МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР
И. А. БУНИНА
Учебно-методическое пособие
Составитель
О.А. Бердникова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2012
Стр.1
У Бунина в самом языке его, в складе каждой фразы чувствуется
духовная гармония, будто сама собой отражающая некий высший
порядок и строй: все еще держится на своих местах: солнце есть
солнце, любовь есть любовь, добро есть добро.
Г. Адамович
Введение
Сегодня, на рубеже ХХ–ХХI веков, творчество нашего земляка, русского
писателя И.А. Бунина (1870–1953) особенно актуально и востребовано
по целому ряду причин. И современники И.А. Бунина (о чем свидетельствует
дважды врученная ему еще в начале ХХ века Пушкинская премия
Российской академии наук), и потомки – вплоть до сегодняшнего дня – считали
и считают писателя едва ли не самым последовательным и верным
продолжателем русской классической традиции. Не случайно, Бунина нередко
называют последним русским писателем-классиком.
Но Бунин особенно интересен сегодня и как «старший из писателей,
открывающих в нашей литературе двадцатый век» (Вл. Вейдле). Для мировой
культуры особенно значимым является тот факт, что И.А. Бунин первым
из русских писателей ХХ века удостоен Нобелевской премии, полученной
им в 1933 году за роман «Жизнь Арсеньева», в котором особенно
наглядно показано, что «Россия и русское слово ( как проявление ее души,
ее нравственного строя) есть нечто нераздельное». В этом отношении он
действительно открывает для читателей ХХ век как особую литературную
эпоху, подарившую миру блистательную плеяду русских классиков этого
«неклассического» века.
«Писать о главном: о любви и смерти, о болезни и ревности, о юности
и старости – это писать о том, чем всегда жил и чем всегда будет жить
человек независимо от исторического времени и условий его существования.
Эти темы касаются каждого, интересуют каждого. Это "нутром" пишется
и "нутром" читается» – это хорошо известное писательское кредо Бунина
объясняет одну из основных причин постоянного и неизменного интереса
к его творчеству со стороны читателей и ученых.
И.А. Бунин, обладая безупречным чувством языка, сохранял русский
литературный язык в его богатстве и чистоте, то есть «делал то», «что обещал
язык», как писал он в одном из своих стихотворений. Во всем мире Бунина
знают и ценят как первоклассного стилиста («лучший стилист современности»,
по выражению М. Горького).
Спецкурс «Художественный мир И.А. Бунина» направлен на углубленное
изучение поэтического и прозаического творчества И.А. Бунина.
Цели и задачи спецкурса: выявить основную тематику и особенности
поэтики стихотворного наследия Бунина; философскую проблематику
3
Стр.3
крывает «местоположение его сущностей». Исследователи бунинского
творчества справедливо фиксируют преобладание пространства над временем
в его художественном мире: Н.В. Пращерук пишет о большей актуальности
для Бунина «перевертыша общепринятого термина М. Бахтина – «топохрона».
Глубинный лиризм его поэзии коренится в артистизме переживания
красоты и гармонии бытия, «виртуозности» (К. Чуковский) подбора
точнейших и тончайших деталей и подробностей объективно и незыблемо
существующего Божьего мира.
Практическое занятие 1
Человек в «контексте» бытия. Анализ композиции сонета 1 «Вечер»
ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. 2
1909
1 Сонет – это стихотворение из 14 строк, содержащее два катрена (четверостишие)
и два терцета (трехстишие). Развитие темы в сонете происходит по принципу «противонатяжения»
(И. Бехер): терцеты призваны синтезировать «тезу» и «антитезу» катренов,
при этом финальные строки (одна/две строки – «замок сонета») содержат самую яркую и
самую образную мысль.
2 Графические выделения в тексте сделаны автором учебного пособия и призваны
акцентировать внимание студентов на ключевых мотивах и образах текста, на формах
выражения авторского сознания.
6
Стр.6
Вопросы и задания
1. Определить основные бытийно-природные константы стихотворения.
2.
В каких отношениях находятся два лирических субъекта стихотворения
– «я» и «мы»?
3. Что значит «знание» в контексте бунинского сонета?
4. Какую роль играют многоточия? Логика их появления в тексте.
5. Каковы особенности эпитетов и метафор в стихотворении? Ритмические
и метрические наблюдения.
6. Почему стихотворение о счастье имеет заглавие «Вечер»?
7. Почему многие программные стихотворения Бунина имеют жанр
сонета («Бог», «В горах», «Собака», «Сонет»)?
