Архангельская государственная медицинская академия
____________________________________________________
Академия социальных наук РФ
(Архангельское отделение)
____________________________________________________
А.А. Дрегало, В. И. Ульяновский
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
В ШВЕЦИИ
Стр.1
2
Архангельская государственная медицинская академия
____________________________________________________
Академия социальных наук РФ
(Архангельское отделение)
____________________________________________________
А. А. Дрегало,
В. И. Ульяновский
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ШВЕЦИИ
Архангельск - 1996
Стр.2
3
УДК- 361 (485)
ББК- 60.5 (485)
Печатается по
технического совета Архангельской
государственной
академии
решению научномедицинской
Дрегало
А. А., Ульяновский В. И.
Социальная работа в Швеции. - Архангельск, 1996
Аннотация
В книге рассматривается широкий круг вопросов социальной работы
в Швеции. Раскрываются и приводятся основные условия подготовки
социономов технологии оказания социальной помощи различным группам
населения.
Работа написана на основе отечественных и зарубежных материалов и
данных, полученных авторами при посещении центров социальной работы
в Швеции. Адресована специалистам служб социальной помощи
населению, а также преподавателям, аспирантам, студентам.
Рецензенты: действительный член Академии социальных наук РФ,
д. м. н., профессор Р. В. Банникова
действительный член Академии социальных наук РФ,
д. м. н., профессор Ю. Ф. Лукин
С Дрегало А. А., Ульяновский В. И.,
Е Издательский дом “Элпа”.
Архангельск, 1996 г.
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................
РАЗДЕЛ 1. Швеция - наш северный сосед.........................................
РАЗДЕЛ 2. Социальная политика и “шведская модель” социального
обслуживания населения........................................
РАЗДЕЛ 3. Система подготовки социальных работников в
Швеции..............................................................................
РАЗДЕЛ 4. Технологии социальной работы.....................................
4.1. Организация работы социальных служб Швеции.........
4.2. Забота о детях в Швеции.................................................
4.3. Забота о пожилых в Швеции...........................................
4.4. Исправительная система Швеции...................................
4.5. Забота об иммигрантах....................................................
4.6. Специализированные виды социальной помощи..........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Всеобщая Декларация прав человека
(1948 год)..............................................................
2. Конвенция ООН о правах ребенка ( 1989 год)
(Извлечение)........................................................
ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................
Стр.4
5
ВВЕДЕНИЕ
Россия переживает сегодня один из самых сложных периодов
истории. Радикальное политическое преобразование общественного строя
сопровождается глубоким социально-экономическим кризисом. В этих
условиях главная задача государства - защитить самое ценное свое
достояние - человека. Возникла острая необходимость в воссоздании и
развитии отечественной системы социальной защиты населения.
На Руси благотворительность , милосердие, социальная помощь
нуждающимся возникли с незапамятных времен. Благотворительность на
Руси появилась одновременно со строительством монастырей по
византийскому образцу. При монастырях создавались богадельни и
убежища-кельи для больных. С Х1 века дома-кельи стали называться
больницами. В 1070 году такой дом-богадельня был открыт в КиевоПечорском
монастыре. В историю государства Российского вошли
благотворительные деяния князя Святослава, Александра Невского и
других известных личностей, связанные с помощью бедным, сиротам,
вдовам, больным. Со времен царствования Василия 111 (1505-1533 гг.)
полагалось устраивать богадельни в крупных городах.
В ХV11 веке при монастырях открываются больницы (Троицкий в
Сергиевом Посаде, Знаменском в Москве). С 1670 года царь Алексей
Михайлович издал ряд указов о создании богаделен, содержание которых
осуществлялось за счет патриархской казны. В это время появляются
первые госпитали для ветеранов войны и инвалидов.
Петр 1 действовал еще более решительно. В 1724 году Синоду было
предписано отпускать две трети финансов на больницы и увечных, одну
треть - на содержание монахов. ХV111 век характеризуется открытием в
России специализированных благотворительных и лечебных учреждений -
родильного госпиталя в Москве для бедняков, воспитательного дома в
Петербурге. В 1780 году в столице в здании воспитательного дома
открылась богадельня на 850 коек. Таким образом, к Х1Х веку призрение
и
благотворительность
получили широкое
развитие.
