С. Н. Тиц
Человеческий фактор
Электронное учебное пособие
САМАРА
2012
УДК 331.45
ББК 74.204.9
Автор: Тиц Сергей Николаевич
Рецензенты: профессор кафедры эксплуатации авиационной техники Санчугов В. И.;
профессор кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных
аппаратов Зрелов В. А. <...> Цель данного пособия — с учетом истинного положения дел дать практическое
руководство по человеческому фактору для студентов факультета инженеров воздушного
транспорта, проходящих обучение по направлениям бакалавров 162300.62 «Техническая
эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и 162500.62 «Техническая эксплуатация
авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов», изучающих
дисциплину «Человеческий фактор» во 2 семестре, а для неспециалистов в этих областях —
общее представление о роли человеческого фактора при техническом обслуживании
воздушных судов. <...> Задача пособия — показать, как возможности и ограничения человека
могут повлиять на его деятельность и безопасность в определенных условиях проведения
технического обслуживания. <...> В связи с этим
возникнут дополнительные возможности появления ошибок, допущенных человеком, и как
следствие — разрывы в цепи обеспечения безопасности авиационной системы. <...> Несомненно,
ошибка человека при техническом обслуживании явилась причиной нескольких происшествий,
имевших место в авиатранспортных компаниях. <...> Также очевидно, что нарушения безопасности,
связанные с техническим обслуживанием, будут продолжаться, если в авиационной отрасли из
них не будут извлечены уроки. <...> При расследовании этих происшествий не было вскрыто — с
точки зрения человеческого фактора — истинное положение Дел. <...> Цель данного пособия — с учетом истинного положения дел дать практическое
руководство по человеческому фактору для студентов проходящих обучение по направлениям
162300.62 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и 162500.62
«Техническая эксплуатация <...>
Человеческий_фактор_[Электронный_ресурс]_.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
С. Н. Тиц
Человеческий фактор
Электронное учебное пособие
САМАРА
2012
Стр.1
УДК 331.45
ББК 74.204.9
Автор: Тиц Сергей Николаевич
Рецензенты: профессор кафедры эксплуатации авиационной техники Санчугов В. И.;
профессор кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных
аппаратов Зрелов В. А.
Редакторская обработка С. Н. Тиц
Компьютерная верстка С. Н. Тиц
Доверстка С. Н. Тиц
Тиц, С. Н. Человеческий фактор [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / С. Н.
Тиц; Минобрнауки России, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т).
- Электрон. текстовые и граф. дан. (3,25 Мбайт). - Самара, 2012. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Цель данного пособия — с учетом истинного положения дел дать практическое
руководство по человеческому фактору для студентов факультета инженеров воздушного
транспорта, проходящих обучение по направлениям бакалавров 162300.62 «Техническая
эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и 162500.62 «Техническая эксплуатация
авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов», изучающих
дисциплину «Человеческий фактор» во 2 семестре, а для неспециалистов в этих областях —
общее представление о роли человеческого фактора при техническом обслуживании
воздушных судов. Задача пособия — показать, как возможности и ограничения человека
могут повлиять на его деятельность и безопасность в определенных условиях проведения
технического обслуживания.
Пособие разработано на кафедре эксплуатации авиационной техники СГАУ.
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Страница
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................................. 4
Глава 1. Фундаментальные концепции человеческого фактора при технической эксплуатации
воздушных судов ...................................................................................................................... 7
Человеческий фактор: история и значение ............................................................................. 7
Понятие о человеческом факторе .......................................................................................... 8
Человеческий фактор как дисциплина ................................................................................... 9
Потребность в изучении человеческого фактора .................................................................. 10
Современные проблемы технического обслуживания .......................................................... 11
Модель SHELL ................................................................................................................... 13
Модель Ризона .................................................................................................................... 16
Ошибка человека ................................................................................................................ 18
Глава 2. Ошибки человека при техническом обслуживании воздушных судов
(организационные аспекты) .................................................................................................... 20
Ошибка человека в среде технического обслуживания ........................................................ 28
Глава 3. Роль человеческого фактора ...................................................................................... 31
Информационный обмен и связь ......................................................................................... 31
Подготовка кадров .............................................................................................................. 35
Технический персонал для обслуживания воздушных судов ................................................ 38
Производственные помещения и условия работы ................................................................ 40
Глава 4 Производственные бригады и организационные проблемы ......................................... 44
Бригадный метод работы..................................................................................................... 44
Проектирование схемы организации работ .......................................................................... 47
Система оплаты .................................................................................................................. 48
Подбор и комплектование штатов ....................................................................................... 48
Подготовка кадров .............................................................................................................. 48
Глава 5 Автоматизация и современные средства контроля ...................................................... 49
Автоматизация и внедрение вычислительной техники ......................................................... 49
Усовершенствованные вспомогательные средства ............................................................... 49
Глава 6. Анализ стратегических путей предотвращения ошибок ............................................. 53
Список литературы ................................................................................................................. 61
3
Стр.3