Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник

Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник №6 2014 (400,00 руб.)

0   0
Страниц40
ID232221
АннотацияОсвещаются актуальные вопросы терапии, кардиологии, неврологии, психиатрии, гастроэнтерологии, общей хирургии, акушерства и гинекологии, андрологии, педиатрии, медицинской психологии, правовых основ медицинской деятельности и др.
Кому рекомендованостудентам, аспирантам, медицинским научным сотрудникам, врачам
Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник .— Москва : Сообщество молодых врачей и организаторов здравоохранения, 1999 .— 2014 .— №6 .— 40 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/232221 (дата обращения: 21.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2014, том 16 [6] ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ (11—12 ЛЕТ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ И УЧАЩИХСЯ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ О.А. <...> Существенное влияние на физическую работоспособность учащегося, его самочувствие и настроение оказывает состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА). <...> Опорнодвигательный аппарат наряду с функциональными возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма играет важную роль в адаптации организма к различным условиям окружающей среды Наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата среди учащихся школьного возраста являются нарушение осанки и сколиоз. <...> В настоящее время для оценки здоровья детей и подростков используют как минимум четыре основных критерия: 1) наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний (болезней, патологий); ~ 1 ~ Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). <...> Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). <...> Для оценки состояния здоровья населения используют три группы основных показателей, а именно: 1) медицинские — заболеваемость, общая и детская смертность, физическое развитие, инвалидность; 2) социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи; 3) психического благополучия — заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний, психопатий. <...> Ю.Е. Вельтищев дает следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничности единства <...>
Электронный_научно-образовательный_Вестник_Здоровье_и_образование_в_XXI_веке_(On-line_Scientific_&_Educational_Bulletin_Health_&_education_millennium)_№6_2014.pdf
2014, том 16 [6] ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ (11—12 ЛЕТ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ И УЧАЩИХСЯ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ О.А. Белова1, Н.А. Плотникова2 1Доцент, кандидат медицинских наук Кафедра биологии и методики ее преподавания Естественно-географический факультет Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина ул. Свободы, 46, Рязань, Россия, 390000 2Профессор Кафедра патологии Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева ул. Большевистская, 68, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430005 В современном мире рождение ребенка с физическими отклонениями не редкость. Эти и множество других опасений возникают в семьях детей-инвалидов сразу после обнаружения факторов риска и отклонений в развитии ребенка, к ним же относятся также и дети с нарушениями слуховой сенсорной системы. Такие патологии могут быть как врожденными, так и приобретенными. Центральный конец слухового анализатора расположен в коре верхнего отдела височной доли каждого из полушарий головного мозга. Поэтому очень важно уже на самых ранних этапах онтогенеза, уделить особое внимание развитию и обучению такого особого ребенка. Этот аспект деятельности входит в современные программы дородового воспитания ребенка, общения с ним. Ранее говорили, что следует слушать музыку, но для каждого ребенка она строго индивидуальна, и ее надо тоже подбирать отдельно, особенно если ребенок особенный. Семья является первой ступенью формирования мировоззрения ребенка, не смотря на то, депривирован он или нет. Основой формирования личности является полноценное физическое развитие и здоровье ребенка. Существенное влияние на физическую работоспособность учащегося, его самочувствие и настроение оказывает состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА). Опорнодвигательный аппарат наряду с функциональными возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма играет важную роль в адаптации организма к различным условиям окружающей среды Наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата среди учащихся школьного возраста являются нарушение осанки и сколиоз. Переход от состояния здоровья к болезни проходит ряд стадий, на которых организм пытается приспособиться к новым для него условиям существованиям путем изменения уровня функционирования и напряжения регуляторных механизмов. Выделяют следующие типы адаптационных реакций: нормальные адаптационные реакции, напряжение механизмов адаптации (кратковременная, или неустойчивая, адаптация), перенапряжение механизмов адаптации и их срыв. В настоящее время для оценки здоровья детей и подростков используют как минимум четыре основных критерия: 1) наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний (болезней, патологий); ~ 1 ~ Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Стр.1
