Министерство культуры Российской Федерации
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Е. И. Боброва
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА
Монография
Кемерово 2010
1
Стр.1
УДК 78.305.8
ББК 022.9
Б72
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор
Е. Л. Кудрина;
доктор педагогических наук, профессор
Н. И. Гендина;
доктор культурологии, профессор
Г. Б. Паршукова
Боброва, Е. И.
Б72 Информационно-коммуникационные технологии в деятельности
библиотеки вуза [Текст]: монография / Е. И. Боброва. – Кемерово:
КемГУКИ, 2010. – 156 с.
ISBN 978-5-8154-0193-8.
Монография посвящена актуальной проблеме педагогической науки и
практики – применению информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) в деятельности библиотеки вуза.
ИКТ в вузовских библиотеках влияют в целом на все производственные
процессы, однако при этом не изменяется их функциональное содержание. Автоматизация
производственных процессов библиотеки вуза (комплектования
фонда, приема и учета, обработки документов и др.) вносит коррективы в последовательность
и номенклатуру технологических операций. Применение ИКТ
(Интернет-технологии, появление электронных ресурсов) отражается на конечном
результате – увеличении ассортимента продуктов и услуг: электронные каталоги,
web-сайты, электронная доставка документов, дистанционные образовательные
услуги.
Полученные в результате исследования рекомендации могут найти применение
в сфере библиотечного менеджмента вузовских библиотек региона.
УДК 78.305.8
ББК 022.9
ISBN 978-5-8154-0193-8
2
© Боброва Е. И., 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................... 4
Глава 1. Тенденции применения информационно-коммуникационных
технологий в библиотеке вуза
1.1. Подходы к определению дефиниции «информационнокоммуникационные
технологии»............................................................. 11
1.2. Компонентная структура информационно-коммуникационных
технологий........................................................................................... 28
1.3. Компоненты информационно-коммуникационных технологий
в деятельности библиотеки вуза ................................................... 41
1.4. Технологическая модель библиотеки вуза в условиях
применения информационно-коммуникационных технологий ........... 51
Глава 2. Влияние информационно-коммуникационных технологий
на технологические подсистемы библиотеки вуза
2.1. Реализация производственных процессов библиотеки вуза
на базе информационно-коммуникационных технологий.................... 68
2.2. Формирование информационно-коммуникационных компетенций
персонала и пользователей библиотеки вуза......................... 81
2.3. Выявление специфики подсистемы нормативнометодического
обеспечения информационно-коммуникационных
технологий библиотеки вуза .................................................................... 99
2.4. Совершенствование подсистемы организационного
управления и контроля качества библиотеки вуза на базе информационно-коммуникационных
технологий ................................................ 114
Заключение ............................................................................................... 131
Список использованной литературы....................................................... 135
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в системе образования Российской Федерации
проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных
технологий, научно-методического обеспечения учебного
процесса и научных исследований в целях объединения наработок системы
образования с новейшими информационными технологиями, что
вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное
пространство, доступное для широких слоев населения. Обновление и
укрепление государственности, демократизация общественной жизни,
переход на рыночные механизмы экономического развития, децентрализация
управления, интеграция в мировое политическое, экономическое и
социокультурное пространство стали объективными предпосылками модернизации
системы отечественного образования. Содержание и направления
образовательной политики России определены в Федеральных Законах
Российской Федерации «Об образовании» [164], «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной
доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. [156]. Основной
упор в вышеперечисленных документах делается на создание
технически оснащенной, единой информационной образовательной среды,
которая должна обладать гибкой и легко адаптируемой организационной
структурой, оптимальной для использования в учебном процессе.
В условиях развития цивилизации – перехода к информационному
обществу – научное знание и информация становятся определяющим
фактором общественной жизни и производства, которое базируется на
отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные
продукты и услуги, а также оборудование для передачи и обработки
знаний и информации. Основы информатизации общества, в частности,
системы высшего образования в России, изложены в ряде имеющих концептуальное
значение правительственных документов [160–163]. Важным
компонентом информационной образовательной среды выступает
библиотека вуза, включенная в образовательный, научный и педагогический
процесс. Адаптация библиотеки вуза к новым задачам, адекватным
современной парадигме образования и изменившимся социальноэкономическим
условиям системы высшего образования, связана с применением
информационно-коммуникационных технологий.
4
Стр.4
Важной социальной задачей библиотек вузов является обеспечение
равных прав студентов и преподавателей на оперативное получение
информации в процессе обучения, содействие повышению профессиональной
квалификации пользователей, независимо от их места проживания,
общественного положения и сферы деятельности. Работа вузовских
библиотек, осуществляющих доступ к широкому спектру информационных
источников, независимо от формы предоставления, неразрывно связана
с современными образовательными технологиями.
Применение информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) в деятельности вузовских библиотек инициировало формирование
электронных образовательных ресурсов. Это определило принципы новой
ассортиментной политики, ориентированной на удовлетворение потребностей
участников образовательного процесса. Внедрение ИКТ вызвало
изменения в производственных
процессах библиотеки,
требованиях к информационно-коммуникационным компетенциям библиотечных
кадров.
В конце ХХ столетия библиотечная отрасль в России развивались в
условиях перехода к комплексному использованию традиционных и автоматизированных
информационных технологий. Библиотеки вузов
осуществляют комплексную автоматизацию, уделяя преимущественное
внимание наращиванию и развитию технической базы. В то же время
технологическое содержание происходящих изменений, важных для определения
целей и решения задач каждой вузовской библиотеки, часто
не подвергается серьезному осмыслению [182]. Создание единого информационного
пространства предполагает наличие типовых технологических
решений, например, в вопросах формирования и предоставления
полнотекстовых электронных ресурсов в библиотеке вуза. Информация,
сохранённая в цифровом виде на внешних носителях или доступная в сетевом
режиме, открывает новые возможности обеспечения учебного
процесса. В условиях реализации информационно-коммуникационных
технологий в библиотеках вузов ощущается дефицит специалистов в
этой области. Неполнота нормативной базы оказывает влияние на принятие
технологических решений. Этим обусловлена объективная потребность
обозначить направления развития технологических подсистем
библиотек вузов на этапе информатизации высшего профессионального
образования.
5
Стр.5
Научное издание
Боброва Елена Ивановна
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА
Монография
Редактор О. В. Кравцова
Дизайн обложки А. В. Сергеева
Компьютерная верстка В. А. Попкова
Подписано к печати 12.05.2010. Формат 60х841/16. Бумага офсетная.
Гарнитура «Таймс». Уч.-изд. л. 7,2. Усл. печ. л. 9,06.
Тираж 500 экз. Заказ № 71
___________________________________________________________
Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово,
ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83.
E-mail: izdat@kemguki.ru
156
Стр.156