Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Психология развивающего обучения шахматной игре (220,00 руб.)

0   0
АвторыГаббазова Асыл Якуновна
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц149
ID231845
АннотацияВ учебном пособии излагается авторская технология обучения шахматной игре, ориентированная на интеллектуальное развитие детей. Книга содержит разработанные уроки, методические рекомендации по проведению занятий с детьми младшего школьного возраста, а также психологическое обоснование избранных методов обучения. Для студентов педагогических вузов, тренеров–преподавателей, школьников, а также всех желающих научиться играть в шахматы самостоятельно.
Психология развивающего обучения шахматной игре / А. Я. Габбазова .— Москва : ПРОМЕДИА, 2010 .— 149 с. — URL: https://rucont.ru/efd/231845 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГАББАЗОВА Психология развивающего обучения шахматной игре Учебное пособие Москва – 2010 5 МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА А.Я. <...> В основу данного учебного пособия положена авторская технология обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста, ориентированная на их интеллектуальное развитие. <...> - Стрелка рядом с диаграммой указывает на очередность хода: стрелка, направленная вверх – ход белых, стрелка, направленная вниз – ход черных. <...> - В структуре ответа первым идет номер диаграммы, если на диаграмме представлено две или четыре позиции, то в ответах присутствуют следующие сокращения: o ЛВП – левая верхняя позиция; o ПВП – правая верхняя позиция; o ЛНП – левая нижняя позиция; o ПНП – правая нижняя позиция; o ЛП – левая позиция; o ПП – правая позиция; o ВП – верхняя позиция; o НП – нижняя позиция. <...> Технология развивающего обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста Педагогическая технология – это заранее спроектированный учебный процесс в совокупности способов и приемов, форм взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, обеспечивающий эффективность функционирования педагогической системы и достижения четко поставленных педагогических целей [2, 17, 50, 65]. <...> На основе таксономии целей обучения Б.С. Блума, которая применительно к познавательной сфере имеет шесть уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [29], сформулированы педагогические цели технологии обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста (таблица 1). <...> Технология состоит из последовательности уроков, сгруппированных в четыре блока по предметному содержанию: основы шахматной игры, простейшие эндшпили, игра в дебюте, тактические приемы и имеет три уровня сложности в зависимости от подготовленности учащихся: 1-й уровень (1-й год обучения): изучаются основы шахматной игры, простейшие эндшпили, основные правила игры в дебюте. <...> 2-й уровень (2-й год обучения): простейшие эндшпили <...>
Психология_развивающего_обучения_шахматной_игре.pdf
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА А.Я. ГАББАЗОВА Психология развивающего обучения шахматной игре Учебное пособие Москва – 2010 5
Стр.1
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА А.Я. ГАББАЗОВА Психология развивающего обучения шахматной игре Учебное пособие Москва – 2010 6
Стр.2
УДК ББК Одобрено экспертно-методическим советом Объединенной академии образовательных учреждений для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050720.65 «Физическая культура» Рецензент: Доктор педагогических наук, профессор Родионов А.В. Габбазова А.Я. Психология развивающего обучения шахматной игре: Учебное пособие. – Москва, МИФКиС, 2010. – 142 с. В учебном пособии излагается авторская технология обучения шахматной игре, ориентированная на интеллектуальное развитие детей. Книга содержит разработанные уроки, методические рекомендации по проведению занятий с детьми младшего школьного возраста, а также психологическое обоснование избранных методов обучения. Для студентов педагогических вузов, тренеров–преподавателей, школьников, а также всех желающих научиться играть в шахматы самостоятельно. © А.Я. Габбазова, 2010 © Московский институт физической культуры и спорта, 2010 7
Стр.3
