Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» Подвижные игры (учебное пособие) Оренбург - 2014 1 УДК – 7А8(07) ББК – 75.5я7 Р17 Рецензенты: В.А.Востриков, к.т.н., доцент П.П.Тиссен, к.п.н., доцент Авторы: Р.Н.Разяпова, Л.Н.Малорошвило, Васильева Л.Б. <...> Подвижные игры малой, средней и большой интенсивности проводятся во время спортивного часа: занятий в спортивных секциях; в группе ОФП; физкультурных праздниках. <...> Их продолжительность в зависимости от объёма регламентированной двигательной активности составляет: гимнастика до учебных занятий в 1 – 4 классах – 5 – 6 минут, физкультминутки на уроках – 5 минут, подвижные перемены – 15 – 20 минут, спортивный час – 60 минут, занятия в группах ОФП и спортивных секциях – 1 час 30 минут в неделю. <...> Продолжительность гимнастики до учебных занятий в 5 – 6 классах 3 составляет 5 – 7 минут и 6 – 8 минут в 7 – 9 классах, физкультминутка на уроках 5 минут, подвижных перемен 15 – 20 минут, спортивный час 60 минут. <...> Игровая форма урока Подвижная игра относится к таким проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. <...> Каждый играющий стремится поставить себя в наиболее выгодное по сравнению с соперником положение, и вместе с тем каждый стремится создать для последнего возможно большие трудности в осуществлении игровых целей. <...> 5 Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво. <...> Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. <...> Таким образом, подвижные игры – один из важных способов воспитания детей в коллективе и через коллектив при руководящей роли педагога. <...> Водящим может быть игрок, победивший в предыдущей игре, оставшийся не пойманным, выполнивший задание лучше других, принявший <...>
Подвижные_игры.pdf
Введение
Традиционно общепризнано, что одним из видов деятельности,
обеспечивающих эффективное формирование личности детей, является игра,
отражающая социальный опыт человечества, удовлетворяющего
биологические потребности детей, что в целом позволяет считать её
адекватным педагогическим средством обучения, воспитания и развития
ребёнка.
В образовании детей подвижным играм принадлежит значимое место.
Этот вид физических упражнений характеризуется особой
привлекательностью и полифункциональностью воздействия. Их ценность
обусловлена ещё и тем, что их средствами можно эффективно воздействовать
на личностную сферу детей, решая с их использованием различные задачи
воспитания, обучения и развития.
Организация подвижных игр во внеурочных и внеклассных
формах физического воспитания в школе
Комплексной школьной программой физкультурно-оздоровительных
мероприятий, которые осуществляются в режиме учебного дня школы,
предусмотрено ежедневное проведение гимнастики до учебных занятий,
физкультурных минут во время уроков, физических упражнений и
подвижных игр на удлинённых переменных, спортивные часы.
Цель этой работы – приобщение основной массы школьников к
системе занятий физическими упражнениями.
Результативность внеклассных форм физического воспитания,
физкультурно-массовых и спортивных мероприятий обеспечивается
совместными усилиями организатора внеклассной воспитательной работы,
учителей физической культуры, классных руководителей и всего
педагогического коллектива школы.
Общая характеристика содержания подвижной игры определяется
влиянием нагрузки, которая характеризуется в двигательной активности
занимающихся.
Подвижные игры малой, средней и большой интенсивности проводятся
во время спортивного часа: занятий в спортивных секциях; в группе ОФП;
физкультурных праздниках.
Их продолжительность в зависимости от объёма регламентированной
двигательной активности составляет: гимнастика до учебных занятий в 1 – 4
классах – 5 – 6 минут, физкультминутки на уроках – 5 минут, подвижные
перемены – 15 – 20 минут, спортивный час – 60 минут, занятия в группах
ОФП и спортивных секциях – 1 час 30 минут в неделю. Учащиеся в
начальных классах 6 – 8 раз в учебном году принимают участие в
соревнованиях и ежемесячно – в группах здоровья.
Продолжительность гимнастики до учебных занятий в 5 – 6 классах
3
Стр.3
составляет 5 – 7 минут и 6 – 8 минут в 7 – 9 классах, физкультминутка на
уроках 5 минут, подвижных перемен 15 – 20 минут, спортивный час 60
минут.
Учащиеся 5 – 9 классов 8 – 10 раз в учебном году принимают участие в
соревнованиях и ежемесячно – в группах здоровья.
Игровая форма урока
Подвижная игра относится к таким проявлениям игровой деятельности,
в которых ярко выражена роль движений. Она выгодно отличается от строго
регламентированных движений тем, что всегда связана с инициативным
моментом решения двигательных задач. Это, пожалуй, наиболее
существенный фактор, который придаёт подвижной игре притягательную
силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у
школьника положительные эмоции. При этом данные эмоции проявляются
независимо от предполагаемых результатов игры.
Наиболее существенной особенностью подвижных игр необходимо
считать отражение в них, наряду со многими явлениями окружающей
действительности, двух характерных и важных видов взаимоотношений
между людьми: соревновательной борьбы и сотрудничества.
Важнейшее значение в подвижных играх, с педагогической точки
зрения, приобретают конкретные взаимоотношения между играющими
школьниками, которые определяют не только формы соревновательной
борьбы и взаимного сотрудничества, но и особенности выполнения многих
игровых действий, интенсивность и величину усилий, остроту некоторых
переживаний и др.
Важной особенностью подвижных игр является то, что игровые
действия осуществляются в постоянно или, чаще всего, в неожиданно
меняющихся условиях. Каждый играющий стремится поставить себя в
наиболее выгодное по сравнению с соперником положение, и вместе с тем
каждый стремится создать для последнего возможно большие трудности в
осуществлении игровых целей.
Урок, как известно, является основной формой физического
воспитания детей в школе и построен на основе общих возрастных
закономерностей, которые позволяют педагогу на каждом уроке разумно и с
наибольшей эффективностью решать поставленные задачи. Практика
показывает, что существующая методика школьного обучения не всегда
приводит к успеху. Поэтому многие учителя физической культуры, научные
работники, другие педагоги предлагают инновационные подходы к
проведению уроков физической культуры.
Ещё К.Д. Ушинский увидел прямую зависимость подвижности ребёнка
от умственной и практической деятельности его души. На этой же позиции
стоял С.Т. Шацкий, который полагал, что «появление игры зависит от
богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка». Многие
4
Стр.4