Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Педагогический журнал Башкортостана

Педагогический журнал Башкортостана №5 2010

0   0
Страниц179
ID239340
АннотацияИздается с 2005г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА: освещение актуальных проблем развития общего и профессионального образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан; оказание информационной научной и практической помощи работниками образования; презентация передовой научной мысли и полезного практического опыта, учебно-методических материалов, отражающих опыт работы педагогов в области педагогики, психологии, методики обучения и воспитания. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛА: имеет научно-практический характер и взаимодействует с системой образования республики; включает рубрики федеральной и региональной значимости - Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Дизайн диссертационного исследования; Опыт зарубежных коллег; История образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника); Рецензии.; представляет опыт участия образовательных учреждений в национальных проектах и работу органов управления образованием; работа журнала координируется с Министерством образования Республики Башкортостан и Советами директоров вузов, ссузов и учреждений НПО республики.
Педагогический журнал Башкортостана : Научно-практическое издание .— Уфа : Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы .— 2010 .— №5 .— 179 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/239340 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISSN 1817-3292 Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» Издается с декабря 2005 года один раз в два месяца Главный редактор Р. <...> ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года (СМИ перерегистрировано в связи с переименованием учредителя) Учредитель ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. <...> ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. <...> Ломов ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ . 7 А. <...> Васильева ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ В ЕДИНСТВЕ КОНВЕРГЕНТНОГО И ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ .48 Л. <...> Юшина ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАК ГЛАВНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.64 ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА Е. <...> Нургалиева ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ .98 В. <...> Лукманова ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ . 148 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ю. <...> Асадуллин Новая образовательная политика, модернизация системы педагогического образования и ее нормативно-правовой базы – следствие вставших перед страной проблем и решаемых ею задач: построение инновационной экономики, основанной на высоких технологиях, развитие информационного общества, переход к всеобщей конкуренции образовательных систем. <...> Основное направление развития образовательных систем диктуется содержательно новыми целями и задачами реализации адекватной модели гражданина, специалиста и профессионала, способного организовывать свое жизненное пространство и профессиональную деятельность в условиях динамичного изменения и знаний, и социокультурной среды. <...> Объективные тренды и экономические изменения определяют основные направления реформирования системы педагогического образования в России: децентрализация управления образованием; усиление самоуправления <...>
Педагогический_журнал_Башкортостана_№5_2010.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.171
Стр.172
Стр.173
Стр.174
Стр.175
Стр.176
Стр.177
Стр.178
Стр.179
Педагогический_журнал_Башкортостана_№5_2010.pdf
ISSN 1817-3292 Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» Издается с декабря 2005 года один раз в два месяца Главный редактор Р.М.Асадуллин Редколлегия: В.Э.Штейнберг (научный редактор – зам. главного редактора) С.В.Вахитов (ответственный секретарь – менеджер журнала) В.И.Баймурзина В.А.Беловолов В.Л.Бенин Г.И.Гайсина А.С.Гаязов Г.Е.Зборовский В.А.Козырев В.Т.Кудрявцев И.П.Малютин Общественный совет журнала: Николай Константинович Криони (Уфа, Россия) – председатель Совета Айрат Мингазович Шаммазов (Уфа, Россия) Сайфутдин Зайнетдинович Кунсбаев (Уфа, Россия) Талгат Гизятович Субхангулов (Уфа, Россия) Ариен Хеерема (Дронтен, Нидерланды) Камал К. Нанди (Силигури, Индия) Анатолий Викторович Мудрик (Москва, Россия) Лев Владимирович Мардахаев (Москва, Россия) Ральф Шеперт (Кейптаун, ЮАР) Кристиан Риттельмайер (Кассель, Германия) Уильям Спейди (Диллон, США)
Стр.1
Редакторы: Е.Н.Дементьева Т.В.Подкопаева Художественный редактор и оформление: И.М.Муратов Компьютерная верстка: И.В.Пономарев Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Св. ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года (СМИ перерегистрировано в связи с переименованием учредителя) Учредитель ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» Адрес редакции: 450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, к. 2, ком. 502. Тел.: (3472) 72-32-41, 72-64-32 E-mail: pjb.bspu@mail.ru E-mail: dmt@ufamail.ru http://eLIBRARY.RU http://pjb.oprb.ru Редакция может не разделять мнение авторов Подписано в печать 26.10.2010. Формат 60Х90/16. Компьютерный набор. Гарнитура Arial. Усл. печ. л. – 12,4. Уч.-изд. л. – 12,2. Тираж 1500 экз. Заказ № 0301. ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» 450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип. © Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2010 2