Предисловие В наш век, век информационного общества, интеллект является одним из наиболее социально значимых качеств личности. Проблема интеллектуального развития детей становится приоритетной задачей современной школы. Во многих странах мира, а в последние годы и в России, в школьные курсы внедряются уроки обучения шахматам. Признается их высокий потенциал как средства интеллектуального развития учащихся, особенно начальных классов. Вместе с тем, продолжается поиск наиболее адекватных для условий школы методов обучения шахматной игре. В основу данного учебного пособия положена авторская технология обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста, ориентированная на их интеллектуальное развитие. Книга состоит из двух частей. Первая часть книги посвящена психологическому обоснованию разработанной технологии обучения. В ней представлены некоторые разделы проведенного диссертационного исследования. Вторая часть – это разработанные уроки шахматной игры. Технология базируется на большом количестве примеров, иллюстраций и творческих заданий. Задания необходимо выполнять как на реальной шахматной доске, так и на диаграмме, не расставляя фигуры. Книга рассчитана для использования ее в качестве рабочей тетради. При работе с книгой необходимо учитывать следующее: - На шахматных диаграммах сторона белых фигур располагается снизу. - Если диаграмма разделена линиями на две или четыре части, то это означает что на ней представлено соответственно два или четыре разных задания, которые нужно выполнять независимо друг от друга. - Стрелка рядом с диаграммой указывает на очередность хода: стрелка, направленная вверх – ход белых, стрелка, направленная вниз – ход черных. - В структуре ответа первым идет номер диаграммы, если на диаграмме представлено две или четыре позиции, то в ответах присутствуют следующие сокращения: o ЛВП – левая верхняя позиция; o ПВП – правая верхняя позиция; o ЛНП – левая нижняя позиция; o ПНП – правая нижняя позиция; o ЛП – левая позиция; o ПП – правая позиция; o ВП – верхняя позиция; o НП – нижняя позиция. Надеюсь, что данное учебное пособие будет полезно при подготовке инструкторов по шахматам, тренерам-преподавателям при организации учебного процесса, школьникам и всем желающим научиться играть в шахматы самостоятельно. 8
Стр.4
Условия процесса обучения, способствующие интеллектуальному развитию учащихся Рассматривая проблему развивающего обучения, исследователи отмечают следующие условия процесса обучения, способствующие интеллектуальному развитию учащихся. 1. Использование в обучении различных языков кодирования информации и осуществление переводов с одного языка кодирования информации на другой. Дж. Бруннер говорил о существовании трех основных способов субъективного представления мира: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. Каждый из трех способов кодирования информации – действенный, образный и символический – отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах [6]. Поступление в школу дает мощный толчок развитию словесно-знакового способа отображения мира, и тогда уже язык благодаря своим специфическим свойствам, таким, как категориальность, иерархия, причинность, комбинаторика, контекстуальность и т.д., радикально перестраивает и обогащает действенно-практический и образный опыт школьника. «Беда заключается в том, что традиционное обучение, превращая слова (знаки, символы) чуть ли не в единственное средство интеллектуального общения с ребенком, тем самым игнорирует ключевое значение двух других, столь же важных для развития интеллектуальных возможностей детей, способов накопления знаний о мире через действие и образ. Однако без подключения и соответствующей организации действенного (и, следовательно, чувственносенсорного), а также визуально-пространственного опыта ребенка полноценное усвоение знаков и символов (в том числе и овладение содержанием понятий) затрудняется. Языковые коды работают вхолостую, затрагивая лишь поверхностные слои представлений ребенка о мире» [72]. М.А. Холодная предполагает, что в структуре зрелого интеллекта переработка информации одновременно идет как минимум в системе трех основных модальностей опыта: - через знак (словесно-речевой способ кодирования информации); - через образ (визуально-пространственный способ кодирования информации); - через чувственное впечатление с доминированием тактильноосязательных ощущений (чувственно-сенсорный способ кодирования информации) [72]. Л.М. Веккер также неоднократно говорил о том, что работу мысли обеспечивают три «языка» переработки информации – знаково-словесный, образно-пространственный и тактильно-кинестетический [7]. Дж. Брунер отмечает, что в развитии познавательной деятельности наиболее трудны переходы между системами разных уровней функционирования, 9
Стр.5