Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Кафедра истории России Отечественная история Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по всем специальностям Ярославль 2010 1 УДК 94 (4/9) ББК Т 3(2)я73 О 82 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009/10 года Рецензент кафедра истории России Ярославского государственного университета им. <...> Методические указания содержат планы практических занятий, тематические списки источников и литературы, ключевые понятия и термины, вопросы для размышления. <...> УДК 94 (4/9) ББК Т 3(2)я73 Ярославский государственный университет им. <...> Они включают в себя: варианты планов семинарских занятий; ключевые понятия и термины по каждой теме; вопросы для размышления; тематические списки источников и литературы. <...> Планы семинарских занятий построены по проблемнохронологическому принципу. <...> В процессе подготовки к практическим занятиям студенты должны: ознакомиться с рекомендуемыми источниками и исследованиями по теме; составить конспекты и сделать анализ публикаций; усвоить ключевые понятия и термины из каждой темы курса; ответить на отдельно представленные к каждой теме курса вопросы для размышления; подготовиться к выступлению на семинарском занятии. <...> Планы практических занятий по курсу «Отечественная история» Тема 1. <...> Ключевые понятия и термины: Русь, варяги, норманнская и антинорманнская теории, раннефеодальная монархия, вервь, «лествица», князь, дружина, ополчение, вече, полюдье, повоз, уроки, погосты, вотчина, бояре, люди, смерд, закуп, рядович, холоп, челядь, огнищанин, тиун, мечник, вира, гость. <...> Анохин, Ю. Г. Новая гипотеза происхождения государства на Руси / Ю. Г. Анохин // Вопросы истории. <...> Данилевский, И. Н. Древняя Русь глазами современников <...>
Отечественная_история_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра истории России
Отечественная история
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по всем специальностям
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 94 (4/9)
ББК Т 3(2)я73
О 82
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009/10 года
Рецензент
кафедра истории России
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Составители: Л. А. Бухарин, С. В. Заец, М. А. Рутковский,
Е. Я. Слепцов, С. Д. Шокин, С. А. Шубина
Отечественная история: метод. указания / сост.:
О 82
Л. А. Бухарин, С. В. Заец, М. А. Рутковский, Е. Я. Слепцов,
С. Д. Шокин, С. А. Шубина; Яросл. гос. ун-т
им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 44 с.
Методические указания содержат планы практических
занятий, тематические списки источников и литературы,
ключевые понятия и термины, вопросы для
размышления.
Предназначены для студентов, обучающихся по всем
специальностям (дисциплина «Отечественная история»,
блок ГСЭ), очной формы обучения.
УДК 94 (4/9)
ББК Т 3(2)я73
Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2010
2
Стр.2
Пояснительная записка
Методические указания к практическим занятиям являются
частью единого учебно-методического комплекса по Отечественной
истории для студентов неисторических специальностей
очной формы обучения ЯрГУ. Они включают в себя:
варианты планов семинарских занятий;
ключевые понятия и термины по каждой теме;
вопросы для размышления;
тематические списки источников и литературы.
Планы семинарских занятий построены по проблемнохронологическому
принципу. Тематика практических занятий
составлена в соответствии с программой основного курса
«Отечественной истории» и посвящена социально-экономическим,
политическим, внешнеполитическим, культурным и духовным
проблемам истории нашего государства. Преподаватель
имеет возможность выбрать из предложенного перечня тот круг
вопросов, который считает наиболее важным для рассмотрения
на семинаре.
В процессе подготовки к практическим занятиям студенты
должны:
ознакомиться с рекомендуемыми источниками и исследованиями
по теме;
составить конспекты и сделать анализ публикаций;
усвоить ключевые понятия и термины из каждой темы
курса;
ответить на отдельно представленные к каждой теме курса
вопросы для размышления;
подготовиться к выступлению на семинарском занятии.