Стр.2
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА…..……………………………………..………..5 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ С.П.Ломов ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ .......................................................................... 7 А.М.Гайфутдинов, Т.В.Гайфутдинова ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ (1945–2007 ГОДЫ) ...........................12 Н.К. Криони, Л.Ф. Розанова, А.В. Филиппова ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТРУДНОСТИ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА .......................................18 Ю.Н. Егорова ИНТЕГРАТИВНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОЦЕССОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ..............................24 Н.С.Мерзлякова РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ........................................................................31 Е.В.Базанова ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ......................................................................................38 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О.Н.Васильева ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ В ЕДИНСТВЕ КОНВЕРГЕНТНОГО И ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ ................................................................................48 Л.Г.Пак СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА ..............................................................................58 О.П.Юшина ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАК ГЛАВНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ...................................................................64 ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА Е.В.Хазиева, В.С.Хазиев ОНТОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА ПЕДАГОГИКИ ..............................................................69 Р.Х.Калимуллин СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСЛАМЕ .................................................................80 Н.Л.Гумерова ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ..............................92 3
Стр.3
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ Л.И.Лурье, Р.М.Нургалиева ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ..............................................................................................98 В.Т.Сопегина ОБ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ............................ 105 А.М.Низамеева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-НЕФТЯНИКОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА........................................................... 110 ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ Б.Н.Гузанов, Н.Ю.Горюшина СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ .................................................... 119 Н.Д.Богановская РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМАЛЬНО-ОПЕРАТИВНОЙ ЛИНИИ\ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА .... 125 О.Б.Иншакова РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ .......................................... 131 Е.В.Ковылина ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОРЕЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ В ВУЗЕ .................................................... 135 В.Г.Шайхлисламов ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ................................... 142 ДЕБЮТ В НАУКЕ Т.А.Андреева, Х.Х.Лукманова ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ................................................................................................ 148 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ю.В.Ергин А.Т. ГИСМАТУЛЛИН – НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1926–1928 ГОДАХ ................................................... 159 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА Т.М.Аминов БИБЛИОТЕКИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО БАШКОРТОСТАНА: ИСТОРИКОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ .............................................................................. 168 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ............................................................................................ 171 4
Стр.4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Аминов Тахир Мажитович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: tahir-aminov@yandex.ru. Андреева Татьяна Александровна, директор, муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (г. Уфа). – E-mail: school37@ufanet.ru. Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru. Базанова Елена Владимировна, начальник отдела, Управление образованием, Шурышкарский район ЯНАО (г. Тюмень). – E-mail: Elena.bazanva@rambler.ru. Богановская Наталия Давыдовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания школьных дисциплин, Институт специального образования Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург). – E-mail: mpsd@uspu.ru. Васильева Ольга Николаевна, учитель математики и информатики, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №1 муниципального района Мелеузовский район (г. Мелеуз). – E-mail: olga_214@list.ru. Гайфутдинов Азат Минабутдинович, кандидат педагогических наук, доцент, декан естественно-географического факультета, Набережночелнинский государственный педагогический институт (г. Набережные Челны). – E-mail: am-geo@mail.ru. Гайфутдинова Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и методики их преподавания естественно-географического факультета, Набережночелнинский государственный педагогический институт (г. Набережные Челны). – E-mail: tv-geo@mail.ru. Горюшина Наталья Юрьевна, аспирант кафедры материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург). – Е-mail: ngoryushina@yandex.ru. Гузанов Борис Николаевич, доктор технических наук, профессор заведующий кафедрой материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург). – Е-mail: Guzanov@rsvpu.ru. Гумерова Назира Латыповна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: gnl_07@mail.ru. Егорова Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург). – E-mail: egorova333@ rambler.ru. Ергин Юрий Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики, Башкирский государственный университет, лауреат премии Правительства Республики Башкортостан имени Шагита Худайбердина за лучшее произведение в области журналистики в 2009 году (г. Уфа). – E-mail: ergin Y.V@mail.ru. Иншакова Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры логопедии, Московский педагогический государственный университет (г. Москва). – E-mail: olgainsh@mail.ru. 171
Стр.171
Калимуллин Ринат Хадимович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: 254512@mail.ru. Ковылина Екатерина Владимировна, ассистент кафедры восточных языков Восточного института, Дальневосточный государственный университет (г. Владивосток). – E-mail: kovylinakaterina@rambler.ru. Криони Николай Константинович, доктор технических наук, профессор, проректор, Уфимский государственный авиационный технический университет (г. Уфа). – E-mail: nkrioni@mail.ru. Ломов Станислав Петрович, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО, член президиума, Российская академия образования (г. Москва). – E-mail: splomow@mail.ru. Лукманова Халиса Ханифовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: school37@ufanet.ru. Лурье Леонид Израилевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования, Пермский военный институт внутренних войск МВД России (г. Пермь). – E-mail: lourieleonid@gmail.com. Мерзлякова Наталья Сергеевна, старший преподаватель кафедры общих гуманитарных и социальных дисциплин, Оренбургский государственный университет, филиал (г. Кумертау). – E-mail: NatalyaS9@mail.ru. Низамеева Альбина Марселевна, старший преподаватель, Альметьевский государственный нефтяной институт, (г. Альметьевск.) – E-mail: natbabieva@mail.ru. Нургалиева Рузалия Миннагалиевна, преподаватель, адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования, Пермский военный институт внутренних войск МВД России (г. Пермь). – E-mail: roza@webperm.ru. Пак Любовь Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург). – E-mail: lyubov-pak@mail.ru. Розанова Лариса Фѐдоровна, кандидат технических наук, доцент кафедры вычислительной математики и кибернетики, Уфимский государственный авиационный технический университет (г. Уфа). – E-mail: Rozanova@vmk.ugatu.ru. Сопегина Вера Терентьевна, декан факультета высшего профессионального образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, филиал, (г. Березовский). – E-mail: Sopegina_01@mail.ru. Филиппова Анастасия Владимировна, аспирант, Уфимский государственный авиационный технический университет (г. Уфа). – E-mail: afilippova04@ya.ru. Хазиев Валерий Семенович, доктор философских наук, профессор, руководитель Научно-исследовательского центра «Развития мусульманского образования», Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: khasiev@bspu.ru. Хазиева Елена Валерьевна, кандидат философских наук, исполнительный директор, Союз отраслевых ассоциаций предпринимателей «Опора РБ» (г. Уфа). – E-mail: e_khazieva @ ufacom.ru. Шайхлисламов Вадим Гадиятович, преподаватель истории и обществознания, Профессиональный лицей № 27 (г. Нефтекамск). – E-mail: sekretar@mail.ru. Юшина Ольга Петровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Средняя общеобразовательная школа № 20 (г. Стерлитамак). – E-mail: olyushi@yandex.ru. 172
Стр.172
ISSN 1817-3292 CONTENTS 1 СHIEF EDITOR’S COLUMN .......................................................................................................................... 5 PROBLEMS OF MODERN EDUCATION S.P.Lomov. FORMATION OF DESIGN THINKING IN DESIGN FORMATION SYSTEM ............................... 7 Keywords: design thinking, design formation, is art-design activity. Abstract: Formation of is art-design activity – one of actual problems in a modern pedagogical science, and design directions urged to be engaged in searches of the decision of this problem. A.M.Gajfutdinov, T.V.Gajfutdinova. PRINCIPLES OF FORMATION OF THE MAINTENANCE OF FORMATION IN HISTORY OF DOMESTIC PEDAGOGICS (1945–2007) ................................................... 12 Keywords: principles of forming of maintenance of universal middle education, didactic rules, structure and maintenance of requirements to maintenance of education. Abstract: On the basis of the criteria of conformity offered to concept "principle", is carried out the analysis of structure and the maintenance of the requirements named in textbooks and manuals on pedagogics of different years of the edition as principles of formation of the maintenance of formation. N.K.Krioni, L.F.Rozanova, A.V.Filippova. ESTIMATION OF QUALITY OF TEACHING MATERIALS ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF DIFFICULTY OF UNDERSTANDING OF THE EDUCATIONAL TEXT ................................................................................................................... 