Н.В. Попова, А.И. Павлова, Л.Н. Маркова ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Методические рекомендации к лабораторнопрактическим занятиям по дисциплине «Экология» Якутск 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. <...> Тяжелые металлы в объектах окружающей природной среды……. <...> Миграция токсикантов по пищевой цепи и накопление загрязняющих веществ в организме животных и человека……………………………10 Глава 2. <...> Рассматриваются методы определения загрязнения тяжелыми металлами водных источников, обнаружение тяжелых металлов в тканях растений, влияния естественных и антропогенных факторов на устойчивость биоты. <...> Нарушение в результате техногенного загрязнения сложившихся эволюционно концентраций тяжелых металлов приводит к отрицательным и даже катастрофическим последствиям для живых организмов. <...> Наиболее опасными загрязняющими веществами признаны тяжелые металлы: свинец, ртуть, кадмий, мышьяк, цинк, в связи с тем, что их накопление в окружающей среде идет особенно высокими темпами. <...> Затем они мигрируют в природные воды, поглощаются растениями и поступают в пищевые цепи. <...> Тяжелые металлы в природных поверхностных водоемах Ионы металлов являются компонентами природных водоемов. <...> Растворенные формы металлов, в свою очередь, весьма разнообразны, что связано с процессами гидролиза, гидролитической полимеризации (образованием полиядерных гидроксокомплексов) и комплексообразования с различными лигандами. <...> Многие металлы образуют довольно прочные комплексы с органическими соединениями; эти комплексы являются одной из важнейших форм миграции элементов в природных водах. <...> Хелатные формы Cu, Cd, Hg менее токсичны, чем свободные ионы. <...> Поэтому металлорганические комплексы способны мигрировать в природных водах на значительные расстояния. <...> Для понимания факторов, которые регулируют концентрацию металла в природных водах, их химическую реакционную способность, биологическую доступность и токсичность, необходимо знать не только валовое <...>
Тяжелые_металлы_в_окружающей_среде._Методические_рекомендации_к_лабораторно-практическим_занятия_по_дисциплине_«Экология».pdf
Н.В. Попова, А.И. Павлова, Л.Н. Маркова
ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Методические рекомендации к лабораторнопрактическим
занятиям по дисциплине «Экология»
Якутск
2011
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..………………………………………………………………………..3
Глава 1. Тяжелые металлы в объектах окружающей природной среды…….3
1.1. Тяжелые металлы в природных поверхностных водоемах……………4
1.2. Тяжелые металлы в почве и растениях…………………………………8
1.3. Миграция токсикантов по пищевой цепи и накопление загрязняющих
веществ в организме животных и человека……………………………10
Глава 2. Лабораторно-практические работы………………………………….12
2.1. Определение тяжелых металлов в воде химическими методами………12
2.2. Влияние тяжелых металлов на устойчивость биоты…………………….17
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….21
Литература………………………………………………………………………22
Словарь терминов………………………………………………………………23
Приложение……………………………………………………………………..24
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране
окружающей среды», введенном в действие в 2002 году и утвержденными
новыми федеральными государственными стандартами высшего
профессионального образования, существенно возрастают требования к
грамотности специалистов в области охраны природы и рационального
использования природных ресурсов.
«Экология» - это базовая дисциплина экологической и природоохранной
подготовки студентов сельскохозяйственных специальностей и направлений
подготовки бакалавра. От экологической грамотности специалистов сельского
хозяйства зависят защита окружающей среды, снижение ресурсоемкости,
материалоемкости и энергоемкости сельскохозяйственного производства,
внедрение безотходных технологических систем и процессов, снижение потерь
сельскохозяйственной продукции, производство экологически чистой
продукции и т.д.
Учебное пособие рекомендуется в качестве дополнения к лекционному
курсу дисциплины «Экология» и для использования на лабораторно -
практических занятиях на разных уровнях обучения. Основная цель
предлагаемого учебного пособия – способствовать формированию у студентов
концепции экологической оценки антропогенного воздействия химических
веществ на окружающую среду, а также показать взаимосвязь теоретических
знаний с практическими умениями. Без практического изучения окружающей
природной среды и невозможно познать ее научные основы, а значит, в
будущем экологически и экономически грамотно решать вопросы
сельскохозяйственного производства и природопользования.
В первой главе пособия дается краткая информация об основных
химических элементах – тяжелых металлах, загрязняющих окружающую среду,
об источниках загрязнения и значении этих загрязнителей для живых
организмов. Странами ООН, участвующими в мероприятиях по улучшению и
охране окружающей среды, согласован общий перечень наиболее важных
(приоритетных) веществ, загрязняющих биосферу. К их числу обычно относят
соединения тяжелых металлов, пестициды и полициклические ароматические
углеводороды, хлорорганические соединения (ХОС), нефтепродукты, фенолы,
детергенты, нитраты. Из этого перечня приоритетных загрязняющих веществ
наиболее опасными являются полиароматические углеводороды,
хлорорганические соединения и тяжелые металлы.
Второй раздел посвящен физико-химическим методам анализа объектов
окружающей среды, лабораторных исследований различных сфер окружающей
природной среды. Рассматриваются методы определения загрязнения
тяжелыми металлами водных источников, обнаружение тяжелых металлов в
тканях растений, влияния естественных и антропогенных факторов на
устойчивость биоты. В конце прилагается вопросы для самоконтроля и список
рекомендуемой литературы и приложения.
Стр.3