Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Отечественная история (90,00 руб.)

0   0
АвторыБухарин Л. А., Заец С. В., Рутковский М. А., Слепцов Е. Я., Шокин С. Д., Шубина С. А., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц45
ID237735
АннотацияМетодические указания содержат планы практических занятий, тематические списки источников и литературы, ключевые понятия и термины, вопросы для размышления.
Кому рекомендованоПредназначены для студентов, обучающихся по всем специальностям (дисциплина «Отечественная история», блок ГСЭ), очной формы обучения.
УДК94(47+57)
ББК63.3(2)я73
Отечественная история : метод. указания / Л. А. Бухарин, С. В. Заец, М. А. Рутковский, Е. Я. Слепцов, С. Д. Шокин, С. А. Шубина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 45 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237735 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Кафедра истории России Отечественная история Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по всем специальностям Ярославль 2010 1 УДК 94 (4/9) ББК Т 3(2)я73 О 82 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009/10 года Рецензент кафедра истории России Ярославского государственного университета им. <...> Методические указания содержат планы практических занятий, тематические списки источников и литературы, ключевые понятия и термины, вопросы для размышления. <...> УДК 94 (4/9) ББК Т 3(2)я73  Ярославский государственный университет им. <...> Они включают в себя:  варианты планов семинарских занятий;  ключевые понятия и термины по каждой теме;  вопросы для размышления;  тематические списки источников и литературы. <...> Планы семинарских занятий построены по проблемнохронологическому принципу. <...> В процессе подготовки к практическим занятиям студенты должны:  ознакомиться с рекомендуемыми источниками и исследованиями по теме;  составить конспекты и сделать анализ публикаций;  усвоить ключевые понятия и термины из каждой темы курса;  ответить на отдельно представленные к каждой теме курса вопросы для размышления;  подготовиться к выступлению на семинарском занятии. <...> Планы практических занятий по курсу «Отечественная история» Тема 1. <...> Ключевые понятия и термины: Русь, варяги, норманнская и антинорманнская теории, раннефеодальная монархия, вервь, «лествица», князь, дружина, ополчение, вече, полюдье, повоз, уроки, погосты, вотчина, бояре, люди, смерд, закуп, рядович, холоп, челядь, огнищанин, тиун, мечник, вира, гость. <...> Анохин, Ю. Г. Новая гипотеза происхождения государства на Руси / Ю. Г. Анохин // Вопросы истории. <...> Данилевский, И. Н. Древняя Русь глазами современников <...>
Отечественная_история_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра истории России Отечественная история Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по всем специальностям Ярославль 2010 1
Стр.1
УДК 94 (4/9) ББК Т 3(2)я73 О 82 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009/10 года Рецензент кафедра истории России Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Составители: Л. А. Бухарин, С. В. Заец, М. А. Рутковский, Е. Я. Слепцов, С. Д. Шокин, С. А. Шубина Отечественная история: метод. указания / сост.: О 82 Л. А. Бухарин, С. В. Заец, М. А. Рутковский, Е. Я. Слепцов, С. Д. Шокин, С. А. Шубина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 44 с. Методические указания содержат планы практических занятий, тематические списки источников и литературы, ключевые понятия и термины, вопросы для размышления. Предназначены для студентов, обучающихся по всем специальностям (дисциплина «Отечественная история», блок ГСЭ), очной формы обучения. УДК 94 (4/9) ББК Т 3(2)я73  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