Благотворительностью все больше стали заниматься крупные заводы,
рудники.
В 1918 году только в Петрограде было 1500 благотворительных
организаций - одна на 1000 жителей. В советский период многие
милосердные организации, благотворительные учреждения были закрыты
Стр.5
6
или реорганизованы. Организация социальной работы все больше
обретала этатизированный (огосударствленный) характер. Исключение
составляли лишь организации Красного Креста и фонда Милосердия.
В настоящее время ситуация в России меняется коренным образом.
Во-первых, определена концепция социальной работы. В общих
чертах перспектива создания отечественного института социальной
защиты сводится к сохранению национальных традиций, обобщению
исторического опыта, усвоению инноваций.
Во-вторых, укрепляется материальная база всех служб, связанных с
социальной защитой в стране. Организационные структуры
обеспечиваются современной компьютерной техникой, транспортом.
Обновляются и развиваются стационарные учреждения.
В-третьих, формируется корпус новых специалистов. В 1991 году
Госкомитет по труду ввел новую специальность “социальная работа” и в
ряде вузов была начата их подготовка.
Одной из проблем развития института социальной работы является
переход от старой, сверхэтатизированной бюджетно-распределительной
модели к новой, многофакторной, эффективной, принципы которой
апробированы практикой развитых государств.
Принятый Государственной Думой 15 ноября 1995 года Федеральный
закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации” наряду с другими подобными документами закладывает
правовой фундамент социальной защиты в стране, делает процесс
преобразования соответствующих социальных институтов необратимым.
В этих законах, принятых с учетом международных актов, определены
содержание, системность, принципы, организационная структура
институтов социальной работы. В итоге подготовка и переподготовка
персонала в учебных заведениях по специальности “социальная работа”
обретает четкую направленность, предопределяет необходимость более
глубокого, чем было раньше, усвоения отечественного и зарубежного
опыта.
Архангельская медицинская академия одной из первых в России
приступила в 1993 году к переподготовке персонала с высшим
образованием по специальности “социальная работа”.
Открытый в Архангельской государственной медицинской академии
факультет социальной работы по сути является международным. Работу
его благословила Глава Российского Императорского Дома ее
Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Владимировна во
время пребывания в Архангельске в 1993 году.
Стр.6
7
При открытии факультета с пятилетним сроком обучения мы
обратили внимание на шведскую модель подготовки социономов и
организацию социальной работы. Взаимный интерес к работе факультета
социальной работы проявили и шведы. В 1994 году правительство и
парламент Швеции приняли решение об оказании помощи в развитии
Севера-Запада России, в том числе материальной и методической помощи
факультету социальной работы Архангельской государственной
медицинской академии. Академия в рамках международного
сотрудничества из года в год укрепляет связи с коллегами из Швеции.
Участие иностранных специалистов в чтении лекций студентам АГМА,
стажировки преподавателей и студентов в Швеции становятся все более
привычными. Осуществляемая в рамках сотрудничества с шведскими
коллегами корректировка учебных программ факультета социальных
работников АГМА с социальным колледжем г. Умео (Швеция), введение в
качестве обязательного изучения шведского и углубленного курса
английского языков предполагает в перспективе получение русскими
специалистами дипломов международного образца с правом работы в
Скандинавских странах. Поэтому представляется актуальным более
глубокое усвоение прежде всего того позитивного, что накоплено в
северных Европейских странах. Ряд сотрудников академии, в том числе
авторы данной работы, смогли побывать в Швеции, познакомиться с
опытом социальной работы в этой стране, в частности, в городе Умео.
Знакомство в Швеции с системой социальной работы убедила авторов
в том, что подготовка специалистов, практическая деятельность
социальных служб этой страны может представлять интерес для будущих
специалистов - “социономов”, и авторы предприняли попытку обобщить
опыт этой работы в Швеции.
В работе использованы информационные материалы Шведского
института (SI), а также отечественная и зарубежная литература.
Авторы выражают признательность Бу Свартбо (Boo Svartbo) и Ларсу
Олову Бигрену ( Lars Olov Bygren) за предоставленную возможность
ознакомиться с организацией социальной работы в Швеции.
Стр.7