Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Геоботаника (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБорисова М. А.
Авторы Богачев В. В., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц160
ID237407
АннотацияПособие написано в соответствии с программой учебно-полевой практики. Вводятся основные геоботанические понятия и термины, используемые при изучении растительного покрова, характеризуются фитоценотические и эколого-флористические особенности основных типов растительного покрова подзоны южной тайги, описаны общепринятые методы изучения растительных сообществ на примере наиболее типичных для района практики, дается перечень вопросов для проверки усвоения материала, а также примерная тематика индивидуальных работ. В приложение вынесен справочный материал, облегчающий выполнение заданий. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 020201 Биология, 020801 Экология и направлению 020800 Экология и природопользование (дисциплина «Геоботаника», блок ОПД), очной и заочной форм обучения.
ISBN978-5-8397-0646-0
УДК574+57
ББКЕ 581.8я73
Борисова, М. А. Геоботаника : учеб. пособие / В. В. Богачев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; М. А. Борисова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 160 с. — ISBN 978-5-8397-0646-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/237407 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

План 2009 года Рецензенты: Папченков В. Г., проф., д-р биол. наук, зав. лабораторией высшей водной растительности ИБВВ им. <...> ISBN 978-5-8397-0646-0 Пособие написано в соответствии с программой учебнополевой практики. <...> Вводятся основные геоботанические понятия и термины, используемые при изучении растительного покрова; характеризуются фитоценотические и эколого-флористические особенности основных типов растительного покрова подзоны южной тайги; описаны общепринятые методы изучения растительных сообществ на примере наиболее типичных для района практики; дается перечень вопросов для проверки усвоения материала, а также примерная тематика индивидуальных работ. <...> П. Г. Демидова, 2009 Введение Закрепление теоретических основ геоботаники как общеобразовательной и фундаментальной дисциплины ботанического цикла у студентов II курса специальностей Биология, Экология и направления Экология и природопользование происходит на летней учебно-полевой практике. <...> Практика проходит на биологическом стационаре «Улейма» (Угличский район Ярославской области) по подгруппам: для студентов-экологов и природопользователей в течение 7 дней, для биологов в течение 18 дней. <...> На практике студенты знакомятся с растительными сообществами основных типов растительного покрова, разнообразие которых в районе биостанции позволяет показать их специфику, выявить фитоценотические и эколого-флористические особенности, раскрыть роль растительных сообществ в экосистемах, их зависимость от среды и воздействие на нее, взаимодействие растительного покрова с другими компонентами экосистемы. <...> 3 Настоящее пособие содержит систематизированный материал, представленный следующими разделами: теоретические основы геоботаники, природно-ботаническая характеристика Ярославской области и района практики, описания основных типов растительности, характерных для подзоны южной тайги, основные методы изучения, сбора геоботанического материала <...>
Геоботаника_Учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Геоботаника_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова М. А. Борисова В. В. Богачев Геоботаника Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальностям Биология, Экология и направлению Экология и природопользование Ярославль 2009
Стр.1
УДК 574+57 ББК Е 581.8я73 Б 82 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: Папченков В. Г., проф., д-р биол. наук, зав. лабораторией высшей водной растительности ИБВВ им. И. Д. Папанина РАН; Воронин Л. В., д-р биол. наук, доц. кафедры ботаники, теории и методики обучения биологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; кафедра общей биологии и ботаники Ивановского государственного университета Б 82 Борисова, М. А. Геоботаника: учеб. пособие / М. А. Борисова, В. В. Богачев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 160 с. ISBN 978-5-8397-0646-0 Пособие написано в соответствии с программой учебнополевой практики. Вводятся основные геоботанические понятия и термины, используемые при изучении растительного покрова; характеризуются фитоценотические и эколого-флористические особенности основных типов растительного покрова подзоны южной тайги; описаны общепринятые методы изучения растительных сообществ на примере наиболее типичных для района практики; дается перечень вопросов для проверки усвоения материала, а также примерная тематика индивидуальных работ. В приложение вынесен справочный материал, облегчающий выполнение заданий. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 020201 Биология, 020801 Экология и направлению 020800 Экология и природопользование (дисциплина «Геоботаника», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. УДК 574+57 ББК Е 581.8я73 ISBN 978-5-8397-0646-0 2 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009