18 Keywords: instruction text, index difficulty in understanding academic texts, the parameters of complexity of the text. Abstract: The article presents the results of the study "Quality management training materials based on the analysis of educational difficulties understanding the text, the structure of the approach, the results of numerical experiments conducted using the developed tool. Y.N.Egorova. THE INTEGRATIVNO-DIDACTIC THEORY OF INTERRELATION OF PROCESSES OF SPECIALIZATION AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE SOCIAL TEACHER AS THE PEDAGOGICAL PHENOMENON ................................................................................................................ 24 Keywords: specialization, interrelation, professional self – determination, social teacher. Abstract: The author considers the integrativno-didactic theory of interrelation of processes of specialization and professional self-determination of the social teacher as the form of scientific knowledge which gives complete representation of sights, knowledge, ideas, opens intrinsic characteristics of investigated processes in higher education. N.S.Merzlyakova. REALIZATION OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF A STUDENT’S PROFESSIONAL MOBILITY FORMATION IN POLYCULTURAL EDUCATION .................... 31 Keywords: professional mobility, organizational-pedagogical conditions of a student‟s professional mobility formation, educational and methodical support. Abstract: This thesis reveals different definitions of the term «professional mobility», organizationalpedagogical conditions of a student‟s professional mobility formation in polycultural education and basic components of conditions realization. 173
Стр.173
ISSN 1817-3292 CONTENTS 2 E.V. Bazanova. PROJECTED ORGANIZATIONAL STRUCTURES, REGULATING THE EDUCATIONAL PROCESS IN RURAL AREA ....................................................................................................................... 38 Keywords: projecting of educational process, organizational management structures. Abstract: In the article are considered special features of projecting of organizational structures, regulating the educational process in rural area from the perspective of functional, system methods, also there are adduced some experimental facts about the problem. PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL RESEARCHES O.N.Vasileva. RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS AS DEVELOPMENT MEANS IN UNITY CONVERGENT AND DIVERGENT THINKING ............................................................................................ 48 Keywords: research activities, synergistic approach, divergent and convergent thinking, non-linear thinking. Abstract: The article substantiates the idea that research is an important didactic tool for enhancing the student cognitive activity. The peculiarities of school research work organization are revealed with the help of mathematics and based on a synergistic approach and development in the unity of divergent and convergent student thinking. L.G.Pak. SEMANTIC REFERENCE POINTS SUBJECT-DEVELOPING SOCIALIZATION OF THE STUDENT OF HIGH SCHOOL ....................................................................................................... 58 Keywords: subject-developing socialization of the student, semantic reference points of subject-developing socialization of the student of high school. Abstract: In the article the expediency of actualization of a problem of revealing of semantic reference points of subject-developing socialization of the student of high school in three semantic spaces of social, cultural and individual life of the trainee is considered. O.P.Yushina. INDIVIDUAL TRAINING PLAN AS THE MAIN DETERMINANT INFORMED CAREER CHOICES AND SELF-DETERMINATION STUDENTS ................................................................................ 64 Keywords: profile education, individual student's curriculum, a model of school education. Abstract: The article describes one model of school education, based on the construction of individual training plans seniors. EDUCATION AND CULTURE E.V.Khasieva, V.S.Khasiev. ONTOLOGY AND METAPHYSICS OF PEDAGOGIC.................................... 69 Keywords: ontology, metaphysics, pedagogics, beauty, the person, thorough, integrity. Abstract: Here in this article the structure of pedagogical process is shown though the conception of reality division on to ontological and metaphysical aspects. The concrete pedagogical examples explain the model of creation of “a beauty school” and overall development of a person, which is based on methodological principles, mentioned before. R.H.Kalimullin. MODERN EDUCATION IN ISLAM ..................................................................................... 80 Keywords: upbringing, Islam, spirituality, morality, belief, intellect, self-perfecting, healthy life-style, sharia. Abstract: The author of the article suggests the complex of key factors of the modern upbringing in Islam: belief in Supreme Being, intellect improvement, self-perfecting, keeping healthy life-style, following the rules and laws of sharia in every-day life. 174
Стр.174