Методическое указание
Анализ стихотворения осуществляется по методике М.Л. Гаспарова,
предлагающего выделять в композиции лирического текста ряд уровней:
смысловой («открытие» поэтом мира в пространстве и времени), эмоциональный
(прямое обозначение эмоциональных состояний), стилистический
(«фигуры речи»), синтаксический (особенности поэтического синтаксиса),
фонетический (аллитерации и ассонансы) и метрический (особенности
размера и рифмовки). Это позволяет рассмотреть лирическое произведение
в его целостности и вместе с тем структурированности. В итоге в
стихотворении выявляются основные принципы отношений человека и мира
в их бытийной многогранности.
Задание к зачету: сделать самостоятельный письменный анализ по
предложенной методике одного из указанных текстов: «Еще и холоден и
сыр», «Ночь и день», «Растет, растет могильная трава», «Русская весна»,
«Детство», «Надпись на чаше», «О радость красок! Снова, снова», «Стали
дымом, стали выше», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «NEL
MEZZO DEL CAMIN DI NOSTRA VITA».
1.2. Христианская тематика в поэзии И.А. Бунина 1917–1923 годов
Лекционный материал
И.А. Бунин был крещен в православии (предположительно во Введенском
храме Воронежа), воспитан глубоко верующей матерью, впитал в
детстве и отрочестве высокую поэзию церковного богослужения. Но, будучи
художником катастрофичного ХХ века, он, как многие его современники,
жил и писал в эпоху богоотступничества и духовных метаний, был мучим
сомнениями. Однако эти сомнения «вписываются» в тот русский «вариант»
духовного поиска, об особенностях которого справедливо писал
7
Стр.7
Н.А. Бердяев: «Русская тревога и русское искание в существе своем религиозны.
И до наших дней все, что было и есть оригинального, творческого,
значительного в нашей культуре, в нашей литературе и философии, в нашем
самосознании, все это – религиозное по теме, по устремлению, по размаху».
Бунинская поэзия «есть замечательное обнаружение человеческого
религиозного опыта» (архимандрит Кирилл Зайцев). В поэзии Бунина насчитывается
более 130 стихотворений, прямо связанных с сюжетами и персонажами
Ветхого и Нового Заветов, Псалтыри, апокрифической и агеографической
традиций 3. В этих текстах он открывается как интересный и значительный
духовный поэт.
Стихотворения 1917–1923 годов ознаменовали собой последний и,
возможно, самый яркий поэтический «всплеск» в творчестве И.А. Бунина.
В исторических потрясениях современности поэт усматривает метаисторический
смысл. В те годы, когда «незыблемо-священные» Синайские уставы
заменялись «новым и дьявольским» («Миссия русской эмиграции»
[1, с. 352]), актуализируется библейская тематика, сохраняющая христианскую
аксиологию. Именно после 1917 года в поэзии Бунина заметно усиливается
религиозная насыщенность образов и сюжетов, причем идет возрастание
не только количества стихотворений на библейские темы (их было
много и в дореволюционной поэзии), а именно религиозного чувства, «христианского
отношения к современным событиям» (Е.Н. Трубецкой). В поэтическом
сознании Бунина для человека в мире, уже сотрясаемом историческими
бурями, важно не почувствовать себя оставленным Богом, поэтому
все чаще объектом изображения становится мир человеческой истории и
человеческое сердце. В стихах 1917 и начала 1920-х годов («Семнадцатый
год», «Михаил», «Мы сели у печки в прихожей», «Вход в Иерусалим»,
«Звезда горит среди вселенной») усиливается чувство присутствия Бога в
душе человеческой, и способом общения человека с Богом становятся эмоционально-экспрессивные
вопрошания и восклицания лирического субъекта:
«Боже милосердый, для чего ты / Дал нам страсти, думы и заботы, / Жажду
дела, славы и утех?», «Нет, верю, господи, что ты / Вернешь к потерянному
раю / Мои томленья и мечты», «Зачем, о господи, над миром / Ты бытие
мое вознес?» Эти риторические вопрошания, восклицания, обращения,
призывы являются типичными для молитв и псалмов формами мистического
общения человека с Богом, то есть «предстояния» человека Богу.
Таким образом, именно христианский Бог и устремленная к Нему душа
человека, переживавшего «ужас, покаяние, отчаяние», становятся главными
темами стихов Бунина 1917–1923 годов, раскрытыми на основе библейских
сюжетов и Песен Псалтыри. В вечных «сюжетах», образах и моти3
Указатель стихотворений данной тематики см. в книге О.А. Бердниковой «Так
сладок сердцу Божий мир»: Творчество И. Бунина в контексте христианской духовной
традиции. Воронеж, 2009. С. 240–244.
8
Стр.8