Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Онтология (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМусин М. З.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц58
ID237741
АннотацияМетодические указания содержат материалы для самостоятельной подготовки студентов, списки литературы, контрольные вопросы и темы рефератов. Предназначены для студентов, обучающихся по всем специальностям и программе бакалавриата 030300.62 Психология (дисциплина «Философия», блок ГСЭ), очной формы обучения.
УДК111
ББК87я73
Мусин, М. З. Онтология : метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; М. З. Мусин .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 58 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237741 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра философии М. З. Мусин Онтология Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по всем специальностям и программе бакалавриата Психология Ярославль 2010 УДК 316 ББК Ю 21я73 М 91 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Методические указания содержат материалы для самостоятельной подготовки студентов, списки литературы, контрольные вопросы и темы рефератов. <...> Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как «нечто» и «ничто», «возможное» и «невозможное», «определенное» и «неопределенное», «количество» и «мера», «качество», «порядок», а также в понятиях «пространство», «время», «движение», «форма», «становление», «происхождение», «переход» и др. <...> Философия в этом смысле является нескончаемой, каждый раз возобновляемой 3 в новых эмпирических условиях, попыткой переживания опыта бытия, того, что есть. <...> Бытие повседневного обихода – это все, что существует: отдельные вещи, люди, идеи, слова. <...> Отличается ли существование слов от существования идей, а существование идей – от существования вещей? <...> Как объяснить существование отдельных вещей – «из них самих», или же искать основу их существования в чем-то еще – в первоначале, абсолютной идее? <...> Существует ли такое Абсолютное Бытие, ни от кого, ни от чего не зависящее, определяющее существование всех других вещей, и может ли человек познать его? <...> На этом основании некоторые мыслители полагали, что категория бытия – это «пустая» абстракция. <...> также считал, что категория бытия мало чем может нам помочь в объяснении единства мира, направления его развития. <...> Однако в XX веке намечается «онтологический поворот», философы призывают вернуть категории бытия ее подлинное значение. <...> Обостренный интерес к проблеме бытия соотносится с пристальным вниманием к внутреннему миру <...>
Онтология_Методические_указания.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Онтология_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра философии М. З. Мусин Онтология Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по всем специальностям и программе бакалавриата Психология Ярославль 2010
Стр.1
УДК 316 ББК Ю 21я73 М 91 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009/10 года Рецензент кафедра философии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Мусин, М. З. Онтология: метод. указания / М. З. МуМ 91 син; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 56 с. Методические указания содержат материалы для самостоятельной подготовки студентов, списки литературы, контрольные вопросы и темы рефератов. Предназначены для студентов, обучающихся по всем специальностям и программе бакалавриата 030300.62 Психология (дисциплина «Философия», блок ГСЭ), очной формы обучения. УДК 316 ББК Ю 21я73  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
Тема 1. Проблема бытия Основные вопросы 1. Смысл проблемы бытия. 2. Основные формы бытия. 3. Реальность субъективная и объективная. Бытие как единство субъективной и объективной реальности. 4. Многообразие явлений и проблема единства мира, поиск первоосновы сущего. Онтология – философское учение о наиболее общих свойствах бытия и фундаментальных посылках познания. Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как «нечто» и «ничто», «возможное» и «невозможное», «определенное» и «неопределенное», «количество» и «мера», «качество», «порядок», а также в понятиях «пространство», «время», «движение», «форма», «становление», «происхождение», «переход» и др. Предметом философии служит бытие. В науке же предмет предполагается, то есть служит предпосылкой. Предпосылочность науки означает, что нечто принимается, признается существующим. Так, физика исходит из того, что природа (как некое целое, в котором существует естественный порядок) – есть. Математика – из того, что число – есть; психология – что есть психика; история – что есть история. Иными словами, любая научная дисциплина исходит из того, что ее предмет есть, не сомневается в его существовании. Это значит, что в науке не ставится вопрос о бытии предмета исследования: верят не в число, а в бытие числа, не в психику, а в бытие психики. В этом состоит феномен «онтологической веры»; он заключается в том, что отождествляются некий предмет и бытие (сущее и бытие). «Онтологическая вера» является фундаментом не только научного, но и обыденного мировоззрения, основой самого существования человека в мире, ибо оно невозможно без веры в то, что мир (и Я в мире) есть как целое. Однако в само бытие нельзя уверовать, в нем можно только пребыть. Философия в этом смысле является нескончаемой, каждый раз возобновляемой 3