2014, том 16 [6] 2) уровень достигнутого физического и нервнопсихического развития, степень гармоничности физического развития (соответствующее возрасту развитие); 3) уровень функционирования основных систем организма (нормальный уровень функций); 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. Благополучие состояния здоровья зависит от способности организма приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, сохранять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов. Для оценки состояния здоровья населения используют три группы основных показателей, а именно: 1) медицинские — заболеваемость, общая и детская смертность, физическое развитие, инвалидность; 2) социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи; 3) психического благополучия — заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний, психопатий. Состояние здоровья детского населения — это интегративная проблема патологии и возрастной физиологии, имеющая различные концепции и подходы. Ю.Е. Вельтищев дает следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничности единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста». Важно понимать, что совсем не означает, если, у ребенка хорошее физическое (морфологическое) развитие, то он полностью здоров и готов к обучению. Физическое развитие, один из ведущих интегральных показателей физиологического развития ребенка — долговременные изменения морфологических и функциональных признаков организма в процессе его роста и развития под влиянием факторов, способствующих улучшению или ухудшения его состояния, часто связанных с определенными патологическими процессами в организме. Основными показателями, используемыми при оценке физического развития, являются рост, вес, и размеры грудной клетки (соматометрические, физиометрические и стоматоскопические признаки). Физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья детей и подростков. Оценка физического развития интенсивно растущего детского организма проводится при углубленных медицинских осмотрах. Оно обязательно предусматривается перед поступлением в школу, и в определенных «декретированных классах» — третьем, шестом, восьмом. В настоящее время имеется две основные трактовки термина «физическое развитие» — это комплекс показателей, свидетельствующих об уровне «крепости здоровья индивида», «запасе его физических сил», а также «комплекс признаков, отражающих уровень возрастного развития». Число учащихся с признаками нарушения осанки в настоящее время возрастает, и они составляют основной процент, так называемых школьников с признаками нарушения (патологии) здоровья или состояния предболезни. Осанка человека имеет не только эстетическое значение, но и влияет (положительно или отрицательно) на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем тела человека. Неправильная осанка затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, при этом уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость. Основной задачей при воспитании у людей правильной осанки является укрепление их мускулатуры, связок и костей. Среди различных средств реабилитации детей с нарушениями осанки основным средством коррекции является специальная гимнастика, с помощью которой можно создать хороший мышечный корсет. Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создадут мы~ 2 ~ Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Стр.2
2014, том 16 [6] шечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению различных звеньев тела в пространстве. Целью нашего исследования явилось выявление и сопоставление изменений в развитии опорно-двигательного аппарата у учащихся среднего школьного возраста (11—12 лет) Рязанской области и школы-интерната для глухих и слабослышащих детей; влияние адаптационного потенциала (далее — АП), а также была сделана попытка найти взаимосвязь между состоянием опорнодвигательного аппарата и уровнем адаптационного потенциала системы кровообращения в двух типах школ у учащихся одного возраста. Всего обследовано 165 человек школы-интерната и общеобразовательной школ с учетом всех биоэтических норм. Материал подвергнут статистической обработке и является достоверным. Методики. 1. Методика выявления нарушений осанки (основана на проведении тестового обследования учащихся, в положении стоя (ребенок раздет до трусов), но без стремления заставить обследуемого стоять прямо — ребенок должен принять естественную, привычную для него позу. Для каждого ребенка была составлена тестовая карта с 10 вопросами. При осмотре ребенка необходимо было ответить на 10 вопросов теста, подчеркивая «ДА» или «НЕТ» в тестовой карте. Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической осанки у детей и подростков; осанка с возрастом изменяется, в связи с чем, нельзя использовать в качестве образца осанку и пропорции, признанные правильными для взрослых. В процессе формирования осанки создаются варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца так называемой «идеальной» осанки. Порядок осмотра: Осмотр в фас, руки вдоль туловища — определяется форма ног (нормальная, О- и Х-образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии*), деформация грудной клетки, симметрия таза. Осмотр сбоку, поза как при осмотре в фас — определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины. Осмотр со спины (поза сохраняется) — симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- или Х-образная). В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушений в походке. *Треугольник талии — просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии. В норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине. 2. Методика выявления сколиоза (основным приемом для выявления истинного структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух положениях: сзади и спереди. При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудопоясничного и поясничного отделов. При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно обнаружить торсию верхнегрудного и грудного отделов [14, с. 70—71]. 3. Методика расчета адаптационного потенциала (АП) сердечнососудистой системы (расчет адаптационного потенциала системы кровообращения относится к методу донозологической диагностики, отражающий то, что переход ~ 3 ~ Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Стр.3