Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Примерные рекомендации по организации работы кураторов на факультете социально-политических наук (90,00 руб.)

0   0
Первый авторНажмудинов Г. М.
Авторы Албегова И. Ф., Буторина А. А. , Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц42
ID237464
АннотацияВ методических указаниях изложены основные направления, формы, методы и технологии работы кураторов в студенческих группах. Определены цели, задачи и функции кураторства как социального института. Даны практические рекомендации по организации деятельности кураторов в учебных группах 1-3 курсов, в том числе по оптимизации учебной и профессиональной адаптации и мотивации студентов. Предназначены для преподавателей специальностей 040201 Социология, 040101 Социальная работа, 030201 Политология.
УДК 37:36
ББКЧ 484я73
Нажмудинов, Г. М. Примерные рекомендации по организации работы кураторов на факультете социально-политических наук : метод. указания / И. Ф. Албегова, А. А. Буторина; Яросл. гос. ун-т; Г. М. Нажмудинов .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237464 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> Буторина Примерные рекомендации по организации работы кураторов на факультете социально-политических наук ЯрГУ им. <...> П.Г. Демидова Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для преподавателей специальностей Социология, Социальная работа, Политология Ярославль 2009 УДК 37:36 ББК Ч 484я73 Н 18 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009 года Рецензент кафедра социальных технологий Н 18 Нажмудинов, Г.М. Примерные рекомендации по организации работы кураторов на факультете социально-политических наук: метод. указания / Г.М. Нажмудинов, И.Ф. Албегова, А.А. Буторина. <...> В методических указаниях изложены основные направления, формы, методы и технологии работы кураторов в студенческих группах. <...> Определены цели, задачи и функции кураторства как социального института. <...> Даны практические рекомендации по организации деятельности кураторов в учебных группах 1 – 3 курсов, в том числе по оптимизации учебной и профессиональной адаптации и мотивации студентов. <...> УДК 37:36 ББК Ч 484я73 © Ярославский государственный университет им. <...> Работа кураторов направлена на решение одной из важнейших задач высшей школы – способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. <...> В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора и расширяется круг его задач. <...> В последнее десятилетие произошла более резкая дифференциация отношения студентов к учебе, многие из них начиная со 2-го или 3-го курсов вынуждены работать, некоторые имеют обеднённые нравственные ориентиры, низкую мотивацию к учебной деятельности. <...> Для значительной части студентов открытым остаётся вопрос трудоустройства после окончания вуза. <...> Они призваны помочь <...>
Примерные_рекомендации_по_организации_работы_кураторов_на_факультете_социально-политических_наук_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра социальных технологий Г.М. Нажмудинов И.Ф. Албегова А.А. Буторина Примерные рекомендации по организации работы кураторов на факультете социально-политических наук ЯрГУ им. П.Г. Демидова Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для преподавателей специальностей Социология, Социальная работа, Политология Ярославль 2009
Стр.1
УДК 37:36 ББК Ч 484я73 Н 18 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра социальных технологий Н 18 Нажмудинов, Г.М. Примерные рекомендации по организации работы кураторов на факультете социально-политических наук: метод. указания / Г.М. Нажмудинов, И.Ф. Албегова, А.А. Буторина. – Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 40 с. В методических указаниях изложены основные направления, формы, методы и технологии работы кураторов в студенческих группах. Определены цели, задачи и функции кураторства как социального института. Даны практические рекомендации по организации деятельности кураторов в учебных группах 1 – 3 курсов, в том числе по оптимизации учебной и профессиональной адаптации и мотивации студентов. Предназначены для преподавателей специальностей 040201 Социология, 040101 Социальная работа, 030201 Политология. УДК 37:36 ББК Ч 484я73 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Введение Институт кураторов академических групп, являясь одной из форм взаимодействия преподавателей и студентов, способствует скорейшей адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу, вузу, его преподавателям и студенческой жизни в целом. Работа кураторов направлена на решение одной из важнейших задач высшей школы – способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора и расширяется круг его задач. В последнее десятилетие произошла более резкая дифференциация отношения студентов к учебе, многие из них начиная со 2-го или 3-го курсов вынуждены работать, некоторые имеют обеднённые нравственные ориентиры, низкую мотивацию к учебной деятельности. Для значительной части студентов открытым остаётся вопрос трудоустройства после окончания вуза. Всё это заставляет вносить коррективы в воспитательную работу, требует от кураторов больших затрат времени и душевных сил. Предложенные рекомендации носят практикоориентированный характер и направлены на оказание квалифицированной помощи в решении некоторых психологических проблем студентов. Они призваны помочь кураторам учебных групп в организации работы и могут быть использованы всеми преподавателями в воспитательной работе со студентами. 3
Стр.3
1. Цели и основные направления работы кураторов учебных групп 1.1. Цели, задачи и функции института кураторства Современный этап развития российского образования предполагает целенаправленное взаимодействие всех участников воспитательного процесса вуза. Значительная роль в нем отводится кураторам учебной группы. Куратор (от лат. curator – попечитель) – лицо, которому поручено наблюдение. Куратор учебной группы – профессионалпедагог, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в учебной группе, создающий условия для адаптации, мотивации и самореализации каждого студента. Целью кураторской работы в учебной группе является повышение уровня адаптации студентов к вузу и учебному процессу, развитие позитивной мотивации к учебной деятельности и создание условий для самореализации учащихся. Деятельность куратора в учебной группе предполагает решение следующих задач: – создание благоприятных психолого-педагогических условий для разнообразной содержательной деятельности обучаемых; – повышение уровня адаптации студентов к учебной и будущей профессиональной деятельности; – формирование учебной группы как воспитательной среды, обеспечивающей социализацию каждого студента; – помощь в формировании и функционировании органов самоуправления; – организацию совместно с другими субъектами воспитательной работы всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей студентов в социальные отношения; 4
Стр.4
– развитие мотивации студентов к самосовершенствованию и самоактуализации в досуговых, спортивных, трудовых объединениях, молодежных общественных организациях; – формирование активной гражданской позиции у студенческой молодежи; – создание условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья обучаемых; – содействие осознанию студентами социальной значимости своей будущей профессии, формированию профессиональных интересов; – развитие взаимодействий с семьей по вопросам обучения, воспитания и формирования здорового образа жизни студентов, проведение работы с родителями, их активное вовлечение в жизнедеятельность учебного заведения1 . Функции куратора – информативная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная) и творческая. Функция информирования предполагает деятельность куратора в области своевременного получения студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие. Функция организации предполагает структурирование куратором совместно с участниками внеучебной жизни студенческой группы (посвящение в первокурсники, проведение Дней групп, профессиональных праздников, формирование и поддержание внутригрупповых традиций и т.д.). Коммуникационная функция обеспечивает и поддерживает благоприятную психологическую атмосферу в курируемой студенческой группе; структурирует внутригрупповые отношения; способствует непосредственному участию в жизни группы в качестве формального лидера; организует посредничество с кафедрами, деканатом, администрацией университета. Функция контроля предполагает контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, за вы1 Шаврук С.В. Организация работы кураторства в учебной группе: метод. пособие / С.В. Шаврук, В.А. Денисов, Е.А. Романович, А.И. Васько. Минск: БГЭУ, 2008. С. 6. 5
Стр.5