Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Художественный мир И.А. Бунина (110,00 руб.)

0   0
АвторыБердникова Ольга Анатольевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц30
ID239290
Аннотация Спецкурс «Художественный мир И. А. Бунина» направлен на углубленное изучение поэтического и прозаического творчества И. А. Бунина.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4 курса дневного и вечернего отделений филологического факультета.
Художественный мир И.А. Бунина / О. А. Бердникова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 30 с. — 30 с. — URL: https://rucont.ru/efd/239290 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О˛˜В‚˚В ТОУ‚‡: М‡ОУ„У‚‡ˇ ФУОЛЪЛН‡ „УТЫ‰‡ТЪ‚‡ (state tax policy), В‰ЛМ˚И ТУˆЛ‡О¸М˚И М‡ОУ„ (unified social tax), ТЪ‡ıУ‚˚В ‚БМУТ˚ (insurance payments), М‡ОУ„У‚УВ ·ВПˇ (tax burden) мае Правительство РФ внесло в Госу дарственную Думу проекты законов № 1957685 «О страховых взносах в Пенси онный фонд Российской Федерации, Фонд со циального страхования Российской Федера ции и фонды обязательного медицинского страхования» и № 1957745 «О внесении из менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утра тившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицин ского страхования». <...> Что касается основных целей законопро екта № 1957685, то он предусматривает ус тановление с 1 января 2011 г. единого для всех работодателей тарифа страховых взносов, независимо от отраслевой принадлежности: в Пенсионный фонд Российской Федерации с в размере 26%, в Фонд социального страхова ния Российской Федерации с в размере 2,9%, в фонды обязательного медицинского стра хования с в размере 5,1% выплат в пользу работников, не превысивших в 2010 г. рубеж в 415,0 тыс. рублей, с последующей ежегод ной индексацией этого предельного размера в связи с ростом средней заработной платы. <...> Соответственно в 2011 г. величина предель ного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы, составит 487 630 руб. и в 2012 г. с 568 580 руб. <...> Законопроект не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой стра ховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на про изводстве и профессиональных заболева ний, а также страховых взносов на обяза тельное медицинское страхование неработа ющего населения. <...> 24 Налогового кодекса в части круга пла тельщиков <...>
Художественный_мир_И.А._Бунина_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Художественный_мир_И.А._Бунина_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР И. А. БУНИНА Учебно-методическое пособие Составитель О.А. Бердникова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
У Бунина в самом языке его, в складе каждой фразы чувствуется духовная гармония, будто сама собой отражающая некий высший порядок и строй: все еще держится на своих местах: солнце есть солнце, любовь есть любовь, добро есть добро. Г. Адамович Введение Сегодня, на рубеже ХХ–ХХI веков, творчество нашего земляка, русского писателя И.А. Бунина (1870–1953) особенно актуально и востребовано по целому ряду причин. И современники И.А. Бунина (о чем свидетельствует дважды врученная ему еще в начале ХХ века Пушкинская премия Российской академии наук), и потомки – вплоть до сегодняшнего дня – считали и считают писателя едва ли не самым последовательным и верным продолжателем русской классической традиции. Не случайно, Бунина нередко называют последним русским писателем-классиком. Но Бунин особенно интересен сегодня и как «старший из писателей, открывающих в нашей литературе двадцатый век» (Вл. Вейдле). Для мировой культуры особенно значимым является тот факт, что И.А. Бунин первым из русских писателей ХХ века удостоен Нобелевской премии, полученной им в 1933 году за роман «Жизнь Арсеньева», в котором особенно наглядно показано, что «Россия и русское слово ( как проявление ее души, ее нравственного строя) есть нечто нераздельное». В этом отношении он действительно открывает для читателей ХХ век как особую литературную эпоху, подарившую миру блистательную плеяду русских классиков этого «неклассического» века. «Писать о главном: о любви и смерти, о болезни и ревности, о юности и старости – это писать о том, чем всегда жил и чем всегда будет жить человек независимо от исторического времени и условий его существования. Эти темы касаются каждого, интересуют каждого. Это "нутром" пишется и "нутром" читается» – это хорошо известное писательское кредо Бунина объясняет одну из основных причин постоянного и неизменного интереса к его творчеству со стороны читателей и ученых. И.А. Бунин, обладая безупречным чувством языка, сохранял русский литературный язык в его богатстве и чистоте, то есть «делал то», «что обещал язык», как писал он в одном из своих стихотворений. Во всем мире Бунина знают и ценят как первоклассного стилиста («лучший стилист современности», по выражению М. Горького). Спецкурс «Художественный мир И.А. Бунина» направлен на углубленное изучение поэтического и прозаического творчества И.А. Бунина. Цели и задачи спецкурса: выявить основную тематику и особенности поэтики стихотворного наследия Бунина; философскую проблематику 3
Стр.3