ISSN 1817-3292 CONTENTS 3 N.L.Gumerova. VALUABLE APPROACHES OF INTERCULTURAL COMMUNICATIONS ........................ 92 Keywords: ethno cultural communications, globalization process, cultural models of interaction, consolidation of a modern society, a national-regional component, the culture interpreter, acculturation, national value. Abstract: It is told in the article about high technologies in inoculation of valuable principles of ethno cultural communications in system of higher education in the course of teaching of foreign languages. INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES L.I.Lurie, R.M.Nurgalieva. DEVELOPING THE LINGUISTIC WORLD PICTURE OF A SERVICEMAN IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES .......................................................................... 98 Keywords: linguistic world picture, teaching foreign languages, military specialist, aims of language training, professional communication. Abstract: The article is devoted to the linguistic world picture of a serviceman including his interaction with all subjects of the professional activity. Reforms of the Army require solutions of problems connected with the rebuilding military environment as well as the content of foreign language education. V.T.Sopegina. ABOUT INTEGRATION OF PEDAGOGICAL AND SPECIAL KNOWLEDGE IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTION BRANCH ............................................................. 105 Keywords: Integrative educational space, a branch of educational institution, non – stop training, pedagogical knowledge, special and pedagogical sciences. Abstract: The article is connected with the problem of organizing of an educational space under the circumstances of a branch of educational institution that helps to form a teacher of vocational education for integrating of pedagogical and some special components within the structure of different kinds of activity during a non – stop training. A.M.Nizameeva. PEDAGOGICAL CONDITIONS AND MODEL OF EFFECTIVE PROCESS OF DEVELOPMENT OF INFORMATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE PETROLEUM ENGINEERS N THE SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION ............................. 110 Keywords: informative competence, petroleum engineer, sociocultural environment of higher education institution. Abstract: The article is concerned with theoretical motivation and practical realization of pedagogical conditions of development of informative competence of the future petroleum engineers in the sociocultural environment of higher education institution. The article is concerned with concepts of informative concepts of the sociocultural environment of higher education institution and also the model of the process of development of informative competence of the future petroleum engineers. PRACTICE OF EDUCATION B.N.Guzanov, N.J.Gorjushina. SOCIAL PROFESSIONALISM FORMATION BY PREPARATION THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING .................................................................................................. 119 Keywords: innovative transformations, socialisation, professionalism formation, vocational training. Abstract: In article the interrelation of processes of social formation and professional formation on preparation of the teacher of vocational training is analysed. 175
Стр.175
ISSN 1817-3292 CONTENTS 4 N.D.Boganovskya. REALIZATION OF THE IS FORMAL-OPERATIVE LINE IN THE COURSE OF MASTERING BY ACTIONS OF MULTIPLICATION AND DIVISION BY PUPILS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) ESTABLISHMENTS OF VIII KIND ............................................................................. 125 Keywords: special institutions, primitive mathematical concepts, multiplication and division, calculation, functional characteristics of natural number. Аbstract: The article shows improvement of teaching methods of intellectually challenged children. O.B. Inshakova. RUSSIAN ORTHOGRAPHY AS ONE OF FACTORS OF WRITING DIFFICULTIES ...... 131 Keywords: Writing, specificity of russian orthography, dysgraphia. Abstract: One of the main problem of mastery of writing is a specificity of russian orthography which causes the appearance of spicific writing difficulties – dysgraphia. E.V.Kovilyna FEATURES OF TRAINING TO THE KOREAN LANGUAGE AT THE CULTURALOGICAL APPROACH IN HIGH SCHOOL ................................................................................................................ 135 Keywords: the cultural urological approach, teaching of foreign languages, the Korean language, national features of thinking. Abstract: On the basis of the analysis of materials on a theme of the cultural urological approach in training to foreign languages and practical experience specific features of training to the Korean language which can be used at preparation and carrying out of employment in high school are described. V.G. Shaihlislamov. STUDENTS` RESEARCH WORK ............................................................................ 142 Keywords׃ dipsomania, drug-addition, cinqveine, patriotic education, «working after the model», market economics. Abstract׃ Some forms of the students` research work which are used in the everyday pedagogical activity are being explained in this article. DEBUT IN SCIENCE T.A.Andreeva, H.H.Lukmanova. FORMATION OF CONTINUITY ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ OF PREPARATION OF SENIOR PUPILS ....................................................................................................... 