Пояснительная записка Методические указания к практическим занятиям являются частью единого учебно-методического комплекса по Отечественной истории для студентов неисторических специальностей очной формы обучения ЯрГУ. Они включают в себя:  варианты планов семинарских занятий;  ключевые понятия и термины по каждой теме;  вопросы для размышления;  тематические списки источников и литературы. Планы семинарских занятий построены по проблемнохронологическому принципу. Тематика практических занятий составлена в соответствии с программой основного курса «Отечественной истории» и посвящена социально-экономическим, политическим, внешнеполитическим, культурным и духовным проблемам истории нашего государства. Преподаватель имеет возможность выбрать из предложенного перечня тот круг вопросов, который считает наиболее важным для рассмотрения на семинаре. В процессе подготовки к практическим занятиям студенты должны:  ознакомиться с рекомендуемыми источниками и исследованиями по теме;  составить конспекты и сделать анализ публикаций;  усвоить ключевые понятия и термины из каждой темы курса;  ответить на отдельно представленные к каждой теме курса вопросы для размышления;  подготовиться к выступлению на семинарском занятии. В ходе подготовки и участия в работе семинаров студенты приобретают:  навыки работы с источниками и научным текстом;  навыки отбора и критического анализа материала;  опыт усвоения необходимой научной терминологии;  опыт публичного выступления;  навыки и умения защиты собственной точки зрения. 3
Стр.3
Семинарские занятия позволяют контролировать усвоение студентами лекционного материала, способствуют развитию аналитического мышления, учат студентов логично и обоснованно излагать материал, формулировать выводы. Планы практических занятий по курсу «Отечественная история» Тема 1. Русь в средние века (IX–XVII вв.) Занятие 1. Древнерусское государство Киевская Русь (вторая половина IX – 30-е гг. XII в.) 1. Проблема образования древнерусского государства Киевская Русь. 2. Социально-экономические отношения в Древней Руси (по Русской Правде). 3. Крещение Руси. Ключевые понятия и термины: Русь, варяги, норманнская и антинорманнская теории, раннефеодальная монархия, вервь, «лествица», князь, дружина, ополчение, вече, полюдье, повоз, уроки, погосты, вотчина, бояре, люди, смерд, закуп, рядович, холоп, челядь, огнищанин, тиун, мечник, вира, гость. Вопросы для размышления: 1. Насколько правомерна норманнская теория образования государства? 2. Почему Киевскую Русь называют «раннефеодальной монархией»? 3. Какие категории населения существовали в Древней Руси согласно «Русской правде»? Их права и обязанности. 4. Значение принятия христианства в укреплении древнерусской государственности и развитии культуры. Источники 1. Полное собрание русских летописей. – СПб., 1846–1921. – Т. 1–24; М.; Л., 1949–1963. – Т. 25–29; М.; Л., 1965–1994. – Т. 29– 39; М., 1995. – Т. 41. 2. Диакон Лев. История / Диакон Лев. – М., 1998. 4
Стр.4
3. Повесть временных лет. – М.; Л., 1950. 4. Карпини, Плано де. Путешествие в восточные страны / Плано де Карпини. – М., 1957. 5. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей / Рашид-ад-Дин. – М., 1960. Литература 1. Анохин, Ю. Г. Новая гипотеза происхождения государства на Руси / Ю. Г. Анохин // Вопросы истории. – 2000. – № 3. 2. Вернадский, Г. В. История России. Киевская Русь / Г. В. Вернадский. – М.; Тверь, 1996. 3. Греков, Б. Д. Киевская Русь / Б. Д. Греков. – М., 1953. 4. Данилевский, И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.) / И. Н. Данилевский. – М., 1999. 5. Зимин, А. А. Холопы на Руси / А. А. Зимин. – М., 1973. 6. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Т. 1 / В. О. Ключевский. – М., 1993. 7. Русь и варяги: новый взгляд на историю Европы и Руси. – М., 1999. 8. Свердлов, Я. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси / Я. Свердлов. – Л., 1997. 9. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. Т. 1–3 / С. М. Соловьев. – М., 2008. 10. Тихомиров, М. Н. Пособие для изучения «Русской правды» / М. Н. Тихомиров. – М., 1953. 11. Фроянов, И. Я. Киевская Русь / И. Я. Фроянов. – М., 1999. 12. Экономцев, И. Православие. Византия. Россия / И. Экономцев. – М., 1992. Занятие 2. Монголо-татарское нашествие и иго (30-е гг. XIII в. – XV в.) 1. Монголо-татарское нашествие на Русь: причины, этапы, последствия. 2. Установление монголо-татарского ига. Взаимоотношения Руси и Орды. 3. Борьба Руси за свержение ордынского ига. 4. Исторические оценки монголо-татарского нашествия и ига. 5
Стр.5