www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А.В. <...> Вузы в пространстве индикаторов международных рейтингов . <...> Мотивация и выбор в образовательных стратегиях молодёжи . <...> Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах . <...> 45 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Южный федеральный университет М.А. БОРОВСКАЯ. <...> Южный федеральный университет как драйвер инноваци онной научнообразовательной среды региона. <...> Подготовка выпускников в образовательном кластере: модель оценки качества образования . <...> Система подготовки учительских кадров (Нижегородская область, 1950–60е гг.) <...> Ключевые слова: рейтинги вузов, ранжирование, рэнкинг, оценка качества, инфор мативность показателей В последние двадцать лет во всем мире значительно возрос интерес к ранжирова нию вузов, построению глобальных, регио нальных и национальных рейтинглистов. <...> Во многом это происходит потому, что разработчиками рейтингов во всем мире выступают коммерческие структуры, как правило, средства массовой информации или информационные агентства, которые к выс шему образованию прямого отношения не имеют, но хотят создать интересный для массового потребителя продукт. <...> Показатели суммируются с весами для представления агрегированного резуль тата – рейтинглистов. <...> Оценка качества Тот факт, что рейтинглисты проран жированы от лучших к худшим, указывает на некое понимание того, что хорошо, а что не очень. <...> Некоторые рейтинги включают пока затели об успехах вуза или его отдельных программ в международных рейтингах, а также объемы привлеченных исследова тельских грантов. <...> (В силу того что наборы показателей и методы их обра ботки меняются, данные за разные перио ды времени становятся несопоставимыми и непонятно, чем вызваны те или иные изме нения позиции в рейтинглистах – деятель ностью университета или корректировка ми в методах расчетов) <...> Публикационная активность, индек сируемая международными базами (или РИНЦ), – очень <...>
Высшее_образование_в_России_№1_2014.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. К вопросу о рейтингах и рангах ................................... 3
Д.А. РУБВАЛЬТЕР, Ю.С. БОГАЧЕВ, В.П. ШЕСТАК. Вузы в пространстве
индикаторов международных рейтингов ........................................................ 11
С.С. ДОНЕЦКАЯ. Анализ конкурентоспособности российских университетов
в мировых рейтингах ........................................................................................... 20
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Е.С. ПОПОВА. Мотивация и выбор в образовательных стратегиях
молодёжи .............................................................................................................. 32
Н.Г. МАЛОШОНОК. Вовлеченность студентов в учебный процесс
в российских вузах .............................................................................................. 37
И.П. ПОПОВА. Невостребованная «востребованная профессия» в карьерах
выпускниковюристов ........................................................................................ 45
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Южный федеральный университет
М.А. БОРОВСКАЯ. Южный федеральный университет как драйвер инноваци
онной научнообразовательной среды региона.............................................. 57
И.А. КАЛЯЕВ, В.В. ПЕТРОВ. Инженерное образование в Южном
федеральном университете: итоги и перспективы развития ....................... 63
П.Н. ЕРМАКОВ, И.В. АБАКУМОВА. О месте гуманитарного образования
в инновационной деятельности университета ................................................ 68
Е.В. БОНДАРЕВСКАЯ. Педагогическое образование – фундамент
строительства будущего..................................................................................... 74
М.И. МАЗУРИЦКИЙ, А.В. СОЛДАТОВ. Интерактивные сетевые научно
образовательные ресурсы для естественнонаучного образования .......... 80
А.М. БОЯРИНОВ, В.А. КОЛЕСНИК, В.В. ПИЩУЛИНА. Научнотворческий
портрет академии архитектуры и искусств .................................................... 87
EDUCATION ONLINE
Н.Б. СТРЕКАЛОВА. Учебный процесс в открытых информационно
образовательных средах..................................................................................... 93
Стр.1
В.А. СТАРОДУБЦЕВ, А.А. КИСЕЛЕВА. Технология
сетевого курса повышения квалификации............98
К.Р. ОВЧИННИКОВА. Проектирование электронных
средств обучения в контексте модернизации не
прерывного профессионального образования .. 103
Соучредители: Московский
государственный
университет печати
имени Ивана Федорова;
Ассоциация технических
университетов
Журнал зарегистрирован
в Роскомнадзоре
Рег. св. ПИ № ФС7754511
от 17 июня 2013 года
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Ответственный
секретарь:
Л. Ю. Одинокова
Корректор:
С. И. Алексеева
Технический редактор:
Е. А. Свиридова
Художник:
Н. Н. Жильцов
Адрес редакции:
127550, Москва,
ул. Прянишникова, д. 2а
Тел./факс: (499) 9760746
email: vovrus@inbox.ru
vovr@bk.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 26.12.2013
Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
www.vovr.ru
О.В. ЧУДИНА, А.В. ОСТРОУХ. Разработка
электронного образовательного ресурса
по материаловедению .......................................... 108
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
С.А. КОГОГИН, Л.Р. ЯГУДИНА. Подготовка
выпускников в образовательном кластере:
модель оценки качества образования ................ 112
М.Ю. ПРАХОВА, С.В. СВЕТЛАКОВА. Подготовка
магистров в инженерной области: отечественная
модель .................................................................... 118
А.В. КОРЖУЕВ, В.С. БАБАСКИН, А.Р. САДЫКОВА.
Анализ научнопедагогического текста
как исследовательская процедура...................... 124
Ф.Т. ШАГЕЕВА, В.Г. ИВАНОВ. Образовательные
технологии подготовки современного инженера
технолога ............................................................... 129
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
И.Н. КИМ. Практика формирования состава и
профессиональных компетенций преподавателей
вуза за рубежом.................................................... 134
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Т.А. КАТЦИНА, Л.Е. МАРИНЕНКО, С.А. ЛИСИНА.
Становление профессионального коммерческого
образования в Сибири (1900–1919 гг.) ............... 144
Д.П. САЖИН. Система подготовки учительских
кадров (Нижегородская область, 1950–60е гг.) ..152
ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ
Н.В. МАЛКОВА, Г.В. КУЗЬМИНА. Прямой эфир:
развитие навыков восприятия иноязычной
речи ........................................................................ 156
Ю.Д. ОВЧИННИКОВ. Логикокомпетентностный
подход к изучению предметов спортивного
профиля ................................................................. 159
Наши авторы.................................................... 161
Summaries ......................................................... 162
Our authors........................................................ 167
Стр.2