Стр.3
в новых эмпирических условиях, попыткой переживания опыта бытия, того, что есть. Для понимания онтологической проблематики необходимо уяснить существующее в философии со времен Античности различение бытия и сущего. Сущее – это совокупность окружающих вещей, наличный предметный мир, явленный сознанию. Сущим является эта книга; человек, который ее читает; проезжающий за окном дома автомобиль; облака; собака; теоремы и аксиомы; музыка; мои мысли и эмоции… Все, что существует, кажется таким различным и отдельным друг от друга, но среди многообразия сущего можно найти то, что является общим всему: Все существующее (сущее вообще) ЕСТЬ. Это и выражено в понятии бытия. Почему вообще есть сущее, а не наоборот – ничто? Это, по убеждению выдающегося философа XX века Мартина Хайдеггера, первейший из всех вопросов, поскольку он самый обширный, самый глубокий и, наконец, самый изначальный. Вопрошание о бытии охватывает все сущее, то есть не только ныне наличествующее в самом широком смысле, но и прежде бывшее и сущее в будущем, или, иначе, сущее как таковое в целом. Вопрошание о бытии ищет основу сущего, устремляется в его глубину. Почему вообще есть сущее? Что является его причиной, основанием? Однако поскольку бытие открывается только человеку, и через его сознание, то вопрошание о бытии есть не что иное, как попытка приобщения к истинному, настоящему существованию, попытка утоления жажды свободы, самобытности. Что значит быть, а не существовать (как вещь, растение или животное)? В этом смысле вопрос о бытии является изначальным вопросом, вопросом всех вопросов. Именно он превращает человека в существо спрашивающее, порождает у него состояние вопросительности, является истоком всех остальных (более частных) вопросов. Бытие, в отличие от сущего, – это чистое существование, не имеющее причины, бытие – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Как философское понятие, бытие не тождественно существованию мира и всего, что в мире имеется. Бытие – это мысль о все4
Стр.4
общности, всеобщей связи между всем, что существовало, существует, будет или может существовать. Содержание бытия как философской категории отлично от обыденного его понимания. Бытие повседневного обихода – это все, что существует: отдельные вещи, люди, идеи, слова. Философу же важно выяснить, что такое «быть», существовать? Отличается ли существование слов от существования идей, а существование идей – от существования вещей? Чей вид существования более прочен? Как объяснить существование отдельных вещей – «из них самих», или же искать основу их существования в чем-то еще – в первоначале, абсолютной идее? Существует ли такое Абсолютное Бытие, ни от кого, ни от чего не зависящее, определяющее существование всех других вещей, и может ли человек познать его? Однако попытки раскрыть содержание категории бытия сталкиваются с большими трудностями: на первый взгляд, оно слишком широко и неопределенно. На этом основании некоторые мыслители полагали, что категория бытия – это «пустая» абстракция. Г. Гегель писал: «Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие». Ф. Энгельс также считал, что категория бытия мало чем может нам помочь в объяснении единства мира, направления его развития. А в XX столетии М. Хайдеггер утверждал: «Когда соответственно говорят: ″бытие″ есть наиболее общее понятие, то это не может означать, что оно самое ясное и не требует никакого дальнейшего разбора. Понятие бытия скорее самое темное». Однако в XX веке намечается «онтологический поворот», философы призывают вернуть категории бытия ее подлинное значение. Обостренный интерес к проблеме бытия соотносится с пристальным вниманием к внутреннему миру человека, его индивидуальным характеристикам, структурам его мыслительной деятельности. Мыслители вновь и вновь возвращаются к фундаментальным вопросам: каковы особенности человеческого существования, каковы его связи с бытием, каковы возможности упрочения и совершенствования своего бытия? Основное желание «быть» является главной «жизненной предпосылкой» существования философии. Философия – это поиск форм 5
Стр.5