В. Г. Белинский
Начертание русской истории для училищ. Сочинение профессора Погодина
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 1. Статьи, рецензии и заметки 1834--1836. Дмитрий Калинин.
Вступит. статья к собр. соч. Н. К. Гея.
Статья и примеч. к первому тому Ю. В. Манна.
Подготовка текста В. Э. Бограда.
М., "Художественная литература", 1976
OCR Бычков М. Н.
НАЧЕРТАНИЕ РУССКОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ УЧИЛИЩ. Сочинение профессора Погодина. Москва.
В университетской типографии. 1835. 323. (8).
Наша литература особенно бедна учебными книгами: истина не новая, даже очень старая, но мы
все-таки повторяем ее, хотя некоторые и почитают это излишним и несправедливым в настоящее время,
когда, по их мнению, множество вновь появившихся книг в этом роде доказывают противное. Не хотим
спорить об этом: у всякого свой взгляд на вещи, а на наши глаза множество ничего не доказывает. Итак,
наша литература очень бедна учебными книгами, и преимущественно по части истории. Причина этого
заключается сколько в трудности составления хорошей учебной книги, столько и в ложном понятии,
какое вообще имеют у нас касательно этого предмета. Здесь невольно подвертываются мне под перо слова
г.Шевырева:
"Ах, эти бедные дети! Что не годится для взрослых, что боится критики - то все ссылается на
подачу детям. Их невинность как будто бы должна оправдывать все недостатки сочинений" 1. Заметьте,
что г. Шевырев говорит это по поводу книги, изданной Жаненом, не применяя к нашей литературе. Что
же у нас?.. О, сердце обливается кровью при мысли о бестолковом учебнике и варваре-педагоге, общими
силами убивающих юные таланты и из детей с человеческим организмом делающих идиотов... Да и чего
хорошего можно ожидать от наших учебных книг, когда истинные ученые презирают заниматься их
составлением и когда их делают шарлатаны и невежды?.. Много ли у нас учебных книг, скрепленных
именем профессора или известного ученого? А за эти книги не должны браться даже и ученые по
ремеслу: самый разительный пример этого есть "Учебная книга русской словесности" г. Греча - этот
сборник устарелых правил и дурных примеров, скорее способных убить чувство вкуса и склонность к
изящному, чем развить их. Таких примеров много...
Г-н Погодин предпринял вознаградить недостаток учебных книг по части отечественной истории.
Нельзя выразить того восхищения, с каким мы узнали об этом намерении, того нетерпения, с каким мы
ожидали появления этой книги, за прекрасное исполнение которой ручалось имя г. Погодина. Но при всем
нашем уважении к г. Погодину как к человеку и писателю мы поставляем себе непременным долгом
сказать во всеуслышание, что никогда не испытывали мы такого жестокого разочарования, никогда не
обманывались так ужасно в своих надеждах и ожиданиях... Мы едва верили глазам своим. Эта книга
решительно недостойна имени своего автора, от которого публика всегда была вправе ожидать чегонибудь
дельного и даже прекрасного. Одно ее разделение на периоды, неосновательность которого уже
доказана г. Скромненком2, ясно показывает, что она составлена слишком на скорую руку. Представьте
себе: события до Петра Великого занимают 249 страниц - сколько же, вы думаете, занимают события от
вступления на престол Петра Великого до смерти Александра Благословенного? - Страниц по крайней
мере пятьсот, если не тысячу? - Нет - всего-навсе 64 страницы!!. Мы слишком далеки от того, чтоб
думать, что г. Погодин не был в состоянии написать не только порядочной, но и хорошей учебной книги;
мы скорее готовы подумать, что он не хотел этого сделать и что причина совершенной
неудовлетворительности его сочинения заключается в крайней невнимательности и поспешности, с какою
оно составлялось. Это доказывает все: и отсутствие хронологии, без которой учебная книжка есть фантом
или образ без лица, и параграфы в несколько страниц без перерыву, и самый язык, неправильный и
необработанный, общие места и неопределенность в выражениях {Например, что значат эти фразы:
"Кроме Волкова, прославился вскоре Дмитревский?" Как и чем прославился? Не так ли точно, как
Стр.1