Стр.2
Введение Закрепление теоретических основ геоботаники как общеобразовательной и фундаментальной дисциплины ботанического цикла у студентов II курса специальностей Биология, Экология и направления Экология и природопользование происходит на летней учебно-полевой практике. Практика проходит на биологическом стационаре «Улейма» (Угличский район Ярославской области) по подгруппам: для студентов-экологов и природопользователей в течение 7 дней, для биологов в течение 18 дней. В главные задачи практики входят: применение основных теоретических положений геоботаники, освоение основных методов и приемов изучения флоры и растительности, выявление закономерностей распределения растений и их сообществ в соответствии с экологическими условиями, оценка ценотического разнообразия и динамики растительного покрова, изучение способов рационального использования природных комплексов с целью охраны растительного мира. На практике студенты знакомятся с растительными сообществами основных типов растительного покрова, разнообразие которых в районе биостанции позволяет показать их специфику, выявить фитоценотические и эколого-флористические особенности, раскрыть роль растительных сообществ в экосистемах, их зависимость от среды и воздействие на нее, взаимодействие растительного покрова с другими компонентами экосистемы. Методически практика строится на лекциях-беседах, экскурсиях, освоении основных методов описания растительности и выполнении индивидуальных заданий, включенных в данное пособие. Не все темы, включенные в пособие, являются обязательными. Работа по ним корректируется преподавателем с учетом погодных условий. Студентам-биологам в начале практики по их выбору даются индивидуальные задания, на выполнение которых выделяются специальные дни. Итоги практики подводятся в форме индивидуальных зачетов и итоговой конференции (для студентовбиологов). 3
Стр.3
Настоящее пособие содержит систематизированный материал, представленный следующими разделами: теоретические основы геоботаники, природно-ботаническая характеристика Ярославской области и района практики, описания основных типов растительности, характерных для подзоны южной тайги, основные методы изучения, сбора геоботанического материала и порядок его обработки, примерные темы индивидуальных работ, перечень литературы для углубленного изучения отдельных вопросов, дополнительные материалы (приложения), облегчающие выполнение заданий. 4
Стр.4
1. Теоретические основы геоботаники 1.1. Основные понятия Перед прохождением студентами практики по геоботанике излагаются основные положения и понятия данной науки, которые используются при описании конкретных типов растительного покрова. Растительный покров – безранговая система растительного мира, которая включает в себя флору и растительность. Флора представляет собой «совокупность видов растений, встречающихся в данной местности (области, стране), слагающих все свойственные ей растительные сообщества, заселяющих все типы местообитаний» (Толмачев, 1974). Данное понятие имеет определенное географическое, а не узко топологическое или ценотическое содержание. Совокупности видов растений, выделенные по принципу связанности с определенным фитоценозом (например, отдельного лесного массива, луга или болота и т.п.), являются частями флоры (ценофлорами). Флора обладает определенным набором признаков, из которых наиболее важным является видовой состав различных таксонов, экологических, ценотических и географических элементов. Экологический элемент флоры составляют группы видов, сходные по своим требованиям к отдельным факторам среды обитания (к условиям увлажнения, освещения, свойствам почв и грунтов). Так, спектр экологических групп (экоморф), направленный в сторону влажности, представлен группами: ксерофиты, мезоксерофиты, мезофиты, мезогигрофиты, гигрофиты, гидрофиты. Растения, произрастающие в условиях плохой аэрации в результате постоянного или длительного полного насыщения почвы застойной водой, называют оксилофитами; растения, приспособленные к жизни на песках, – псаммофитами. Нитрофиты – растения, произрастающие на богатых азотом почвах; психрофиты – холодостойкие растения влажных почв; галофиты – растения, произрастающие в условиях избытка в почве солей и др. 5
Стр.5