РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ……...........…………... <...> …...161
5.5 Радиомаячная система посадки сантиметрового диапазона
типа MLS . <...> РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
СОВРЕМЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ ………………………………………………………….. <...> Основным и единственным средством связи, обеспечивающим
прямые переговоры экипажа ВС с диспетчерами центров УВД и
экипажами других ЛА, находящихся в полете, является авиационная воздушная связь. <...> Она осуществляется в диапазонах метровых
(MB), декаметровых (ДКМВ) и гектометровых (ГКМВ) радиоволн. <...> Однако основа авиационной воздушной связи — метровый
канал связи, представляющий собой совокупность технических
устройств и среды, которые служат для передачи сообщений. <...> Диапазон декаметровых (коротких) волн предназначен только
для дальней радиосвязи (радиостанции дальней связи). <...> Различают радиостанции дальней и ближней связи, а также аварийно-спасательные. <...> Радиостанции дальней связи предназначены для обмена информацией между экипажем ВС и диспетчерами служб УВД, находящихся на расстояниях, превышающих дальность прямой видимости. <...> Для радиостанций дальней связи выделены диапазоны гектометровых и декаметровых волн с λ= 100... <...> В этом случае достигаются лучшие характеристики
канала радиосвязи, так как сужается требуемая полоса пропускания
приемника, а сигналы передаются при максимальной мощности передатчика. <...> 9
Таким образом, авиационная воздушная связь предназначена
для ведения переговоров по радиолинии между экипажами ВС и
наземными службами различных зон УВД (канал радиосвязи), передачи сигналов бедствия и аварийного оповещения (канал аварийной радиосвязи), обеспечения переговоров между членами экипажа,
оповещения и обслуживания пассажиров по внутрибортовым проводным линиям связи (канал внутрибортовой связи), магнитной записи переговоров экипажа (канал магнитной записи). <...> Примерами радиостанций дальней связи <...>
Авиационное_и_радиоэлектронное_оборудование_воздушных_судов_гражданской_авиации_[Электронный_ресурс]_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЁВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
А.Н. КОПТЕВ
АВИАЦИОННОЕ И РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Книга 2
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
С А М А Р А
Издательство СГАУ
2011
Стр.1
УДК 656 (075)
ББК 39.5
К658
Рецензенты: д-р техн. наук, проф. В. И. Г р е ч и ш н и к о в;
каф. «Техническая эксплуатация авиационных электросистем
и пилотажно-навигационных комплексов» МГТУ ГА, г. Москва.
Коптев А.Н.
К658
Авиационное и радиоэлектронное оборудование воздушных судов
гражданской авиации. В 3 кн. Кн. 2: учеб. пособие / А.Н. Коптев.
– Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2011.– 196 с.: ил.
ISBN 978-5-7883-0814-2
В данном пособии изложены принципы функционирования радиотехнических
средств связи, радиолокации, навигации и посадки, спутниковых навигационных
систем, широко используемых для самолетовождения. Значительное
внимание уделено бортовым комплексам связи и бортовым комплексам
навигации современных воздушных судов гражданской авиации.
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей «Техническая
эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и «Техническая эксплуатация
авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов.
УДК
656 (075)
ББК 39.5
Учебное издание
Коптев Анатолий Никитович
АВИАЦИОННОЕ И РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Книга 2
Учебное пособие
В авторской редакции
Компьютерная верстка А.А. Моисеев
Подписано в печать 30.06.2011. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 15,5.
Тираж 300 экз. Заказ
.
Самарский государственный аэрокосмический университет
443086. Самара, Московское шоссе, 34.
Изд-во Самарского государственного аэрокосмического университета.
443086. Самара, Московское шоссе, 34.
ISBN 978-5-7883-0814-2
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2011
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................6
РАЗДЕЛ II. РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ…...….7
ГЛАВА 1. РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СВЯЗИ…….…………….......7
1.1 Назначение и состав бортовых средств связи воздушных судов..……..…...7
1.2 Основы радиосвязи...........................................................................................11
1.3 Бортовой комплекс связи ЛА……………………………….…….……...…...19
1.4 Обобщенная структурная схема бортовой радиостанции
и ее принцип действия. Основные технические характеристики
канала авиационной связи…………………………………………………….......22
1.5 Физические основы радиосвязи……….….………………...……...…...…....24
1.6 Радиосвязное оборудование современных воздушных судов
гражданской авиации…………………………….……………….........................34
1.6.1 Состав и назначение радиосвязного оборудования……………..........…..34
1.6.2 Аппаратура внутренней связи экипажа АВСА-Э……………………........34
1.6.3 Аппаратура внутренней связи бортпроводников АВСА-Б ……….......…37
1.6.4 Аппаратура внутренней связи оповещения АВСА-О .…………..............38
1.6.5 ДКМВ радиостанция “АРЛЕКИН-ДГ”……………………………….........41
1.6.6 МВ радиостанция “ОРЛАН-85СТ” (8.33 / 25 кГц)..……….………….…..42
1.6.7 БССЗИ (аппаратура записи) “МАРС-БМ”………..……….........................48
1.6.8 Аппаратура речевого оповещения “АЛМАЗ-УП……..…………...….…..49
1.6.9 Система сигнализации опасности ССО………………..…………………..50
1.6.10 Аварийная МВ радиостанция Р-855А1……………………….............51
1.6.11 Аварийная ДКМВ радиостанция Р-861…………………………..…...51
ГЛАВА 2. РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ….…………...…….....53
2.1 Теоретические основы радиолокации….………………..…..........................54
2.2 Бортовые метеонавигационные радиолокационные станции….………......56
2.3 Радиовысотомеры…………………………………..………..……………......59
3
Стр.3