П. Г. Демидова Кафедра теории и истории государства и права В. И. Лайтман История государства и права зарубежных стран Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Юриспруденция Ярославль 2009 УДК 341(091) ББК Х 2(0)я73 Л 18 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П. Г. Демидова Л 18 Лайтман, В. И. История государства и права зарубежных стран: метод. указания / В. И. Лайтман; Яросл. гос. ун-т им. <...> П. Г. Демидова, 2009 2 Общие методические указания История государства и права зарубежных стран – обязательная учебная дисциплина на юридических факультетах университетов и в юридических вузах, изучаемая в ряду других фундаментальных основополагающих юридических дисциплин (теории государства и права, истории отечественного государства и права, истории политических и правовых учений и др.) <...> . В этом качестве она берет свое начало от учебного курса «Всеобщая история права», введенного в программу обучения студентов-юристов «Общим Уставом российских университетов» в 1864 году. <...> В изучении истории государства и права зарубежных стран ничто не может заменить студенту знакомства с первоисточником: тем или иным судебником древности, феодальной хартией, буржуазной кодификацией или конституцией, с историческими особенностями их форм, понятий, языка и стиля. <...> В них содержатся планы семинарских занятий, перечень основной и дополнительной литературы ко всем темам, примерная тематика курсовых работ, вопросы для подготовки к экзамену. <...> Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. <...> Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / под ред. <...> Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. <...> Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран / М. Н. Прудников. <...> Ливанцев, К. Е. История государства и права Средних веков / К. Е. Ливанцев. <...> Пахомов, А. О. История государства <...>
История_государства_и_права_зарубежных_стран_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра теории и истории государства и права
В. И. Лайтман
История государства и права
зарубежных стран
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Юриспруденция
Ярославль 2009
Стр.1
УДК 341(091)
ББК Х 2(0)я73
Л 18
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензенты:
Егоров С. А., доцент кафедры теории и истории государства
и права, кандидат юридических наук;
кафедра теории и истории государства и права ЯрГУ
им. П. Г. Демидова
Л 18
Лайтман, В. И. История государства и права зарубежных
стран: метод. указания / В. И. Лайтман; Яросл.
гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. –
55 с.
Содержат общие методические указания, планы семинарских
занятий, перечни основной и дополнительной
литературы ко всем темам, примерную тематику курсовых
работ, вопросы для подготовки к экзамену.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030501 Юриспруденция (дисциплина «История
государства и права зарубежных стран», блок ОПД), очной
и очно-заочной форм обучения.
УДК 341(091)
ББК Х 2(0)я73
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2009
2
Стр.2
Общие методические указания
История государства и права зарубежных стран – обязательная
учебная дисциплина на юридических факультетах университетов
и в юридических вузах, изучаемая в ряду других фундаментальных
основополагающих юридических дисциплин (теории государства
и права, истории отечественного государства и права,
истории политических и правовых учений и др.). В этом качестве
она берет свое начало от учебного курса «Всеобщая история права»,
введенного в программу обучения студентов-юристов «Общим
Уставом российских университетов» в 1864 году.
Как учебная дисциплина, история государства и права зарубежных
стран обеспечивает познание закономерностей и особенностей
возникновения и развития (упадка) государств и правовых
систем, существовавших или продолжающих существовать вне
территории современной Российской Федерации и оказавших
наибольшее влияние на государственно-правовую историю человечества.
Она способствует формированию широкой правовой
культуры будущего специалиста-юриста; выработке навыков
юридического мышления, интерпретации юридически значимых
фактов и аргументированного изложения своей позиции; закладывает
историко-правовую основу для глубокого изучения начал
юриспруденции; позволяет лучше увидеть отечественную российскую
историю государства и права на фоне государственноправового
развития других народов; дает возможность яснее понять
современную государственность и прогнозировать основные
тенденции ее развития в обозримом будущем; предоставляет
возможность учитывать достижения прошлого, равно как и
учиться на чужих ошибках в целях недопущения их повторения.
История государства и права зарубежных стран изучается
студентами всех форм обучения на 1 курсе в течение одного семестра.
По данной дисциплине предполагается чтение лекций,
проведение семинаров, консультаций, изучение курса заканчивается
сдачей экзамена. Возможно также написание курсовых и дипломных
работ.
Семинарские занятия – одна из важных и обязательных форм
изучения истории государства и права зарубежных стран. На се3
Стр.3
минаре обсуждаются наиболее важные и сложные темы учебного
курса. По своему характеру, содержанию и назначению он выполняет
познавательные, контрольные и воспитательные функции
в их неразрывном единстве. Здесь сочетаются подведение
итогов самостоятельных занятий студентов, проверка, закрепление,
расширение и углубление приобретенных ими знаний.
Основными целями семинарских занятий по курсу "История
государства и права зарубежных стран" являются:
а) глубокое усвоение соответствующих разделов курса истории
государства и права зарубежных стран: общих закономерностей
и специфических черт развития государств и правовых систем
древности, средневековья, новой и новейшей истории;
б) овладение навыками самостоятельной работы над юридическими
документами, умением выявить их характерные черты,
особенности основных принципов и правовых институтов;
в) приобретение опыта технико-юридического, исторического
и сравнительного анализа правовых документов.
В изучении истории государства и права зарубежных стран
ничто не может заменить студенту знакомства с первоисточником:
тем или иным судебником древности, феодальной хартией,
буржуазной кодификацией или конституцией, с историческими
особенностями их форм, понятий, языка и стиля. Без самостоятельной
работы над ним, как бы ни был содержателен и полон
соответствующий раздел учебника, студент не может в полной
мере закрепить своих знаний по предмету.
Рекомендуется следующий порядок подготовки студента к
семинарским занятиям:
1. Изучение соответствующих разделов учебника или учебного
пособия.
2. Непосредственная работа над первоисточниками: усвоение
фактов, их анализ, осмысление, сопоставление. По каждому источнику
желательно составление краткого конспекта с четким
указанием места и времени появления правового документа, его
характеристик, с конкретными ссылками на отдельные статьи закона.
Большую
помощь в правильном понимании первоисточника
могут оказать записи прослушанных лекций и изучение дополни4
Стр.4
тельной литературы, расширяющей материал отдельных разделов
учебника. Особо следует выделить самостоятельные выводы студента,
полученные им в ходе анализа и сопоставления отдельных
правовых положений.
Работа на семинаре в основном сводится к обстоятельному
обсуждению вопросов, которые включены в план занятий. Студент
должен показать глубокое знание работ классиков, специальных
исследований и правовых документов по данной проблеме.
Следует стремиться к развернутому, теоретически обоснованному
ответу на предложенные вопросы. Их раскрытие должно
характеризоваться научностью, конкретно-историческим подходом
к изучению проблемы.
Нередко студенты сталкиваются с таким положением, когда
по одному и тому же вопросу ученые придерживаются разных
взглядов. В этом случае следует привести основные точки зрения
по данной проблеме и мотивированно присоединиться к одной из
них или доказательно высказать собственное суждение.
Снижает качество ответа на семинаре бедность языка, слабая
речевая культура, неправильное и неумелое употребление специальных
терминов.
Предлагаемые методические указания призваны оказать помощь
студентам в изучении истории государства и права зарубежных
стран. В них содержатся планы семинарских занятий, перечень
основной и дополнительной литературы ко всем темам,
примерная тематика курсовых работ, вопросы для подготовки к
экзамену.
5
Стр.5