ƺ 3-2014.qxd 17.02.2014 22:42 Page 4
Международный день дарения книг
Понять нации через рассказы!
В 2014 году организатором Международного дня детской книги (ICBD)
выступает ирландская секция IBBY.
Международный день книги празднуется во всем мире 2 апреля, в
годовщину рождения Ханса Кристиана Андерсена.
Девиз этого года: «Понять нации через рассказы».
Нынешний лауреат премии «na nОg» (Детской литературы Ирландии)
Ниам Шерки (Niamh Sharkey) создала ïëàêàò, посвященный празднованию
Международного дня детской книги, выразив идею о том, что рассказы
играют важную роль в том, как дети понимают мир и тех, кто их окружает.
Отмеченный многими наградами писатель и бывший лауреат премии
«na nOg» Шивон Паркинсон (Siobhan Parkinson) написала письмо детям
всего мира, объясняющее важность воображения в творческой жизни
писателя и читателя, а также òî, каким образом дети играют значительную
роль в превращении сказок в реальность.
детям
Читатели часто спрашивают писателей, как они
создают свои произведения – откуда берут для них
идеи? Писатель отвечает: «Это все мое воображение».
«Àõ, ну äà, – может сказать ÷èòàòåëü. – Но где же
находится ваше воображение, из чего оно сделано,
и есть ли оно у каждого из нас?»
«Íó, – говорит ïèñàòåëü. – Îíî, конечно æå, в
моей голове. Оно состоит из картинок, слов,
воспоминаний, следов других историй, слов,
кусочков вещей, мелодий, мыслей, лиц, чудовищ,
форм, слов, движений, слов, волн, арабесок,
пейзажей, слов, запахов, чувств, цветов, легких
щелчков, свистов, вкусов, всплесков энергии,
загадок, бриза и слов. И все это кружится в вихре,
поет, крутится калейдоскопом, плывет, сидит,
думается и скребется в голове».
Конечно, у каждого из нас есть воображение:
иначе мы бы не умели мечтать. Хотя не у всех оно
одинаково: в воображении поваров, возможно,
преобладает вкус, в воображении художников –
цвета и формы. А воображение писателей
наполнено словами.
Воображение читателей и слушателей историй
также работает на словах. Воображение писателя
вырабатывает, сплетает и формирует идеи, звуки,
голоса, героев и события в единую историю, а
истории сделаны только из слов, и ничего больше,
батальонов закорючек, марширующих по странице.
Но вот настает черед читателя, и закорючки оживают.
Они остаются на странице и все еще выглядят как
батальонные ряды, но они начинают шевелиться в
воображении читателя, и теперь читатель формирует
и сплетает слова таким образом, что история
развивается внутри его или ее головы, так же как
однажды это происходило в голове писателя.
Вот почему читатель так же важен для истории,
как и писатель. У истории только один писатель, а
читателей может быть сотни, тысячи и даже
миллионы, читающих на одном с писателем языке,
или даже в переводе на многие другие языки. Без
писателя история никогда бы не появилась на свет;
но без всех этих тысяч читателей по всему миру
история не смогла бы прожить все свои жизни.
Каждый читатель истории имеет что-то общее со
всеми другими читателями этой истории. По
отдельности, но при этом все вместе, они воссоздают
историю писателя в своем воображении: действие
одновременно частное и публичное, индивидуальное
и общественное, глубоко личное и всенародное.
Возможно, это лучшее, что умеют делать люди.
Продолжайте читать!
Постеры, плакаты, экслибрисы
Международный совет по книгам для молодежи (IBBY) – Международная некоммерческая организация,
занимающаяся литературой для детей и юношества.
П
мира
ись
всего
мо
Стр.2
3 ƺ Œ-2014new1.qxd 17.02.2014 23:56 Page 1
ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
завтра
Дорогие друзья!
Пришла весна! Первые весенние лучи дарят нам солнечное настроение, новые надежды.
В марте традиционно проходит Неделя детской книги – настоящий праздник книги, который да
рите нашим детям и их родителям вы – библиотекари.
Как мы приходим к книге, как становимся читателями, каковы мотивы и цели чтения? Сколько ис
следований было проведено по теме «Что читают и как читают».
Интересно, что еще «в 1887 году Ги де Мопассан в предисловии к роману «Пьер и Жан» говорил о
том, что читающая публика состоит из многих групп, каждая из которых взывает к нам:
1. Утешайте меня!
2. Развлекайте меня!
3. Дайте мне погрустить!
4. Растрогайте меня!
5. Дайте мне помечтать!
6. Рассмешите меня!
7. Нагоните на меня страх!
8. Заставьте меня плакать!
9. Заставьте меня думать!
И лишь немногое просят художника: создайте для нас чтонибудь прекрасное1
».
В прошлом, да и сейчас, этот период – проведение Недели детской книги – является замечательным
и любимым многими детским праздником. В 2013 году прошла юбилейная 70я Неделя детской книги.
Что мы будем делать в библиотеках: конкурсы, викторины, игры, книжные премьеры, встречи с пи
сателями! С помощью книги мы открываем детям большой и прекрасный мир, учимся дружить, любить,
размышлять!
Отметим еще несколько мероприятий, посвященных детским книгам:
Ярмарка детской книги в Болонье (март 2014 г.) – признана во всем мире как самое важное собы
тие в области развития детской книги. Традиционно собирает издателей, авторов, художниковиллюстра
торов, переводчиков, литературных агентов, бизнесразработчиков, полиграфистов, распространителей,
книготорговцев, библиотекарей, учителей и др.
Ежегодно 2 апреля отмечаетсяМеждународный день детской книги – в день рождения знаме
нитого писателя Ханса Кристиана Андерсена. Этот праздник установлен решением Международного со
вета по детской книге.
Пусть ваша неделя детской книги станет чудом «в подарок» вашим юным читателям!
А наша рубрика «Спецпроект» позволит вам найти много новых идей для мероприятий: здесь обзор
лекций по чтению, цитаты, идеи в помощь массовой работы, PISA 2012, проекты по чтению Сингапура, ре
комендации по профессиональному чтению и многое другое.
Неделя детской книги – это всегда новые открытия! Пусть школьная библиотека и ваша работа по
дарят детям радость чтения и счастливые незабываемые минуты.
Кроме этого, вас ждут наши традиционные рубрики. Ну и конечно, важный разговор о темах, кото
рые звучали и звучат в библиотечной и образовательной среде и так или иначе касаются и деятельности
школьных библиотек: единый учебник по истории, информационная безопасность детей и др.
1 Маркова Т.Б. Чтение как составная образа жизни: Бумажная книга и/или электронный текст. – Библиосфера. –
2013. – № 4. – С. 7–15.
3
2014
Стр.3