Огородова Акмеологические основы педагогической деятельности Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 1 УДК 159.9:37.015.3 ББК Ю940я73 О39 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Представлены основные подходы к исследованию профессионального развития педагога, достижению профессионального акме. <...> Знакомство с концепциями таких ведущих ученых, как Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др., позволяет психологу образования строить свою работу, заглядывая в глубины, суть педагогического процесса, прогнозировать результаты. <...> 3 В основу курса «Акмеологические основы педагогической деятельности» положена концепция профессионального развития учителя Л.М. Митиной. <...> Автор понимает профессиональное развитие учителя как рост, становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – как активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии. <...> Акмеологические основы развития субъекта деятельности Акмеология (от древнегреческого «акме» – острие, вершина, высшая степень чего-либо и «логос» – наука о человеке) изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности. <...> Акмеология идет по пути накопления общих закономерностей, в соответствии с которыми человек и общность людей реализуют высшие достижения в различных областях профессиональной деятельности на своем жизненном пути. <...> Характеристики акме в профессиональном развитии педагога Акме в профессиональном развитии человека (профессиональное <...>
Акмеологические_основы_педагогической_деятельности_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Т. В. Огородова
Акмеологические основы
педагогической деятельности
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 159.9:37.015.3
ББК Ю940я73
О39
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009/10 года
Рецензенты:
Т. Г. Киселева, канд. психол. наук, доцент, завкафедрой естественноматематических
дисциплин ГОУ ЯО Института развития образования;
кафедра дошкольного и начального образования ГОУ ЯО
Института развития образования
Огородова, Т. В. Акмеологические основы педагогичеО39
ской
деятельности: учеб. пособие / Т. В. Огородова; Яросл.
гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. –
116 с.
ISBN 978-5-8397-0750-4
Учебное пособие написано в соответствии с программой
спецкурса «Акмеологические основы педагогической
деятельности». Представлены основные подходы к исследованию
профессионального развития педагога, достижению
профессионального акме. Учебный материал сопровождается
вопросами и заданиями для самостоятельной работы
студентов.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 Психология (дисциплина «Акмеологические
основы педагогической деятельности», блок ДС),
очной формы обучения, а также преподавателей психологических
факультетов, психологов-практиков, педагогов.
УДК 159.9:37.015.3
ББК Ю940я73
ISBN 978-5-8397-0750-4
© Ярославский государственный университет
им. П. Г. Демидова, 2010
2
Стр.2
Содержание
Предисловие .............................................................................3
Акмеологические основы
развития субъекта деятельности ........................................4
Характеристики акме
в профессиональном развитии педагога ...............................7
Задания и вопросы для обсуждения .....................................11
Педагогическая деятельность
и концептуальная схема труда учителя ...........................12
Структура педагогической деятельности ............................13
Мотивация педагогической деятельности ...........................16
Задания и вопросы для обсуждения .....................................18
Педагогическое общение ....................................................19
Структура педагогического общения ...................................20
Стили педагогического общения ..........................................26
Задания и вопросы для обсуждения .....................................34
Личность учителя ................................................................37
Структурно-иерархическая модель
личности учителя ...................................................................41
Психолого-педагогические подходы
к определению педагогических способностей ....................45
Задания и вопросы для обсуждения .....................................50
113
Стр.113
Профессиональное развитие учителя ..............................51
Педагогическая направленность...........................................51
Структура и типы педагогической направленности ...........57
Педагогическая компетентность...........................................61
Педагогическая гибкость .......................................................65
Задания и вопросы для обсуждения .....................................71
Профессиональное самосознание учителя ......................71
Задания и вопросы для обсуждения: ....................................79
Модели труда учителя .........................................................80
Задания и вопросы для обсуждения: ....................................87
Профессиональное здоровье педагога .............................87
Профессиональные деформации личности .........................87
Синдром психического выгорания
в педагогической деятельности ...........................................90
Теория профессионального здоровья учителя ...................94
Задания и вопросы для обсуждения .....................................98
Творчество в педагогической деятельности
как условие профессионального развития учителя ......99
Задания и вопросы для обсуждения ...................................105
Литература ..........................................................................107
Приложение .........................................................................111
114
Стр.114