Институт экономики, управления и права (г. Казань) _______________________________________________________________________ Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики Серия «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования» В. С. ГОРЫНИНА, А. И. САФИНА, А. Е. ИГНАТЬЕВ Реализация коррекционно-развивающих программ с детьми дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Научно-методическое пособие Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Д. З. Ахметовой Казань Познание 2014 УДК 376.3(075.8) ББК 74.57я73 Г 70 Печатается по решению ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Авторы: Введение – Д.З. Ахметова, д-р пед. н., профессор; Глава 1 – асп. <...> Г 70 Реализация коррекционно-развивающих программ с детьми дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования: научно-методическое пособие / В. С. Горынина, А. И. Сафина, А. Е. Игнатьев; под ред. <...> ISBN 978-5-8399-0490-3 Научно-методическое пособие освещает теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования, содержит рекомендации по проведению учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками в инклюзивных группах. <...> Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях . <...> Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях . <...> Психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нарушениями в условиях . <...> Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения . <...> Опыт организации работы инклюзивных групп детей дошкольного возраста . <...> Применение программ М.Л. Лазарева «Сонатал», «Интоника», «Здравствуй» на занятиях развивающего характера в инклюзивных группах . <...> Опыт использования программ развития ребенка до и после рождения (по системе М.Л. Лазарева <...>
Реализация_коррекционно-развивающих_программ_с_детьми_дошкольного_возраста_в_условиях_инклюзивного_образования_научно-методическое_пособие.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
_______________________________________________________________________
Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики
Серия «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»
В. С. ГОРЫНИНА, А. И. САФИНА, А. Е. ИГНАТЬЕВ
Реализация коррекционно-развивающих
программ с детьми дошкольного возраста
в условиях инклюзивного образования
Научно-методическое пособие
Под редакцией
доктора педагогических наук, профессора Д. З. Ахметовой
Казань
Познание
2014
Стр.1
УДК 376.3(075.8)
ББК 74.57я73
Г 70
Печатается по решению ученого совета и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Авторы:
Введение – Д.З. Ахметова, д-р пед. н., профессор;
Глава 1 – асп. В.С. Горынина;
Глава 2 – асп. А.И. Сафина;
Глава 3 – асп. А.Е. Игнатьев
Руководитель авторского коллектива по подготовке учебного пособия
д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова
Рецензенты:
д-р пед. наук, проф. З.Г. Нигматов;
д-р пед. наук Т.А. Челнокова
Горынина, В.С.
Г 70 Реализация коррекционно-развивающих программ с детьми дошкольного
возраста в условиях инклюзивного образования: научно-методическое
пособие / В. С. Горынина, А. И. Сафина, А. Е. Игнатьев;
под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание» Института
экономики, управления и права, 2014. – 164 с.
ISBN 978-5-8399-0490-3
Научно-методическое пособие освещает теоретические и практические аспекты
психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного
образования, содержит рекомендации по проведению учебно-воспитательной и
коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками в инклюзивных группах. Рекомендации
разработаны на основе диагностических и коррекционных занятий, проведенных
с детьми.
Данное пособие может быть использовано специалистами, работающими в сфере
инклюзивного образования, а также студентами педагогических и психологических факультетов
вузов.
УДК 376.3(075.8)
ББК 74.57я73
ISBN 978-5-8399-0490-3 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2014
© Горынина В.С., Сафина А.И., Игнатьев А.Е., 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................................................... 4
Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей
дошкольного возраста в условиях ............................................................................. 5
§ 1. Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях .. 5
§ 2. Психолого-педагогическое сопровождение детей
с различными нарушениями в условиях ................................................................... 8
§ 3. Организация адаптационного периода и мониторинга
в системе дошкольного инклюзивного образования ............................................. 22
§ 4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях
инклюзивного обучения ........................................................................................... 25
§ 5. Опыт организации работы инклюзивных групп детей
дошкольного возраста ............................................................................................... 31
Глава 2. Применение программ М.Л. Лазарева «Сонатал», «Интоника»,
«Здравствуй» на занятиях развивающего характера в инклюзивных группах ... 39
§ 1. Опыт использования программ развития ребенка до и после
рождения (по системе М.Л. Лазарева «Сонатал», «Интоника», «Здравствуй»)
в России и за рубежом .............................................................................................. 39
§ 2. Основные направления работы в рамках использования методов
«Сонатал», «Интоника» для детей раннего возраста, метода
«Здравствуй» для детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет ..................... 53
§ 3. Показатели готовности детей с ОВЗ разных категорий
к обучению в условиях инклюзивного образования ............................................. 59
§ 4. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения
развития детей при реализации программ «Сонатал», «Интоника»,
«Здравствуй» в условиях инклюзивного образования .......................................... 82
Глава 3. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи в инклюзивных группах ...................... 89
§ 1. Характеристика общего недоразвития речи как логопедической
проблемы .................................................................................................................... 90
§ 2. Особенности психоречевого развития детей с общим
недоразвитием речи .................................................................................................. 93
§ 3. Методические рекомендации к проведению занятий
по совершенствованию лексико-грамматических представлений
у детей с общим недоразвитием речи ..................................................................... 96
§ 4. Работа с родителями детей с общим недоразвитием речи .......................... 100
§ 5. Особенности логопедического сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями в инклюзивных группах ............................. 103
Приложения ............................................................................................................... 103
3
Стр.3