ВНИМАНИЕ! НОВИНКА! Как сделать библиотеку «третьим местом», создать «умную»
городскую среду, поистине общественное и коммуникационное
пространство, совместить технологии и бережное отношение к
природе, амбиции архитектора и интересы простых людей, как
избавиться от городских развалин, но сохранить «память места» и
добиться диалога эпох и культур – ответы на эти вопросы и
составляют содержание книги.
Доступно излагаются вопросы трансформации архитектуры
библиотеки от древности до наших дней и прогнозируются
возможные пути развития в будущем.
Библиотека рассматривается как особый элемент
социокультурного пространства и часть стратегии развития
городов, а ее архитектура и дизайн – в роли интегрирующего и
консолидирующего общество фактора. Особое внимание
уделяется вопросам взаимодействия и взаимовлияния
библиотеки и современной городской среды.
Представлен иллюстративный материал с авторскими
комментариями.
Из рецензий на книгу:
Дубинина О.А. Библиотека в пространстве современного
города: Архитектура и дизайн. От прошлого к будущему. –
М.: Библиомир, 2014. – 162 с., 32 с. ил.
ЗАДАЧИ
Тяжелые задачи
● Поддержка
комплексного
мышления и
коммуникации
● Учащиеся как
соавторы обучения
Затруднительные задачи
● Создание аутентичных
возможностей
для обучения
ТЕНДЕНЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ
И ЗАДАЧИ ДЛЯ
ЕВРОПЕЙСКИХ ШКОЛ
НА БЛИЖАЙШИЕ
5 ЛЕТ
● Смешение
формального
(официального)
и неформального
обучения
Разрешимые задачи
● Интеграция ИКТ
в подготовку
педагогов
● Низкие цифровые
навыки учащихся
Долгосрочные тенденции,
на 5 лет и более
● Развитие онлайн обучения
● Подъем
ТЕНДЕНЦИИ
ТЕХНОЛОГИИ
Технологии
с перспективами
на 1 год или более
● «Облачные» вычисления
● Планшетные
компьютеры
Технологии
с перспективами
на 2—3 года
● Игры
● Мобильное
и геймификация
(гибкое) обучение
Технологии
с перспективами
на 4—5 лет
● Персональное
обучение
● Виртуальные и
удаленные
лаборатории
информационного
обучения и оценки
Ближайшие тенденции,
на 1—2 года
● Возрастающее
присутствие
социальных медиа
● Переосмысление
роли педагогов
Среднесрочные тенденции,
на 3—5 лет
● Возрастающее внимание
к открытым
образовательным ресурсам
● Расширение использования
комплексных (смешенных)
моделей обучения
Содержание книги
Предисловие автора
Предисловие С.Г. Матлиной
ГЛАВА 1. Библиотека в поисках себя
Библиотека в контексте истории культуры
Трансформация библиотеки на рубеже ХХ–ХХI вв.
Осмысление феномена пространства библиотеки
Библиотека как общественное пространство города
ГЛАВА 2. Библиотека в поисках места
Библиотека в узлах пересечения транспортных потоков
Библиотека−город
Концепция смешанного использования пространства
Культурная конверсия промышленных объектов
Библиотека и информационное поле города
ГЛАВА 3. Библиотека в поисках лица
Образное или безобразное
Форма, фасад, материалы
Интерьер, мебель, свет
Сады и крыши
ГЛАВА 4. Проектирование библиотеки
Принципы проектирования
«Соучаствующее» проектирование
Заключение
Список литературы
«Автор поднимает в своей работе большой культурно
исторический пласт проблем и аспектов темы,
апеллируя не только к различным областям знания, но и
к “чувствам”, что позволяет рассмотреть,
“насмотреться”, почувствовать гармонию
архитектуры и понять пространство. Логика
изложения и иллюстративный ряд способствуют
этому в полной мере и ведут читателяисследователя,
доказывая фактами значимость таких понятий, как
среда культуры, городское пространство,
социокультурная коммуникация».
«…Автор дает определение современной библиотеки,
используя понятия “физическое пространство” и
“киберпространство”, … на основе анализа практики
библиотечного строительства за рубежом предлагает
собственную типологию моделей освоения
библиотеками городского пространства и
рассматривает роль таких элементов в формировании
образа библиотеки, как форма, фасад, материалы,
интерьер, мебель, свет, сады, крыши».
КАК ПРИОБРЕСТИ КНИГУ:
● ПОДПИСКА Оформить подписку на книгу можно по каталогу Агентства
«Роспечать» в любом почтовом отделении. Подписчики получат книгу в январе
2015 года. ИНДЕКС
70764
(блок «Школьная библиотека: сегодня и завтра. Издательство «Библиомир»).
В тематическом указателе книгу можно найти в рубрике «Культура и искусство».
● МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОЛЛЕКТОР –
http://www.grand-fair.ru/mbk/
● ЗАКАЗАТЬ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
Вы можете отправить заявку в издательство «Библиомир» по электронной почте
bibliomir@bk.ru (указать: название книги, количество экземпляров, точный адрес
доставки с индексом, ФИО получателя, контактную информацию (электронная
Издательство «Áèáëèîìèð», òåë. 8(495)592−53−65, e−mail: bibliomir@bk.ru, ñàéò: http://www.bibliomir.com/
Стр.2
ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
завтра
Дорогие читатели!
