянова Л.К.
ВОЗМОЖНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ............................................................................................................................... 510
Сафина А.И.
СОНАТАЛ-ПЕДАГОГИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........ 513
Савельева И.Н.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ
ОБРАЗОВАНИИ В ДОУ .......................................................................................................................... 517
Стрежнева Е.В., Павицкая З.И.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО СЛУХУ ........................................................................................................ 521
Сибгатуллина С.С., Адиятуллина А.Н.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ......................................................................................................................................... 525
Созинова Ю.С.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ ................................................................................................................................................. 527
Смирнова С.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПРИ
НАРУШЕНИИ СЛУХА. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ГЛУХОГО И СЛЫШАЩЕГО РЕБЕНКА ............................................................................................ 529
Салимгараев И.И.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.............................. 533
Сибгатуллина Р.Р., Кречетова Е.М.
ПЕРВЫЕ ШАГИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖНЕКАМСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ............................................................................................................ 536
Сибгатуллина Ф.А., Высоцкая М.В. ...................................................................................................... 538
ВВЕДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ...................................................................................................................... 538
637
Стр.637
Сулейманов Р.Ф.
МУЗЫКОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ СЕБЯ, СВОЕГО «Я» ............................... 542
(психомузыкальная технология) ............................................................................................................ 542
Сунцова А.С.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРАКТИКЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................................... 546
Твардовская А.А.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С
ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ
ПРАКТИКИ ................................................................................................................................................ 549
Ткачева А.Г.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ................. 553
Фаизова Ф.Ф.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ................................................. 556
Фахрутдинова Р.А., Ахметова Г.П.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ................................................................ 558
Файзрахманова А.Т.
ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ........................................................................................................ 561
Федотова Г.Р.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................................... 564
Фахриева Л.Р., Ашрафзянова Г.С.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПО ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ...................................................... 568
Фролова О.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ONLINE СИСТЕМЫ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ............................................................... 572
Филатова-Сафронова М.А., Баранова С.А.
ВОЗМОЖНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ ....................................................................................................................................................... 574
Филипенко М.Ю., Мухаметшакирова Н.А., Юнусова Е.А.
ТОЛЕРАНТНАЯ ПЕДАГОГИКА .......................................................................................................... 578
Филатова-Сафронова М.А.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ЛЕЧЕБНОЙ
638
Стр.638
ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ (ИППОТЕРАПИИ)» КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................................................................................................ 581
Хабибуллина А.Я.
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
ПЕРВЫЕ ШАГИ ........................................................................................................................................ 585
Хадиуллина Ю.В.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ............................. 588
Хазиева Т.И.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ЗДОРОВЫЙ ШКОЛЬНИК» С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ......................................................................... 592
Шагивалиева Г.К.
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА: ТЕХНОЛОГИЯ РЕЗОНАНСНОГО
СОТВОРЧЕСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» .................................. 594
Шайдуллина Е.В.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ ............................ 596
Шакирова Р.З.
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ ....................................................................................................................................................... 600
Шибалова И.В., Динмухаметова А.Р.
ОБ ОПЫТЕ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВЗЕЛЕНОДОЛЬСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ............................................................................................................ 602
Широкова О.С., Павлов Г.И.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ............... 604
ОБ АВТОРАХ ............................................................................................................................................. 606
СОДЕРЖАНИЕ ......................................................................................................................................... 626
639
Стр.639