Васильев Санкт-Петербург ТРИ ЭТЮДА О СЦЕНИЧЕСКОЙ ДИКЦИИ Автор статьи всесторонне анализирует современные методы преподавания дикции в театральной школе, определяет наиболее уязвимые приемы работы, устаревшие способы воздействия на технику и выразительность сценической речи будущих актеров и режиссеров. <...> Ключевые слова: актерское искусство, режиссерское искусство, театральная педагогика, сценическая речь, дикционное искусство, лингвистика, фонетика, история и теория педагогики сценической речи. <...> Сильнейшее подтверждение тому – полное отсутствие в литературе по сценической речи книг, статей, методических разработок, рассматривающих проблемы преподавания одного из фундаментальных разделов в обучении актерской речи: «сценической дикции». <...> Речь» мне, как одному из авторов сборника «Сценическая речь: прошлое и настоящее» [1], чья давняя статья о дикции вошла в него [2], было предложено представить эту статью и мое видение существующих методических приемов воспитания сценической дикции. <...> Я от разговора на эту тему уклонился, сказав: «Да, что уж там дикция!», и свел его к другой теме. <...> Трижды я публиковал работы по вопросам теории и методики преподавания дикции в условиях театральной школы, отмечал сложные моменты в воспитании дикции драматического актера, исследовал сопутствующие проблемы, предлагал свое видение процессов дикционной подготовки актера драматического театра [3]. <...> Удивительно, но никаких реакций на мои высказывания прежних лет о том, что актерская дикция – явление художественное и ее преподавание должно вестись не по законам обучения русскому языку как иностранному, а в приближении к задачам современного драматического театра, не последовало. <...> Это значит, что никто из речевых педагогов этого вакуума не чувствует, не замечает, не считает вакуумом. <...> Зачастую у речевых педагогов нет какой-то определенной системы работы над дикцией. <...> Время от времени мы встречаемся с различными <...>
Искусство_и_искусствоведение_теория_и_опыт.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Лаборатория теоретических и методических проблем искусствоведения
ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ:
ИСКУССТВО
В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Сборник научных трудов
ВЫПУСК 11
Кемерово 2013
1
Стр.1
ББК 85
И 86
Редакционная коллегия:
канд. искусствоведения, доктор культурологии,
профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Н. Л. Прокопова (отв. редактор);
доктор искусствоведения, профессор Кемеровского государственного
университета культуры и искусств И. Г. Умнова;
канд. культурологии, доцент Кемеровского государственного
университета культуры и искусств В. В. Чепурина
И86
Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Искусство в культурно-историческом
контексте [Текст]: сб. науч. тр. / отв. ред.
Н. Л. Прокопова; пер. Т. А. Григорьянц; Кемеров. гос. ун-т культуры
и искусств. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств,
2013. – Вып. 11. – 319 с.
ISBN 978-5-8154-0192-1
ISBN 978-5-8154-0272-0
Настоящее издание представляет собой одиннадцатый выпуск сборника научных
трудов «Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Искусство в культурноисторическом
контексте». Он состоит из четырех разделов: «Сценическая педагогика»,
«Искусство в культурно-историческом контексте», «Анализ художественной формы»,
«Искусство Кузбасса». Разделы сборника предваряет «Полемический жест», а завершает
Приложение.
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0192-1
ISBN 978-5-8154-0272-0
© Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ЖЕСТ
Васильев Ю. А. Три этюда о сценической дикции................................. 3
Раздел I. СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Куракина К. В. Слово в работе с актером (публикация, предисловие,
комментарии и послесловие Ю. А. Васильева)......................................... 22
Лазарева Е. А. Воспитание навыков голосо-речевой выразительности
на материале сказок А. С. Пушкина: из опыта работы.................. 46
Григорьянц Т. А. От навыка – к «территории воплощения»: проблемы
воспитания актерской пластической техники..................................... 57
Раздел II. ИСКУССТВО В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ
КОНТЕКСТЕ
Бородин Б. Б. Миф как источник сведений об инструментальной
культуре Античности.................................................................................. 74
Жерновая Г. А. Художественный мир поздних пьес А. Н. Островского
(«Сердце не камень» – 1879)............................................................. 84
Чепурина В. В. Речь персонажа в авторской концепции мира и человека
(на примере драматургии В. Розова)................................................. 119
Умнова И. Г. Литературное творчество Сергея Слонимского в контексте
его музыкального стиля................................................................... 128
Оленич Л. В. Народная икона в экспозиции Музея истории Православия
на земле Кузнецкой......................................................................... 148
Раздел III. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ
Фрейверт Л. Б. Типологические основы формообразования в дизайне:
коммуникативные и гносеологические аспекты................................. 158
Бояринцева А. А. Камерно-инструментальный стиль Сергея Прокофьева
в контексте развития камерных тенденций первой половины
ХХ века.......................................................................................................... 174
Войткевич С. Г. Опера М. Вайнберга «Идиот» (особенности трактовки
романа Ф. М. Достоевского)............................................................. 193
Карпенко В. Е. О моноопере «Записки Марии Волконской»
М. Шмотовой................................................................................................ 198
317
Стр.317
Раздел IV. ИСКУССТВО КУЗБАССА
Прокопова Н. Л. Фрилансеры в театральной режиссуре: попытка
осмысления проблемы (на материале театров Кузбасса 2000–
2010 годов).................................................................................................... 207
Ходанен Л. А. Сценический образ и авторское слово: повесть
А. П. Чехова «Дуэль» на сцене Новокузнецкого драматического
театра............................................................................................................. 252
Медведева Н. В. Традиции хорового исполнительства в г. Новокузнецке
Кемеровской области на рубеже XX–XXI веков........................... 258
ПРИЛОЖЕНИЕ
Демченко А. И. Три этюда о творчестве С. В. Рахманинова (эссе
к 140-летию со дня рождения композитора)............................................. 271
Таршис Н. А. Театр есть (фестиваль «Кузбасс театральный – 2011»).. 307
Наши авторы...................................................................................... 315
318
Стр.318