Осень у библиотекарей наполнена событиями и делами. Профессиональный библио
течный календарь пестрит событиями и закладками «успеть», «не забыть». Много интерес
ных форматов и тем предлагают нам организаторы мероприятий всероссийского и регио
нального уровней.
При подготовке этого номера мы исходили из принципа, что наш журнал – это пло
щадка коммуникаций для всех библиотек, окно в мир. Основное наше внимание – школь
ным библиотекам. Но мы с вами должны знать и чувствовать вектор развития и детских, и
публичных библиотек. Ведь наши читатели пойдут потом в другие библиотеки. Наши чита
тели – самостоятельные личности, которым важно показать путь и возможности библио
теки.
Сегодня мы предлагаем вам подробный рассказ о главных педагогических библио
теках европейских стран как методических центров для школьных библиотек. Это очень
острый и «больной» вопрос для нашей страны, т.к. в настоящее время наша педагогическая
библиотека находится в сложной ситуации.
Центральной темой номера стало представление ежегодного европейского докла
да «Horizon»: Школьный выпуск 2014 анализирует тенденции, задачи и техноло
гии на предмет их потенциального влияния и применения в преподавании, обу
чении и творческом исследовании с обзором основных трендов и комментариями
эксперта. Подтверждение важности выводов, а также того, что доклад рисует совершенно
реальные перспективы, мы находим в статье специалиста Национальной библиотеки Бе
ларуси Л.Б. Прокулевич «Ученики с персональными девайсами и возможности
школьных библиотек».
Этот номер как «два» формата: библиотечное общение, сказкотерапия – электрон
ные учебники и электронное обучение, возможности персональных устройств в обучении –
200летние юбилеи М.Ю. Лермонтова и Т.Г. Шевченко.
Последний, 12й номер 2014 года, будет посвящен научнопрактической конферен
ции «Два формата: взаимосвязь реального и виртуального в деятельности библиотек», ко
торая прошла осенью в городе Сарове. Эта конференция стала интереснейшим професси
ональным событием, яркой вспышкой в череде библиотечных конференций. Уникаль
ность и востребованность места, уникальность формата, профессиональный интерес – все
это помогло сделать важный шаг в размыкании подчас замкнутого пространства библио
теки.
курсы!
2015 год – Год литературы. И наш журнал готовит для вас интересные акции и кон
Приятного и полезного чтения!
11
2014
Стр.3
11
4
А КАК У НИХ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ.
Школьные
библиотеки:
европейский
вектор
ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ ВСЕХ
2014
ПОВЕСТКА ДНЯ
Электронные учебники, электронное обучение
и образование: сформировать инновационную
готовность 17
Л.П. Прокулевич
Ученики с персональными девайсами и
возможности школьных библиотек 25
Н.Ф. Илларионова
Методические центры
для школьных
библиотек в Словакии
и Чехии
ТЕРРИТОРИЯ
ДЕТСТВА
37
Рассказывание
историй как
инструмент
образования
Сила рассказов
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
№ 11 (17) 2014
Периодичность – ежемесячно
Учредитель: ООО «Библиомир»
Издатель: ООО «Библиомир»
Рег. свид. ПИ № ФС 7752116
от 11.12. 2012 г.
2
ЖИВАЯ
БИБЛИОТЕКА
Главный редактор Т.Ю. Дрыжова
Редакционная коллегия
В.Б. Антипова
В.Я. Аскарова
О.А. Дубинина
С.А. Езова
О.А. Жеравина
Н.Ф. Илларионова
Е.Н. Ястребцева
32
О.В. Лазарева
Приемы сказкотерапии в
продвижении книги и
чтения на примере
разработки учебноигрового
цикла «Сказочная
безопасность»
40
С.А. Езова
Библиотечный диалог в
ракурсе трансакций
Почтовый адрес:
141865 Московская область,
Дмитровский район,
п. Некрасовский,
ул. Ушакова, д. 26, к. 26.
Телефон 8(495)5925365
email: bibliomir@bk.ru
Сайт: www.bibliomir.com
Блог: http://bibliomir7.blogspot.ru/
17
Стр.4
44
ПАРТНЕРСТВО
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Методическая
кафедра
школьного
библиотекаря
Т.А. Круглик
Обсуждение прочитанного
как метод формирования
миролюбия через книгу.
Материалы практикума
62
49
ПРОСТО О
СЛОЖНОМ:
КАК
ОРГАНИЗОВАТЬ
РАБОТУ
БИБЛИОТЕКИ
БИБЛИОМИР
55
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА – ШКОЛЕ
С.Л. Алексеев
«Как звук внезапно порванной струны…»:
К 200летию со дня рождения М.Ю Лермонтова
Сокровища РГБ к 200летнему юбилею
М.Ю. Лермонтова
Авторские материалы не рецензируются
и не возвращаются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только с
письменного разрешения ООО
«Библиомир».
Издание не маркируется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2010
№ 436ФЗ
3
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ:
Каталог «Роспечать» – 25184
Каталог «Пресса России» – 91795
Каталог «УралПресс» – 25184
www.delpress.ru
Тираж: 1500 экз.
Подписано в печать: 24.10.14 г.
Отпечатано в ОАО «Областная
типография «Печатный двор»
432049 г. Ульяновск,
ул. Пушкарева, 27
Л.В. Северина
Учет электронных
документов
КУЛЬТУРНЫЙ КОД
К 200летнему юбилею
Т.Г. Шевченко
70
Некритические
заметки о новой книге
Содержание
Стр.5