Исследователям хорошо известен вклад В.С. Соловьёва в защиту самостоятельности философии, его спор с позитивизмом, обоснование специфичности предмета философии. <...> Менее известно, что, решая эту задачу, Соловьёв принял участие в развернувшейся тогда дискуссии по проблеме пессимизма. <...> ) и как к массовому явлению общественного сознания. <...> Многие учёные, философы, богословы в той или иной мере приняли участие в обсуждении этой темы. <...> В духе популярных тогда позитивистских настроений предпринимались попытки исключить философскую составляющую и ограничиться строгими рамками естественнонаучной методологии. <...> Далеко не все исследователи проблемы пессимизма считали возможным применение методов опытных наук в решении вопросов, традиционно составлявших предметное поле философии. <...> Древние как сам человек проблемы самопознания, самоопределения в окружающем мире на уровне высших абстракций всегда составляли ядро философского сознания. <...> Но в условиях популярности позитивизма интерес к «проклятым» темам в научной среде иногда считался почти неприличным. <...> Последовательную позицию в отстаивании метафизики занимал Соловьёв. <...> Он определял оптимизм и пессимизм как общие воззрения на бытие человека и мира, с точки зрения соотношения добра и зла. <...> «Самая возможность оценки мира в смысле добра и зла предполагает утверждение за человеческою личностью и её сознанием принципиального значения в жизни вселенной, - признание, что мир имеет цель, и что эта цель есть человек». <...> 1 Поэтому с позиций натурализма и механистического материализма, отрицающих телеологию, спор между оптимизмом и пессимизмом вообще не имеет смысла. <...> Вне теологии и метафизики теоретический оптимизм опирается только на идею прогресса. <...> Но и эта идея сама оправдывается только телеологией, не объяснимая до конца в рамках механистического мировоззрения. <...> В своей магистерской диссертации Соловьёв, стремясь оправдать метафизику, обращается к системам <...>
В.С._СОЛОВЬЁВ_ДИАЛОГ_С_ПЕССИМИЗМОМ.pdf
А.Г. Деменев
В.С. СОЛОВЬЁВ: ДИАЛОГ С ПЕССИМИЗМОМ.
Исследователям хорошо известен вклад В.С. Соловьёва в защиту
самостоятельности философии, его спор с позитивизмом, обоснование
специфичности предмета философии. Менее известно, что, решая эту задачу,
Соловьёв принял участие в развернувшейся тогда дискуссии по проблеме
пессимизма. Эта дискуссия на Западе и в России была вызвана возрастающим
интересом к пессимизму как к философской доктрине (А. Шопенгауэр, Э.
Гартман) и как к массовому явлению общественного сознания. Многие учёные,
философы, богословы в той или иной мере приняли участие в обсуждении этой
темы. В духе популярных тогда позитивистских настроений предпринимались
попытки исключить философскую составляющую и ограничиться строгими
рамками естественнонаучной методологии.
Далеко не все исследователи проблемы пессимизма считали возможным
применение методов опытных наук в решении вопросов, традиционно
составлявших предметное поле философии. Древние как сам человек проблемы
самопознания, самоопределения в окружающем мире на уровне высших
абстракций всегда составляли ядро философского сознания. Но в условиях
популярности позитивизма интерес к «проклятым» темам в научной среде
иногда считался почти неприличным.
Последовательную позицию в отстаивании метафизики занимал
Соловьёв. Он определял оптимизм и пессимизм как общие воззрения на бытие
человека и мира, с точки зрения соотношения добра и зла. «Самая возможность
оценки мира в смысле добра и зла предполагает утверждение за человеческою
личностью и её сознанием принципиального значения в жизни вселенной, -
признание, что мир имеет цель, и что эта цель есть человек».1
Поэтому с позиций натурализма и механистического материализма,
отрицающих телеологию, спор между оптимизмом и пессимизмом вообще не
имеет смысла. Вне теологии и метафизики теоретический оптимизм опирается
Стр.1