В ходе подготовки и участия в работе семинаров студенты
приобретают:
навыки работы с источниками и научным текстом;
навыки отбора и критического анализа материала;
опыт усвоения необходимой научной терминологии;
опыт публичного выступления;
навыки и умения защиты собственной точки зрения.
3
Стр.3
Семинарские занятия позволяют контролировать усвоение
студентами лекционного материала, способствуют развитию
аналитического мышления, учат студентов логично и
обоснованно излагать материал, формулировать выводы.
Планы практических занятий
по курсу «Отечественная история»
Тема 1. Русь в средние века (IX–XVII вв.)
Занятие 1. Древнерусское государство Киевская
Русь (вторая половина IX – 30-е гг. XII в.)
1. Проблема образования древнерусского государства Киевская
Русь.
2. Социально-экономические отношения в Древней Руси (по
Русской Правде).
3. Крещение Руси.
Ключевые понятия и термины: Русь, варяги, норманнская
и антинорманнская теории, раннефеодальная монархия, вервь,
«лествица», князь, дружина, ополчение, вече, полюдье, повоз,
уроки, погосты, вотчина, бояре, люди, смерд, закуп, рядович,
холоп, челядь, огнищанин, тиун, мечник, вира, гость.
Вопросы для размышления:
1. Насколько правомерна норманнская теория образования
государства?
2. Почему Киевскую Русь называют «раннефеодальной монархией»?
3.
Какие категории населения существовали в Древней Руси
согласно «Русской правде»? Их права и обязанности.
4. Значение принятия христианства в укреплении древнерусской
государственности и развитии культуры.
Источники
1. Полное собрание русских летописей. – СПб., 1846–1921. –
Т. 1–24; М.; Л., 1949–1963. – Т. 25–29; М.; Л., 1965–1994. – Т. 29–
39; М., 1995. – Т. 41.
2. Диакон Лев. История / Диакон Лев. – М., 1998.
4
Стр.4
3. Повесть временных лет. – М.; Л., 1950.
4. Карпини, Плано де. Путешествие в восточные страны
/ Плано де Карпини. – М., 1957.
5. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Рашид-ад-Дин. – М.,
1960.
Литература
1. Анохин, Ю. Г. Новая гипотеза происхождения государства
на Руси / Ю. Г. Анохин // Вопросы истории. – 2000. – № 3.
2. Вернадский, Г. В. История России. Киевская Русь
/ Г. В. Вернадский. – М.; Тверь, 1996.
3. Греков, Б. Д. Киевская Русь / Б. Д. Греков. – М., 1953.
4. Данилевский, И. Н. Древняя Русь глазами современников и
потомков (IX–XII вв.) / И. Н. Данилевский. – М., 1999.
5. Зимин, А. А. Холопы на Руси / А. А. Зимин. – М., 1973.
6. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Т. 1 / В. О. Ключевский.
– М., 1993.
7. Русь и варяги: новый взгляд на историю Европы и Руси. –
М., 1999.
8. Свердлов, Я. Генезис и структура феодального общества в
Древней Руси / Я. Свердлов. – Л., 1997.
9. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен.
Т. 1–3 / С. М. Соловьев. – М., 2008.
10. Тихомиров, М. Н. Пособие для изучения «Русской
правды» / М. Н. Тихомиров. – М., 1953.
11. Фроянов, И. Я. Киевская Русь / И. Я. Фроянов. – М., 1999.
12. Экономцев, И.
Православие.
Византия.
Россия
/ И. Экономцев. – М., 1992.
Занятие 2. Монголо-татарское нашествие и иго
(30-е гг. XIII в. – XV в.)
1. Монголо-татарское нашествие на Русь: причины, этапы,
последствия.
2. Установление монголо-татарского ига. Взаимоотношения
Руси и Орды.
3. Борьба Руси за свержение ордынского ига.
4. Исторические оценки монголо-татарского нашествия и ига.
5
Стр.5