Дорогие читатели!
Сентябрьский номер журнала «Качество образования»
традиционно, как в зеркале, отражает знаковые
события и людей, определяющих настоящее и будущее
российского образования. В этом выпуске мы попытались
дать максимально полно палитру тенденций,
которые присущи как отечественной, так и глобальной
образовательной системе.
Открывает номер интервью с председателем
Главный
редактор
Юлия Земская
Комитета по образованию Государственной Думы РФ,
главой фонда «Русский мир», деканом факультета государственного
управления МГУ им. М.В.Ломоносова
Вячеславом Никоновым, который рассказывает о том,
с какими результатами подходит возглавляемый им
факультет к празднованию 20-летнего юбилея, а также
затрагивает вопросы, актуальные для российского
образования сегодня.
В продолжение юбилейной темы Агентство по контролю
качества образования и развития карьеры (АККОРК)
в преддверии своего 10-летия объявляет об учреждении
Премии в сфере оценки качества образования AKKORK
QUALITY AWARD. Среди ее номинаций: «Персона года»,
«Проект года», «Эффективная управленческая политика»,
«Развитие кадрового потенциала», «Признание
работодателей» и др. Премия будет вручаться ежегодно.
Ее победителями станут как организации, так и деятели
образования. Прием работ для участия в конкурсном
отборе начнется уже в ноябре.
В материале Эрики Соболевой рассматривается
популярное в политических и академических кругах
Европы понятие превосходного качества, а также
приводятся данные о западноевропейской практике
применения концепции, базирующейся на нем.
В фокусе авторского внимания оказалась деятельность
Европейской ассоциации по гарантиям качества
высшего образования ENQA, а также государственная
политика в этой сфере.
О вызовах, стоящих перед учебными заведениями
всего мира, и глобальном будущем образования, о
международном форсайте «Глобальное будущее образования»,
оператором которого выступает Сколковский
институт науки и технологий (Сколтех), рассказывает
на страницах журнала «Качество образования» вицепрезидент
по развитию Сколтеха Алексей Ситников.
Приятного и полезного Вам чтения, друзья!
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СЕНТЯБРЬ 2014
Стр.1
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
О ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЦЕВ И НЕ ТОЛЬКО..............................................................4
На вопросы «КО» отвечает Вячеслав Никонов, председатель
Комитета по образованию Государственной Думы РФ, глава фонда
«Русский мир», декан факультета государственного управления
МГУ им. М.В. Ломоносова.
СОБЫТИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «АЛТАЙ-АЗИЯ»: НАВСТРЕЧУ ИНТЕГРАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ....................................................................................10
В ФОКУСЕ
СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ..........14
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
EXCELLENCE..............................................................................................................18
Журнал «КО» продолжает освещать деятельность ассоциации ENQA в области
превосходного качества в высшем образовании. В настоящем материале представлены
данные о западноевропейской практике применения концепции превосходного
качества, собранные и проанализированные рабочей группой ENQA по превосходному
качеству.
ПРОЕКТ
АЛЕКСЕЙ СИТНИКОВ: НАС ЖДЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ....................22
Революция, происходящая сейчас в системе образования, создает
новые возможности. Но она же порождает новые тревоги.
Кто будет диктовать стандарты образования? Как выжить
традиционным вузам в цифровом мире? Что придет на смену
диплому как подтверждению знаний? Ответ на эти и другие
вопросы дает «КО» вице-президент по развитию Сколтеха
Алексей Ситников.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РЕЙТИНГ QS-2014: РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ В КОНТЕКСТЕ САНКЦИЙ?.............................27
16 сентября международное рейтинговое агентство Quacquarelli Symonds
(QS) опубликовало ежегодный рейтинг университетов мира QS World University
Rankings® 2014/15, который традиционно стал темой обсуждения для СМИ, специалистов
и заинтересованной общественности.
ВЗГЛЯД
АЛЕКСЕЙ ГЛАЗЫРИН: ГЛОБАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ НЕ ВСЕГДА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ.....................................................................................32
Качество образования в российских университетах и результаты
международных рейтингов университетов, инструменты формирования
репутации в образовательный среде – вот круг вопросов,
на которые ответил «КО» Алексей Глазырин, генеральный
директор ГК «НЬЮТОН», вице-президент Российской ассоциации
по связям с общественностью (РАСО).
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.2
ПОРТРЕТ ЭКСПЕРТА
НЕПРОСТО ВУЗУ ЖИТЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН…..............................................................36
Каков он, человек, оценивающий качество российского образования?
Какие проблемы в оценке качества образовательных
программ и деятельности вузов он видит? Какие рекомендации
может дать всем тем, кто готовится к прохождению профессионально-общественной
аккредитации? Сегодня мы знакомимся с
Галиной Довжик, экспертом АККОРК, кандидатом психологических
наук, заместителем заведующего кафедрой рекламы и связей с
общественностью ГУУ (г. Москва).
СРЕДНЕЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЕ
КРАУДФАНДИНГ КАК ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КВАЛИФИКАЦИЙ В СПО...........................................................................................42
Краудфандингу – механизму добровольного коллективного инвестирования
на основе привлечения интереса и доверия большого
количества людей к микрофинансированию еще нереализованного
нового проекта (продукта, услуги) – посвятил свою статью
вице-президент Академии профессионального образования, д.п.н.,
проф. Михаил Никитин.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................................................................47
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ТОЧКИ
СХОЖДЕНИЯ/РАСХОЖДЕНИЯ...................................................................................50
МОНИТОРИНГ «КО»
АККРЕДИТАЦИЯ: НА ПУТИ К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ РЫНКУ УСЛУГ?............................54
Зрелость общественных запросов ведет к тому, что сегодня основная и в особенности
высшая школа не могут полноценно развиваться без независимой оценки качества
образования. Какими должны быть структуры, занимающиеся подобным непростым
делом? Каким критериям – формальным и неформальным – должны они соответствовать?
Наш постоянный автор постарался проанализировать сложившийся
рынок аккредитующих организаций.
ПРЕМИЯ
AKKORK QUALITY AWARD – ПЕРВАЯ В РОССИИ ПРЕМИЯ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................................................................58
Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры
(АККОРК) объявляет об учреждении Премии в сфере оценки
качества образования AKKORK QUALITY AWARD. Это событие приурочено
к празднованию 10-летия организации. Прием работ для
участия в конкурсном отборе начнется в ноябре.
Председатель
редакционного совета
Юрий Рубин
Главный редактор
Юлия Земская
Дизайн и верстка
Надежда Борлакова
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2013 год.
Почтовый адрес:
115054, Москва,
ул. Дубининская, д. 57,
стр. 1, оф. 406
Телефон/факс: 2218140
www.edu-quality.ru.
E– mail:
tem-aishat@yandex.ru
Тираж 10 000 экземпляров
Цена свободная.
Свидетельство
о регистрации средств
массовой
информации
в Министерстве РФ
по делам печати,
телерадиовещания
и средств массовых
коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал
обязательна.
Редакция не несет
ответственности
за достоверность информации
в рекламных
объявлениях, а также
информации о мероприятиях,
предоставленной
их организаторами.
Мнение авторов может
не совпадать с мнением
редакции.
Редакция оставляет
за собой право последней
литературной правки.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТА
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОЖЕТ ВЫДАВАТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?.................................................62
Отпечатано в типографии
CAPITAL PRESS
Стр.3
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
О подготовке
управленцев и не только
Количество студентов вузов не является
фактором качества образования
Вячеслав
Никонов
Вячеслава Никонова очень интересно представлять, так как у него довольно
обширный круг разных характеристик, регалий и должностей. Внук легендарного
государственного деятеля Вячеслава Молотова. Историк и сын историков,
уже в пять лет знавший наизусть не только все страны мира и их столицы, но
и глав всех государств. Выпускник истфака МГУ им. М.В.Ломоносова, преподающий
много лет в родном университете и три года назад возглавивший
здесь же факультет государственного управления. Политолог, государственный
деятель, глава фонда «Русский мир», председатель Комитета по образованию
Государственной Думы РФ…
Информационным поводом для встречи с Вячеславом Алексеевичем стало
20-летие факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова.
Правда, в беседе он затронул как вопросы развития своего факультета, так и
стратегические проблемы российской школы в целом. И конечно же, разговор
коснулся традиционных для нашего издания вопросов качества отечественного
образования.
– Вячеслав Алексеевич, предлагаю начать с юбилея
факультета государственного управления МГУ.
Как Вы оцениваете 20-летнюю историю факультета
и какие ближайшие перспективы могли бы обозначить?
СПРАВКА:
Каждый
новый учебный год на факультете государственного
управления начинается с открытой лекции
декана факультета В.А.Никонова, адресованной прежде
всего первокурсникам. Открытые лекции декана
обычно посвящены самым значимым и актуальным
проблемам государственного управления, мирового
общественно-политического развития и лидерства. В
этом году открытая лекция В.А.Никонова была посвящена
теме «Россия: вызов и возможность!».
В 2011 году ключевым событием стал переход на двухуровневую
систему высшего образования «бакалавриат
– магистратура» и на образовательные стандарты
третьего поколения. Обучение осуществляется в соответствии
с концепцией «интегрированной магистратуры»,
которая предполагает преемственность программ
подготовки бакалавров и магистров, наличие единой
системы, охватывающей две ступени образования.
Основная часть учебных планов факультета создана в
4 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СЕНТЯБРЬ 2014
– Действительно, нашему факультету исполняется
20 лет. Надо отметить, что это был первый
факультет государственного управления в нашей
стране. К сожалению, на протяжении многих десятилетий,
когда государственное управление, Public
соответствии с образовательными стандартами, разработанными
МГУ самостоятельно. Профессиональная
подготовка в рамках бакалаврских программ включает
в себя предоставление студентам специальных знаний
в области теории и практики отечественного и зарубежного
государственного управления и менеджмента.
Студенты, обучающиеся по направлениям
«Государственное и муниципальное управление» и
«Менеджмент», имеют возможность выбрать индивидуальную
траекторию обучения в рамках профессиональных
циклов.
Обучение по программам бакалавриата нацелено
не только на глубокое освоение фундаментальных
научных дисциплин, но и на формирование навыков
командной работы, в том числе лидерских качеств,
на выработку умения ставить цели и находить адекватные
и эффективные средства их достижения.
Отличительная особенность образовательных программ
факультета состоит в углубленном изучении
иностранных языков, одним из ключевых элементов
Стр.4