ISBN 978-5-8397-0811-2 В тексте лекций раскрыты философские основы и исторический базис формирования гармоничного взаимодействия человека с окружающим живым миром, затронуты концептуальные вопросы био- и экоэтики как прикладных научных направлений нравственной философии, указаны их место и роль в воспитании общегуманитарной культуры современного человека и общества в целом. <...> П. Г. Демидова, 2011 Курс «Основы биоэтики» представляет собой междисциплинарную область прикладных научных и практических знаний. <...> Рабочая программа дисциплины предполагает, что в результате изучения курса «Основы биоэтики» студент должен знать: философские основы и этапы становления биоэтики; принципы этичного отношения к живой природе; основные задачи и направления деятельности общественных движений по защите форм биоса. <...> Человек, наконец, должен приблизиться к биоцентрическому мировоззрению, признавая равные права всех форм биоса и понимая свою ответственность за всё живое на Земле. <...> Только позиция биоцентризма обеспечит мирную коэволюцию человечества и его биоокружения. <...> 3 Дальнейшее развитие биоэтических идей как в России, так и во всем мире предполагает осмысление этических традиций, существовавших до настоящего времени, анализ их философских оснований и перспектив, открываемых в новом отношении человека к жизни. <...> В связи с этим в первой части текста лекций по биоэтике рассмотрены философские основы биоэтики, показано историческое развитие биоэтического мировоззрения в философских учениях различных эпох, вклад традиций русской философии в становление биоэтики. <...> Изучение дисциплины «Основы биоэтики» будет способствовать повышению общегуманитарной культуры и общепрофессиональной компетентности выпускников – биологов и экологов. <...> Биоэтика как научно-философское понятие и учебный предмет Существенным компонентом политики любого цивилизованного государства является биополитика, направленная на сохранение <...>
Основы_биоэтики._Ч._1__Текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
О. А. Ботяжова
Основы биоэтики
Часть 1
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности и направлению Биология
Ярославль 2011
Стр.1
УДК 573:57
ББК Б 1я73
Б 86
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года
Рецензенты:
М. М. Фатеев, д-р биол. наук, профессор кафедры
нормальной физиологии ЯГМА;
кафедра анатомии и физиологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
Ботяжова, О. А. Основы биоэтики. Ч. 1 : текст
Б 86
лекций / О. А. Ботяжова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
– Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 64 с.
ISBN 978-5-8397-0811-2
В тексте лекций раскрыты философские основы и
исторический базис формирования гармоничного
взаимодействия человека с окружающим живым миром,
затронуты концептуальные вопросы био- и экоэтики как
прикладных научных направлений нравственной философии,
указаны их место и роль в воспитании общегуманитарной
культуры современного человека и
общества в целом.
Предназначен для студентов, обучающихся по специальности
020201.65 Биология и направлению 020400.62
Биология (дисциплина «Основы биоэтики», блок ОПД),
очной и заочной форм обучения.
УДК 573:57
ББК Б 1я73
ISBN 978-5-8397-0811-2
2
© Ярославский
государственный университет
им. П. Г. Демидова, 2011
Стр.2
Курс «Основы биоэтики» представляет собой междисциплинарную
область прикладных научных и практических знаний.
Его цель – овладение студентами общекультурной компетенцией
ОК-1 в соответствии с ФГОС 2010 г. Согласно ОК-1 бакалавр
«следует этическим и правовым нормам в отношении других
людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет
четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану
прав и здоровья человека». Рабочая программа дисциплины
предполагает, что в результате изучения курса «Основы биоэтики»
студент должен знать: философские основы и этапы
становления биоэтики; принципы этичного отношения к живой
природе; основные задачи и направления деятельности общественных
движений по защите форм биоса.
Изучение биоэтики стало объективной необходимостью, так
как все чаще человек вынужден решать нравственные проблемы,
возникающие при использовании живых организмов в своей
деятельности. Именно биоэтика – одна из немногих наук, которая
по своей природе может обращаться к отдельному человеку и
воздействовать на его духовный мир. Человек, наконец, должен
приблизиться к биоцентрическому мировоззрению, признавая
равные права всех форм биоса и понимая свою ответственность
за всё живое на Земле. Только позиция биоцентризма обеспечит
мирную коэволюцию человечества и его биоокружения.
В настоящее время биоэтика стала академической дисциплиной
во многих странах мира. В России курсы биоэтики читают
на философских и биологических факультетах образовательных
учреждений среднего специального и высшего профессионального
образования. Однако преподавание биоэтики существенно
сдерживается отсутствием специальной учебной и научно-методической
литературы. В 2008 г. этот пробел был восполнен выходом
учебного пособия А. С. Лукьянова «Биоэтика с основами
биоправа». Вместе с тем из-за ограниченной доступности печатных
изданий среди студентов очень востребованными являются
учебно-методические материалы дисциплин, в том числе тексты
лекций, пособия, методические указания, изданные в электронном
виде и представленные в локальной Сети университета.
3
Стр.3
Оглавление
Лекция 1. Биоэтика как научно-философское понятие
и учебный предмет .............................................................................. 4
1.1. Определение понятия и задачи биоэтики .................................................. 4
1.2. Исторические и идеологические предпосылки
возникновения биоэтики....................................................................... 5
1.3. Биоэтика как мировоззрение и учебный предмет .................................. 12
1.4. Место и роль биоэтики в современном сообществе .............................. 14
Лекция 2. Философские основы биоэтики ................................................. 17
2.1. Биоэтика в философских учениях различных эпох ................................ 17
2.2. Универсальная этика Альберта Швейцера .............................................. 25
2.3. Традиции русской философии и биоэтика .............................................. 30
2.4. Основные нравственные категории и биоэтика ..................................... 38
Лекция 3. Основы экологической этики .................................................... 43
3.1. Понятие, предмет и задачи экологической этики .................................. 43
3.2. Становление экологической этики как научного течения .................... 44
3.3. Сущностные составляющие экологической этики ................................ 51
3.4. Принципы экологической этики ............................................................... 55
3.5. Экологическое образование и воспитание как инструмент
формирования экологической нравственности ............................... 58
Список литературы......................................................................................... 61
63
Стр.63