крывает «местоположение его сущностей». Исследователи бунинского творчества справедливо фиксируют преобладание пространства над временем в его художественном мире: Н.В. Пращерук пишет о большей актуальности для Бунина «перевертыша общепринятого термина М. Бахтина – «топохрона». Глубинный лиризм его поэзии коренится в артистизме переживания красоты и гармонии бытия, «виртуозности» (К. Чуковский) подбора точнейших и тончайших деталей и подробностей объективно и незыблемо существующего Божьего мира. Практическое занятие 1 Человек в «контексте» бытия. Анализ композиции сонета 1 «Вечер» ВЕЧЕР О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. 2 1909 1 Сонет – это стихотворение из 14 строк, содержащее два катрена (четверостишие) и два терцета (трехстишие). Развитие темы в сонете происходит по принципу «противонатяжения» (И. Бехер): терцеты призваны синтезировать «тезу» и «антитезу» катренов, при этом финальные строки (одна/две строки – «замок сонета») содержат самую яркую и самую образную мысль. 2 Графические выделения в тексте сделаны автором учебного пособия и призваны акцентировать внимание студентов на ключевых мотивах и образах текста, на формах выражения авторского сознания. 6
Стр.6
Вопросы и задания 1. Определить основные бытийно-природные константы стихотворения. 2. В каких отношениях находятся два лирических субъекта стихотворения – «я» и «мы»? 3. Что значит «знание» в контексте бунинского сонета? 4. Какую роль играют многоточия? Логика их появления в тексте. 5. Каковы особенности эпитетов и метафор в стихотворении? Ритмические и метрические наблюдения. 6. Почему стихотворение о счастье имеет заглавие «Вечер»? 7. Почему многие программные стихотворения Бунина имеют жанр сонета («Бог», «В горах», «Собака», «Сонет»)? Методическое указание Анализ стихотворения осуществляется по методике М.Л. Гаспарова, предлагающего выделять в композиции лирического текста ряд уровней: смысловой («открытие» поэтом мира в пространстве и времени), эмоциональный (прямое обозначение эмоциональных состояний), стилистический («фигуры речи»), синтаксический (особенности поэтического синтаксиса), фонетический (аллитерации и ассонансы) и метрический (особенности размера и рифмовки). Это позволяет рассмотреть лирическое произведение в его целостности и вместе с тем структурированности. В итоге в стихотворении выявляются основные принципы отношений человека и мира в их бытийной многогранности. Задание к зачету: сделать самостоятельный письменный анализ по предложенной методике одного из указанных текстов: «Еще и холоден и сыр», «Ночь и день», «Растет, растет могильная трава», «Русская весна», «Детство», «Надпись на чаше», «О радость красок! Снова, снова», «Стали дымом, стали выше», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «NEL MEZZO DEL CAMIN DI NOSTRA VITA». 1.2. Христианская тематика в поэзии И.А. Бунина 1917–1923 годов Лекционный материал И.А. Бунин был крещен в православии (предположительно во Введенском храме Воронежа), воспитан глубоко верующей матерью, впитал в детстве и отрочестве высокую поэзию церковного богослужения. Но, будучи художником катастрофичного ХХ века, он, как многие его современники, жил и писал в эпоху богоотступничества и духовных метаний, был мучим сомнениями. Однако эти сомнения «вписываются» в тот русский «вариант» духовного поиска, об особенностях которого справедливо писал 7
Стр.7
Н.А. Бердяев: «Русская тревога и русское искание в существе своем религиозны. И до наших дней все, что было и есть оригинального, творческого, значительного в нашей культуре, в нашей литературе и философии, в нашем самосознании, все это – религиозное по теме, по устремлению, по размаху». Бунинская поэзия «есть замечательное обнаружение человеческого религиозного опыта» (архимандрит Кирилл Зайцев). В поэзии Бунина насчитывается более 130 стихотворений, прямо связанных с сюжетами и персонажами Ветхого и Нового Заветов, Псалтыри, апокрифической и агеографической традиций 3. В этих текстах он открывается как интересный и значительный духовный поэт. Стихотворения 1917–1923 годов ознаменовали собой последний и, возможно, самый яркий поэтический «всплеск» в творчестве И.А. Бунина. В исторических потрясениях современности поэт усматривает метаисторический смысл. В те годы, когда «незыблемо-священные» Синайские уставы заменялись «новым и дьявольским» («Миссия русской эмиграции» [1, с. 352]), актуализируется библейская тематика, сохраняющая христианскую аксиологию. Именно после 1917 года в поэзии Бунина заметно усиливается религиозная насыщенность образов и сюжетов, причем идет возрастание не только количества стихотворений на библейские темы (их было много и в дореволюционной поэзии), а именно религиозного чувства, «христианского отношения к современным событиям» (Е.Н. Трубецкой). В поэтическом сознании Бунина для человека в мире, уже сотрясаемом историческими бурями, важно не почувствовать себя оставленным Богом, поэтому все чаще объектом изображения становится мир человеческой истории и человеческое сердце. В стихах 1917 и начала 1920-х годов («Семнадцатый год», «Михаил», «Мы сели у печки в прихожей», «Вход в Иерусалим», «Звезда горит среди вселенной») усиливается чувство присутствия Бога в душе человеческой, и способом общения человека с Богом становятся эмоционально-экспрессивные вопрошания и восклицания лирического субъекта: «Боже милосердый, для чего ты / Дал нам страсти, думы и заботы, / Жажду дела, славы и утех?», «Нет, верю, господи, что ты / Вернешь к потерянному раю / Мои томленья и мечты», «Зачем, о господи, над миром / Ты бытие мое вознес?» Эти риторические вопрошания, восклицания, обращения, призывы являются типичными для молитв и псалмов формами мистического общения человека с Богом, то есть «предстояния» человека Богу. Таким образом, именно христианский Бог и устремленная к Нему душа человека, переживавшего «ужас, покаяние, отчаяние», становятся главными темами стихов Бунина 1917–1923 годов, раскрытыми на основе библейских сюжетов и Песен Псалтыри. В вечных «сюжетах», образах и моти3 Указатель стихотворений данной тематики см. в книге О.А. Бердниковой «Так сладок сердцу Божий мир»: Творчество И. Бунина в контексте христианской духовной традиции. Воронеж, 2009. С. 240–244. 8
Стр.8