Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Юридический факультет
Юридические записки
молодых ученых
и аспирантов ЯрГУ
Сборник статей
Выпуск 9
Ярославль 2009
Стр.1
УДК 34
ББК Х.я43
Ю70
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2009 года
Юридические записки молодых ученых и аспирантов ЯрГУ:
Ю70
сб. статей / отв. ред. проф. М. В. Лушникова; Яросл. гос. ун-т
им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – Вып. 9. – 56 с.
В сборнике представлены статьи молодых ученых и аспирантов,
ведущих исследования в различных научных направлениях и
решающих проблемы как теоретического, так и прикладного характера.
УДК
34
ББК Х.я43
Редакционная коллегия:
д-р юрид. наук М. В. Лушникова (отв. редактор)
д-р юрид. наук В. Н. Карташов
д-р юрид. наук Л. Л. Кругликов
канд. юрид. наук В. В. Бутнев
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова,
2009
Научное издание
Юридические записки
молодых ученых и аспирантов ЯрГУ
Сборник статей
Выпуск 9
Редактор, корректор М. В. Никулина
Компьютерная верстка И. Н. Ивановой
Подписано в печать 18.06.2009. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 3,25. Уч.-изд. л. 3,13. Тираж 50 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.
Отпечатано на ризографе
Ярославский государственный университет
150000, Ярославль, ул. Советская, 14
2
Стр.2
Раздел 1. Актуальные проблемы теории
и истории права и государства
Ю. С. Баринина
Науч. рук. – проф. В. Н. Карташов
Основные элементы технологии продления
действия нормативных правовых актов
Продление действия нормативного правового акта непосредственно
связано с темпоральным аспектом его существования, определением
предельных границ его «активности», установлением периодов
времени, в пределах которого данный акт обладает юридической силой.
Все эти вопросы имеют важное теоретическое, практическое и
дидактическое значение.
Указанный феномен рассматривается нами в рамках правотворческой
практики и технологии. Так, под продлением действия нормативных
актов понимается такая разновидность правотворчества, которая
направлена на увеличение срока реализации акта, не утратившего еще
свою юридическую силу. В результате временной границы окончания
его действие «отодвигается», пролонгируется.
Если правотворческая практика продления действия нормативных
правовых актов позволяет в большей степени акцентировать внимание
на статике данного института, то соответствующая технология – на
динамично развивающихся обстоятельствах и процессах, обусловливающих
пролонгацию указанных актов1. В данном случае уже не затрагиваются
свойства практики, объективированный опыт (социальноправовая
память), многие другие компоненты ее содержания, формы,
функции и т. д.
Главными элементами современной технологии продления действия
нормативных правовых актов являются:
– основания (фактические и юридические), служащие причиной
для пролонгации актов;
– компетентные правотворческие субъекты («производители»),
имеющие соответствующие правомочия на продление нормативных
3
Стр.3
правовых актов определенной юридической силы (законом продлевается
действие другого закона и т. п.);
– объекты (предметы), т. е. «продукты обработки» (соответствующие
нормативные правовые акты, внутренние и внешние, экономические
и политические, социальные и духовные, юридические и
этические, организационные и т. п. обстоятельства);
– активные интеллектуальные и внешне актуализированные операции
субъектов технологического процесса, направленные на оценку конкретной
социально-правовой ситуации (фактических и юридических оснований),
принятие решения о пролонгации, подготовку и организацию
мероприятий для издания и оформления соответствующего решения;
– юридическая техника, т. е. совокупность общесоциальных, технических
и специально-юридических средств, необходимых для продления
действия актов;
– юридическая тактика, которая включает систему приемов, способов,
методов и правил оптимального использования указанных
средств (пролонгация может осуществляться с помощью специального
вспомогательного нормативного правового акта, автоматически, с момента
окончания приостановленного акта и т. д.);
– стратегический компонент пролонгации включает юридические
принципы (законности, оперативности, целесообразности и др.), долгосрочные
планы и прогнозы правового регулирования общественных
отношений, связанные с продлением действия нормативного правового
акта;
– процессуальные стадии, производства и режимы (они бывают
весьма упрощенными, например, при автоматической пролонгации, и
достаточно сложные);
– показатели, критерии, параметры и т. п., характеризующие качество
и эффективность, выносимых правотворческих решений (предписаний,
актов и т. п.) о продлении (отсутствие противоречий и коллизий
с действующим законодательством в связи с процессом пролонгации
акта и т. д.);
– ресурсообеспеченность технологического цикла продления действия
нормативного правового акта в полном объеме и/или отдельной
его части (здесь имеются в виду все материальные, финансовые, трудовые
и иные затраты, связанные с изданием вспомогательного акта,
обеспечивающего пролонгацию основного правового акта);
– соответствующие виды и методы контроля за законностью,
своевременностью, целесообразностью и справедливостью, качеством
и эффективностью правотворческих операций, принимаемых решений,
основных и вспомогательных нормативных актов, которые, безуслов4
Стр.4
но, вносят изменения в правовое регулирование общественных отношений
и систему права.
Более подробно некоторые из указанных выше элементов технологии
продления нормативных правовых актов рассматриваются нами
в «Юридических записках молодых ученых и аспирантов ЯрГУ» (выпуски
6–8) и сборниках научных трудов кафедры теории и истории государства
и права ЯрГУ (выпуски 6–9).
Примечания
1 Подробнее о юридических технологиях, их разновидностях и основных элементах
см., например: Карташов В. Н. Юридическая технология или юридическая техника? Некоторые
методологические аспекты исследования // Юридическая техника. 2007. № 1. С. 16–
24; Его же. Юридические технологии – перспективные направления исследований в современной
науке // Вестник ярославского государственного университета. 2008. № 6.
С. 46–49; Бахвалов С. В. Законодательная технология (некоторые проблемы теории и методологии):
Дис. … канд. юрид. наук. Ярославль, 2006; Карташов В. Н., Бахвалов С. В.
Правотворческая практика субъектов Российской Федерации (некоторые проблемы законодательной
технологии). Ярославль, 2007.
Е. В. Кискин
Науч. рук. – проф. В. Н. Карташов
Сущность правотворческой тактики
Родоначальником изучения правотворческой тактики принято считать
англичанина И. Бентама, опубликовавшего в 1791 году сочинение
"Тактика законодательных собраний". Автор, однако, писал не столько о
правотворческом процессе, сколько об организации парламентской деятельности
в целом. По его мнению, "тактика политических собраний
есть наука, которая учит вести собрания к цели их учреждения посредством
соблюдения порядка в их действиях"1. Позже, в XIX веке, другой
видный английский правовед К. Ильберт сузил рассматриваемое понятие,
ограничив тактику процедурой законодательного процесса, искусством
"проведения" закона через парламент2. В том же ключе определяют
"законодательную тактику" (legislative tactics) и современные исследователи
из государств англосаксонской юридической традиции3.
Представители ярославской юридической школы рассматривают
тактику, наряду с техникой и стратегией, как компонент юридической,
в частности правотворческой, технологии4. Так, по мнению
В. Н. Карташова и С. В. Бахвалова, законодательная тактика в самом
широком смысле есть умение и мастерство субъектов законотворчест5
Стр.5