148 Кеуwords: continuti, pre-professional training, the competence of the graduate of the school, self-determination. Abstract: The authors of the article come to the conclusion, that the pre-professional training of elder students is successfully formed in the system « school – college – university». HISTORY OF EDUCATION Yu.V.Ergin. A.T.GISMATULLIN – THE PEOPLE'S COMMISSAR OF EDUCATION OF THE BASHKIR REPUBLIC IN 1926–1928. ......................................................................................................................... 159 Keywords: national education people's commissars of education of the Bashkir republic. PEDAGOGICAL TAPE .............................................................................................................................. 168 INFORMATION ABOUT THE CONTRIBUTORS ....................................................................................... 171 В номере 4(29) – 2010 на странице 274 допущена неточность: фотографии авторов следует рассматривать в обратном порядке, соответственно фамилиям. На сайте http://eLIBRARY.RU данная ошибка исправлена. Редакция приносит авторам свои извинения. 176
Стр.176
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В ЖУРНАЛ Уважаемые читатели! Журнал гарантирует широкое распространение результатов научных поисковых, в т.ч. диссертационных исследований, путем размещения статей в свободном доступе на своем сайте одновременно с публикацией печатного варианта журнала (http://elibrary.ru). В соответствии с Информационным сообщением ВАК о порядке формирования Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (от 14.10.08, № 45.1-132), уточнены требования к статьям, представляемым в «Педагогический журнал Башкортостана» и далее – в базу данных «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) Научной Электронной Библиотеки (сайт «Российский индекс научного цитирования»). 1. Представляемая статья должна быть оригинальной (не публиковавшейся ранее в других печатных изданиях) и освещать актуальные проблемы педагогики. 2. Статья должна быть написана языком, понятным не только специалистам данной области, но и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждении темы; необходимо дополнительное обоснование специализированных научных терминов. 3. Объем текста не должен превышать 1 п.л. (40 тыс. знаков). 4. Список литературы (не более 10–12 п.) оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008, который разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические ссылки. Содержание, форма и структура» (ISO 690:1987 «Information and documentation - Bibliographic references - Content, form and structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и документация. Библиографические ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части» (ISO 690-2:1997«Information and documentation - Bibliographic references - Part 2: Electronic documents or parts thereof»). В библиографическое описание документов введены указание на качественное состояние (например, [Текст]), перечисление соавторов за косой чертой, некоторые изменения в пунктуации, индекс ISBN (ГОСТ Р 7.0.5-2008 помещен на сайте журнала http:// www. pjb.oprb.ru). 5. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных скобках, оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным, нумерация должна соответствовать текущей странице. 6. Рукопись статьи, рецензии (внутренняя и внешняя) и сопроводительные материалы принимаются на электронных носителях с приложением распечатки на бумаге формата А4 (с одной стороны). 7. Рисунки должны выполняться только в редакторе Corel Draw. Рисунки, выполненные в других редакторах, не принимаются. 8. Фотографии автора должны иметь белой фон, быть контрастными и четкими, объем файла – не более 0,5 мгб. Бытовые или любительские снимки, не отвечающие указанным требованиям, не принимаются. 9. Комплектация статьи приведена в таблице «Макет статьи». 10. Тематика статей отражена в списке «Рубрики журнала». 11. Материалы, не отвечающие перечисленным требованиям, не принимаются редакцией и не регистрируются. 12. При выполнении требований материалы принимаются, регистрируются и направляются на рецензирование, о результатах которого автор уведомляется по электронной почте. 13. В случае изменений и доработок материалов статьи по результатам рецензирования или иным обстоятельствам, автор обязан указать перечень выполненных им изменений. 14. При несоблюдении перечисленных выше требований материалы редакцией отклоняются и не публикуются. 15. Плата за опубликование рукописей с аспирантов, проходящих обучение в аспирантуре и докторантуре, не взимается. 16. По вопросам размещения статей следует связаться с ответственным секретарем редакции Салаватом Венеровичем Вахитовым: (3472) 72-64-32, 8-905-354-86-10, e-mail: pjb.bspu@mail.ru. Внимание! Редакция напоминает, что почтой доставляются материалы, отправленные обычным или заказным письмом. Материалы с объявленной ценностью в редакцию не доставляются. Рубрики журнала Проблемы современной педагогики Психолого-педагогические исследования Образование и культура Инновационные технологии образования Приоритетный национальный проект «Образование». Практика образования Дебют в науке Опыт зарубежных коллег История образования Педагогические эссе Новостная лента 177
Стр.177
Образцы оформления материала 178
Стр.178
179
Стр.179